Полномочия президента и его акты.
Глава любого государства имеет следующие полномочия.
· Во взаимоотношениях с парламентом он нередко назначает парламентские выборы,
· созывает парламент на сессии, санкционирует и промульгирует законы, вправе отклонять их, возвращая в парламент для повторного рассмотрения.
· участвует в формировании правительства и судейского корпуса, в решении вопроса об отставке правительства.
· имеет право помилования, предоставления гражданства и дачи согласия на выход из него, предоставления убежища, награждения государственными наградами.
· может без специального уполномочия заключать международные договоры, подписывать и принимать верительные и отзывные грамоты. Во многих странах глава государства является верховным главнокомандующим.
Прочие полномочия глав государств во многом зависят от формы правления соответствующей страны. Так, в парламентарных странах и смешанных республиках глава государства может
· распустить парламент или его Нижнюю палату.
В целом глава государства в парламентарных странах является слабой политической фигурой. Выражением такой слабости выступает институт контрассигнатуры, означающий, что большая часть актов главы государства нуждается в министерском одобрении.
В президентских республиках президент не имеет права распускать парламент, но он является не только главой государства, но и главой высшей исполнительной власти, обладая соответствующими полномочиями по осуществлению текущего управления страной. Поэтому он выступает сильной политической фигурой. Его акты не нуждаются в контрассигнации министрами.
В суперпрезидентской республике полномочия президента еще более обширны, чем в президентской. Он единолично назначает министров, объявляет чрезвычайное положение, может в некоторых случаях издавать акты, имеющие силу закона, без уполномочивания со стороны парламента.
В смешанных республиках полномочия президента несхожи в разных странах, но, как правило, президент обладает серьезными полномочиями в сфере исполнительной власти и правом роспуска Нижней палаты парламента.
Для обеспечения эффективного осуществления главами государств их функций и полномочий конституции зарубежных стран предоставляют им комплекс гарантий их деятельности. Это, прежде всего, неприкосновенность, означающая недопустимость привлечения к уголовной ответственности и ограничения личной свободы. Пока глава государства остается в должности, она носит абсолютный характер. Например, согласно ст. 84 Конституции Румынии президент пользуется иммунитетом. При этом монарха невозможно сместить с должности законным путем, а президент может быть отрешен от должности в результате применения процедуры импичмента или подобной ей процедуры юридической парламентской ответственности. Кроме того, важной гарантией является содержание или вознаграждение главы государства. Монарх имеет право на содержание. Оно выплачивается по цивильному листу, принимаемому парламентом в форме закона, определяющего сумму ежегодных выплат из государственного бюджета на содержание монарха. Президент имеет право на вознаграждение, сумма которого также устанавливается парламентом.
Акты Президента
Согласно ст. 90 Конституции РФ можно увидеть, что, осуществляя свои полномочия, Президент России издает два вида правовых актов - это указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения относятся к подзаконным актам и не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а также федеральным законам (ст. 83). Он подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами (ст. 83-90). Президент эти акты издает самостоятельно, т.е. от своего имени.
Указы подразделяются на нормативные и индивидуальные. Последние издаются по таким вопросам, как гражданство, предоставление политического убежища, кадровые назначения, награждение государственными наградами и др.
Сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в законодательстве. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.04.2006 г. указано, что практика издания указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, конституционна, если, во-первых, они не расходятся с Конституцией РФ и федеральными законами и, во-вторых, их действие ограничивается периодом до принятия соответствующих законов. В будущем, по всей видимости, при условии существенного наращивания объема законодательства (и в особенности собственно федеральных законов) роль «указанного нормотворчества» сократится.
Отдельные, очень малочисленные указы (например, «О введении военного, чрезвычайного положения»), подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Следующий правовой акт главы государства - это распоряжения, они являются вторыми по значимости после указа. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные поручения, задания, предписания частного характера. Акты Президента публикуются в официальных изданиях и только после опубликования они вступают в официальную силу.