Понятие и виды нормативного правового акта в Республике Беларусь
Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах Романо-германской правовой системы. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой - разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт:
а) содержит юридические нормы;
б) представляет собой официальный письменный акт-документ;
в) является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой.
г) обладает юридической силой. Юридическая сила нормативного правового акта – характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
Нормативно-правовой акт может приниматься также в порядке делегированного законодательства или референдума, но, так или иначе с участием государства и выражением его воли.
С учетом названных признаков нормативно-правовой акт можно определить как официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме:
а) компетентными органами государства;
б) в порядке делегированного законодательства;
в) в порядке референдума.
Нормативно-правовые акты следует отличать от другой разновидности правовых актов - индивидуальных юридических, а главное - от актов применения права. Их объединяет общая юридическая природа, и те и другие содержат государственно-властные предписания, но у актов применения эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию) характер.
Основная задача нормативно-правового акта, как и любой формы права, - хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права - как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами.
Нормативный правовой акт Республики Беларусь – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Виды нормативный правовых актов Республики Беларусь перечислены в ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
Понятие и классификация законов Республики Беларусь
Все нормативные правовые акты в теории права подразделяются на две группызаконы и подзаконные акты.
Закон – это нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.
Определение Закона Республики Беларусь (см. ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»). В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы подразделяются на конституционныеи обыкновенные.Конституция РБ(см. ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»).
Особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию предусмотрен в ст.ст. 138-140 Конституции. В ст. 104 Конституции РБ выделяются программные законы (см. ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»).Обыкновенные законыделятся накодифицированные и текущие законы.
Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт)(см. ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»).
Все остальные законы являются текущими. На основе Конституции они регулируют наиболее важные общественные отношения.
В соответствии со ст. 85 Конституции Президенту РБ предоставлено право издавать декреты, имеющие силу законов. Статья 101 Конституции конкретизирует это право. Декрет Президента Республики Беларусь(см. ст.2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»).Виды декретов Президента РБ, порядок их издания регулируются ст.ст. 28-30 Закона РБ «О Президенте Республики Беларусь».