Виды подзаконных нормативных правовых актов Республики Беларусь

Подзаконный акт – нормативный правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

Подзаконные акты принимаются на основании и во исполнение законов.

К подзаконным актам относят (см. ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»):

1) Указы Президента РБ. 2) Постановления палат Национального собрания. 3) Постановления Совета Министров РБ. 4) Акты высших судебных органов, Генерального прокурора. 5) Акты центральных органов государственного управления: постановления, приказы, а также инструкции, положения, уставы, правила, которые должны утверждаться постановлением или приказом.. 6) Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. 7) Локальные нормативные правовые акты.

Понятие и структурные элементы системы права

Система права – внутреннее строение права, которое представляет собой внутренне согласованное объединение всех юридических норм, структурно разделенных на институты и отрасли права.

Структурными элементами системы права являются нормы права, институты права, отрасли права, подотрасли права.

Мельчайшим (первичным) элементом системы права является норма права. Нормы права объединяются в институты права, отрасли и подотрасли права.

Правовой институт – это обособленная группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность или сторону однородных общественных отношений, входящая в отрасль (подотрасль) права.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни.

Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). Отраслевые институты принадлежат одной конкретной отрасли права. Межотраслевые институты действую в рамках нескольких отраслей права.

Базовым элементом системы права является отрасль права.

Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных, объективно обособленных юридических норм и институтов, регулирующих при помощи специфического метода обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, отличительными свойствами, качественным своеобразием.

Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого другого элемента системы права. В рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли.

Любая отрасль права, как правило, состоит из общей и особенной части.

Все отрасли делятся на отрасли материального и процессуального права. К отраслям материального права относятся гражданское право, трудовое право, уголовное право и др. отрасли. К отраслям процессуального права относятся гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др.

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:

1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений. Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения.

Группировка норм по отраслям и институтам зависит, прежде всего, от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые регулируются нормами ряда отраслей. В таких случаях на помощь приходит метод регулирования, ибо каждая правовая отрасль имеет свой, характерный для нее способ воздействия на поведение субъектов (либо их сочетание).

В целом следует отметить, что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они – части единой системы.

Частное и публичное право

Характеристика системы права была бы неполной без рассмотрения вопроса о делении права на частное и публичное.

Это деление, имеющее принципиальное значение, сложилось в юридической науке и практике давно – его проводили еще римские юристы. Суть указанного разделения состоит в том, что в любом праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, и нормы, защищающие интересы частных лиц.

В основе этой градации лежат две в известной мере самостоятельные сферы социальных отношений, иными словами, – предмета правового регулирования. Широко известно высказывание древнеримского юриста Ульпиана (170–228) о том, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. Публичное право – это область государственных дел, а частное право – область частных дел.

Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Исторически «частное право развивается одновременно с частной собственностью».

В общей системе права частное и публичное право тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.

Наши рекомендации