I. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивыс­шую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуж­даемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия транс­формируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и сво­бод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Защита прав и свобод — обязанность государства

Конституция гарантирует государственную защиту прав и сво­бод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило за­крепляет обязанность государства различными правовыми сред­ствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их ре­гулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регули­рование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Прези­дент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Сле­довательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь меха­низм государства, все органы государственной власти.

Самозащита прав и свобод

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защи­щать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» (в редакции от 29 декабря 2006 г.) предоставил гражда­нам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовыепистолеты и др.). Закон предусмат­ривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит приме­нению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших те­лесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобре­тение оружия.

Судебная защита

Российская Конституция гарантирует каждому судебную за­щиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффек­тивна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) орга­нов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжа­лования могут быть законы, действия и указы Президента, поста­новления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществля­ет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В ноябре 1995 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по жалобам Р. Н. Самигулиной и А. А. Апанасенко о проверке кон­ституционности ст. 209 УПК РСФСР, которая на практике лишала граждан права обжаловать в судебном порядке постановление о пре­кращении уголовного дела, позволяя обращаться с жалобой только к прокурору. Суд отметил, что право граждан на судебную защиту от­носится к таким правам, которые в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не могут быть ограничены ни при каких условиях. Между тем по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой положению рассматриваемой статьи, участники уголовного процесса, чьи права и законные интересы затрагиваются прекращением производства по делу, оказались лишенными права обратиться за защитой в суд. Та­ким образом, значительное число правоприменительных решений, затрагивающих основные права и свободы граждан, вопреки уста­новлениям ст. 46 Конституции РФ выводится из-под судебного кон­троля. Суд признал данное положение закона неконституционным.

Международная защита

Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответ­ствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Комитеты ООН.Жалоба подается в Комитет по правам чело­века, созданный в соответствии с Международным пактом о гра­жданских и политических правах. Присоединение России к фа­культативному протоколу этого Пакта создает условия для реали­зации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли ли­цо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жа­лоба доводится до сведения соответствующего государства, а го­сударство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот во­прос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели ме­сто. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

Европейский Суд по правам человека.Другой формой междуна­родной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. в соответствии с Евро­пейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, свя­занные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в от­ношении тех государств, которые признали ее для себя обяза­тельной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации.

Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано только после того, как исчерпаны все внутренние средст­ва решения спора. Суд, состав которого утверждается для каждо­го обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему подчиняться. Жертве нарушения прав может быть назначено «справедливое возмещение».

4 мая 2006 г. Россия подписала Протокол № 14 к Конвенции, который вводит механизм отсеивания заведомо неприемлемых жалоб и дополнительное основание для признания жалобы, не подлежащей рассмотрению, — отсутствие значительного ущерба для заявителя; решение о рассмотрении должен принимать один судья, а не три; полномочия судьи продлеваются с шести до де­вяти лет. Однако на заседании 20 декабря 2006 г. Государствен­ная Дума отказалась ратифицировать Протокол № 14.

Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. учреждена долж­ность Уполномоченного Российской Федерации при Европей­ском Суде (назначается Президентом РФ).

Возмещение вреда

Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях со­стоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право иобеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействи­ем) органов государственной власти или их должностных лиц».

Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством. Возмещению подлежит вред, при­чиненный человеку незаконным привлечением к уголовной от­ветственности, незаконным осуждением, незаконным заключе­нием под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или ис­правительных работ. Материальную ответственность в этих слу­чаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возме­щения причиненного вреда устанавливается судом, который так­же вправе определять возмещение (денежную компенсацию) мо­рального вреда, причиненного человеку.

Конституционный Суд РФ в определении от 4 декабря 2003 г. по жалобе Т. Аликиной, которая была необоснованно арестована по по­дозрению и спустя три дня освобождена «за отсутствием состава пре­ступления», указал: «Вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возме­щению за счет казны в полном объеме независимо от вины органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры».

Порядок исполнения судебных актов по искам к казне на воз­мещение вреда установлен постановлением Правительства РФ от 9 сентября 2002 г. Предусмотрено, что исполнение судебного ак­та осуществляется Министерством финансов РФ в двухмесячный срок.

Наши рекомендации