Государственная защита прав и свобод граждан
Признание прав и свобод человека высшей ценностью, а их защиту обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в Конституции положения о России как о демократическом правовом государстве. Конечная цель деятельности последнего состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой деятельности.
Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и свобод.
Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять как РФ, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они должны обеспечить права и свободы гражданина всеми доступными им способами, методами и средствами на всей территории России.
За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом.
Органы законодательной власти призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Кроме того, Государственная Дума — одна из палат парламента страны назначает на должность Уполномоченного по правам человека в РФ.
Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Президента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана и действует Комиссия по правам человека.
Многие ?ы защиты прав и свобод решаются на уровне Правительства РФ, в компетенцию которого входит принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Защита прав и свобод человека и гражданина — одна из главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры.
Одним из основных направлений деятельности депутатов представительных органов всех уровней, начиная от местных и кончая федеральными, является восстановление нарушенных прав.
Защищенность государством как самой мощной социальной силой придает правам человека и гражданина значительную надежность и гарантию их реального осуществления в полном объеме.
В 1997 г. был издан федеральный конституционный закон об этом государственном институте.
В соот с Конституцией РФ назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Срок его полномочий — пять лет.
В системе разделения властей РФ Уполномоченный по правам человека занимает особое место, он, по сути, не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Он выполняет публично-представительную функцию, его деятельность распространяется на самую конфликтную сферу общественных отношений — отношений гражданина и государства, особенно гражданина и чиновника. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, а также обладает неприкосновенностью.
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
Граждане РФ и находящиеся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства могут обратиться к Уполномоченному с жалобами на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее они обжаловали эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласны с решениями, принятыми по их жалобе.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а так же лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке
вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения
или постановления суда либо постановления судьи; изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться в Конституционный Суд РФ с
жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
В конце каждого календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности, который подлежит обязательному официальному опубликованию, Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ.
В ряде российских субъектов действуют свои Уполномоченные по правам человека (Республика Башкортостан, Саратовская, Московская, Астраханская области и др.).
52. Понятие и формы гос устройства. Гос устройство – способ территориальной организации гос власти. Существуют две основные формы гос усторойства унитарное (Италия, Испания, Франция, Великобритания) и федерация (США, РФ, Англия, ФРГ). Унитарное гос-во единое гос образование состоящая из административно территориальных единиц. Признаки: на территории действует единая конституция, система законодательства, единое гражданство; существует единая система высших органов гос власти; компетенция административно – территориальных единиц устанавливается центральной властью; внешнеполитическая деятельность осуществляется центральными органами власти. Федерация- союзная территориальная организация состоящая государств или гос образований основанная на разделении гос власти между федерацией и её субъектами. Признаки: территория федерации состоит из образующих её территорию субъектов федерации; на ряду федеральной конституцией действует конституция субъектов федерации; в большинстве федерации на ряду с союзным гражданством действует гражданство субъектов; компетенция между федерации и субъектами разграничена на основе конституции и договорах; субъекты РФ суверенитетом не обладают. Лишены права на сецессию (право на выход из состава федерации). Конфедерация – временное объединение гос-в сохраняющих свой суверенитет. Признаки: субъекты имеют право свободного выхода; в предметы ведения входит определённый круг ?; в конфедерации образуются только те гос орг, которые необходимы для осуществления общих задач; парламент конфедерации формируется представительными органами её субъектов. На сегодняшний день конфедераций не существуют, в прошлом это Швейцария, Канада.