Способы изложения норм права и статьях нормативно-правового акта
Норма права - относится к содержанию права, это правило поведения, содержащее гипотезу, диспозицию, санкцию.
Статья законодательного акта - внешняя форма выражения права, средство воплощения нормы права. Соотношение нормы правки статьи нормативно-правового акта предполагает, что:
- все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта;
- в одной статье нормативного акта могут быть изложены несколько правовых норм;
- элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
- элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов.
Способы изложения нормы права:
1) прямой способ - структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта в полном объеме;
2) отсылочный способ - изложение в статье нормативного акта части нормы при конкретной отсылке к тексту, в котором содержится недостающая часть;
3) бланкетный способ - когда в статье нормативного акта указывается на наличие правила поведения и обозначается ответственность за его нарушение (санкция), при этом непосредственно в статье не содержится информации о сущности и о выходных данных документа, эти правила содержащего. Предполагается, что правоприменитель должен обладать данной информацией в силу собственной профессиональной компетенции.
Понятие и виды форм права. Источники права
Существуют следующие источники права:
1) в идеальном смысле слова (правосознание);
2) в материальном смысле слова (материальные условия жизни общества, которые объективно вызвали появление права как регулятора общественных отношений);
3) в формальном смысле слова (формы права).
Первой формой права стал правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного.
Второй формой права является судебный прецедент – решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы.
Третьим источником права является нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные.
Источником в международном праве является международный договор. В соответствии с Конституцией РФ «международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъектам международные договоры классифицируют на межправительственные, межгосударственные и межведомственные.
Пятая форма права – юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье.
Юридическая доктрина как источник права:
1) оказывает существенное влияние на сознание законодателей;
2) разрабатывает юридические термины и конструкции;
3) ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;
4) определяет тенденции и закономерности развития государства и права.
Шестая форма права – религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права. Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт – принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
Источники российского права
Источники права – исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закреплениянорм права,придания им юридического, общеобязательного значения.
Источники права:
1. нормативный правовой акт;
2. нормативный договор;
3. правовой обычай;
4. юридический прецедет.
33. Правовые обычаи
Разновидность общегражданских обычаев. Их содержание –это конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях
Правовые обычаи чаще всего прямо не зафиксированы в нормах действующего законодательства.
В современной правовой системе РФ правовой обычай среди других источников права по объему регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Случаи применения правового обычая зафиксированы в действующем законодательстве.
Прецедент
Состоявшееся ранее решение или постановление суда (или иного органа) принимаемое за образец при решении в дальнейшем аналогичных вопросов.
Необходимо различать понятия «судебный прецедент» и «судебная практика». Если прецедент– это конкретное решение, то судебная практика– это типичные судебные решения по конкретным делам, являющиеся результатом длительного, однообразного судебного правоприменения .
Прецедент является одним из основных источников права в государствах «общего права», так называемых странах с англосаксонской системой праваВеликобритании (прежде всего, Англии, США, ЮАР, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Индии и др.). Возрастает роль судебного прецедента и в странах континентальной Европы где прецедент, традиционно, не относится к источникам права(Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Лихтенштейне, Люксембурге, Монако, Финляндии, Швеции, Испании), а также в странах Латинской Америки.
В Российской Федерациисудебный прецедент не признается в качестве источника права, однако, как и во многих странах романо-германской системы права, прецедент, а точнее, судебная практика (обзоры судебной практики, информационные письма),приобретает все большее практическое значение.
Нормативно – правовой акт
Нормативно-правовой акт –это принятый в установленном порядке уполномоченным на то органом письменный официальный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
Нормативные правовые акты РФ классифицируются:
· по юридической силе:
а) законы(федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации);
б) подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты).
· по уровням принятия нормативных актов:
а) нормативные правовые акты органов государственной власти РФ;
б) нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;
в) органов местного самоуправления, принятые в результате прямого народного волеизъявления.
· по степени обобщенности нормативного материала:
а) кодифицированные акты (кодекс, устав и др.);
б) акты текущего правотворчества (тематические федеральные законы).
· по времени действия:
а) постоянные;
б) временные;
в) исключительные.
· по кругу субъектов:
а) общие;
б) специальные.
· по пространственному действию:
а) на всей территории РФ;
б) на территории какого-либо субъекта, муниципального образования.
· по направленности действия:
а) акты внутреннего действия;
б) акты внешнего действия.
Нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию, которое выражается в помещении полного текста нормативного акта в официальном издании (либо в информационном бюллетене «Собрание законодательства РФ», либо в «Российской газете»)