Правовой статус депутата парламента.
Депутаты - профессиональные парламентарии, которые с момента получения депутатского мандата наделяются специальными правами и привилегиями. В большинстве государств депутат может избираться (переизбираться) неоднократно, без каких-либо ограничений.
К числу важнейших привилегий относятся неответственность и неприкосновенность (иммунитет) депутатов. Первое означает, что парламентарий не отвечает за действия, высказывания, непосредственно связанные с его депутатской деятельностью, как в период, так и после истечения срока своих полномочий.
Иммунитет заключается в том, что депутат без согласия парламента или его руководящих органов не может быть привлечен к ответственности или подвергнут аресту за совершение правонарушения, за исключением случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления. Получая на выборах "представительский мандат", депутаты должны выражать волю избирателей, тс общественные интересы, которые обеспечивают выполнение законодательной и иных функций парламента. За выполнение профессиональной депутатской деятельности парламентарий получает вознаграждение (индемнитет), как правило, в несколько раз превосходящее по размеру оплату квалифицированного специалиста.
Общим требованием к парламентариям в президентских и полупрезидентских республиках является невозможность совмещения депутатского мандата с другими, как выборными, так и невыборными должностями. Напротив, при парламентской форме правления депутат может быть одновременно членом правительства. Запрещается занятие предпринимательской (коммерческой) деятельностью.
Взаимоотношения между избирателями и избранным ими депутатом могут строиться на принципах "императивного мандата" и "свободного мандата". Каждый из них содержит определенный режим ответственности депутата перед избирателями.
Принцип свободного мандата означает, что парламентарий юридически не связан поручениями избирателей и действует в парламенте, сообразуясь со своими представлениями о должном и собственной совестью. На этом основании отрицается право избирателей его отозвать, как не оправдавшего их доверия.
На практике обладающий свободным мандатом депутат оказывается зависимым от политической партии или избирательного объединения (общественного движения), поддержавших его на выборах. Кроме того, он зависит от тех организаций и лиц, которые финансировали его избирательную кампанию или оказали ему другую поддержку.
Принцип императивного мандата включает в себя совокупность грех элементов: обязательность наказов избирателей для депутата, обязательную отчетность депутата; право его отзыва избирателями, если он не выполняет или плохо выполняет наказы (поручения).
В данном случае депутат выступает мандатарием, представителем избирателей того округа, в котором он избран. Он связывает себя наказами и несет ответственность перед избирателями за неисполнение своих обязательств. Существо ответственности выражается в отказе избирателей поддержать депутата на очередных выборах или в его отзыве в случае неоправдания им оказанного доверия.
В современных государствах используется сочетание и "свободного" и "императивного" мандата. Как правило, на общегосударственном уровне применяется свободный мандат, но на уровне местного сообщества, где депутат теснее связан с избирателями - императивный.
Например, депутаты японского парламента обладают свободным мандатом, но могут быть исключены в любое время из состава палаты резолюцией большинства присутствующих членов палаты. Тогда как на местном уровне депутаты могут быть отозваны досрочно по требованию 1/3 избирателей большинством голосов.
В ряде зарубежных государств (Австрия, Бразилия) вместе с депутатом избираются его заместители, содействующие выполнению депутатских обязанностей. В случае выбытия депутата его заместитель замещает мандат и становится полноправным депутатом.
В большинстве зарубежных стран депутаты на первом заседании парламента приносят присягу.
Компетенция парламента.
Совокупность полномочий и функций парламента образует его компетенцию. По объему компетенции парламенты подразделяются на три группы:
1. парламенты с абсолютно определенной компетенцией, характерные для федеративных и децентрализованных унитарных государств (США, Франция, Испания). В таких государствах центральная власть ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований (предметы ведения);
2. парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия);
3. парламенты с относительно определенной компетенцией, где границы компетенции являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения полномочий парламента и правительства (Швейцария).