Закон - это НПА, принятый высшим органом гос. власти в установленном Конституцией порядке, и обладающий высш. юр. силой по сравнению с др. НА (указы, постановления).
Конституционная ответственность - вид социальной ответственности, выражающийся в особых негативных последствиях для субъекта конституционного правонарушения.
Конституционное правонарушение - виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее нормы конституционного права и не составляющее при этом ни уголовного преступления, ни административного, гражданского или дисциплинарного правонарушения. Конституционное правонарушение является основанием для наступления конституционной ответственности.
Ответственность - обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.
В зависимости от характера применяемых санкций различают ответственность юридическую, материальную, моральную, политическую и т.д.
В зависимости от субъекта различают ответственность индивидуальную и коллективную.
КП граждан на объединение
Право на объединение выступает важнейшим условием осуществления политической свободы и обеспечения подлинной демократии в обществе. Оно получило закрепление в ст. 30 Конституции РФ, в федеральных законах «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 г., «О политических партиях» от 11 июля 2001 г., в которых учтены соответствующие международные стандарты.
Именно данное право лежит в основе свободного образования партий, многопартийности, выступает формой проявления политического плюрализма.
КП граждан на объединение включает в себя следующие правомочия:
право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;
право вступать в существующие общественные объединения;
право воздерживаться от вступления в них;
право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Часть 5 ст. 13 Конституции РФ и ст. 16 Федерального закона «Об общественных объединениях» устанавливают запрет на создание и деятельность таких общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Закон об общественных объединениях предусматривает следующие виды общественных объединений: политические партии, профессиональные союзы, общественные движения, общественные фонды, органы самодеятельности и иные общественные объединения, устанавливает возможность для конкретных видов общественных объединений иметь дополнительные права, которые могут быть введены соответствующими законами. Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений не допускается. Все общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом (ст. 13 Конституции РФ).
Для создания общественного объединения не требуется согласия какого-либо государственного органа, для этого достаточно решения самих граждан-учредителей, принятого в установленном законом порядке. Если же общественное объединение желает получить права юридического лица, оно подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Учредителями, членами и участниками общественных объединений, включая и политические партии, могут быть граждане, достигшие 18 лет. Членами и участниками молодежных общественных объединений можно стать с 14 лет, а детских — с 10 лет. Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным. Не вправе быть членами партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также российские граждане, признанные судом недееспособными.
Ликвидация общественного объединения производится только по решению суда в строго определенных законом случаях:
при нарушении ст. 16 Федерального закона «Об общественных объединениях»;
при виновном нарушении своими действиями прав и свобод граждан;
при неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Конституционные обязанности
Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказа от осуществления своих прав. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями.
Между тем чрезмерное выпячивание прав и отрицание человеком своих обязанностей ведет к тому, что он стремится осуществить свои желания или предположения о якобы принадлежащих ему правах любой ценой. А это зачастую влечет за собой нарушение прав других лиц, совершение преступлений.
Существовавший в нашей стране долгое время принцип единства прав и обязанностей был обусловлен правильным тезисом о взаимной ответственности государства и гражданина, общества и личности. «Нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав» — это утверждение выражает необходимость осознания каждым человеком и гражданином своей ответственности перед государством и другими людьми при осуществлении своих прав.
Целесообразно различать обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека связаны с самим фактом общественного бытия. Будучи официально признанными в государстве, они выступают в качестве обязанностей гражданина. Основные обязанности закреплены Конституцией РФ.
Признаки конституционных обязанностей:
1) они служат охране, защите и развитию важнейших социальных
ценностей;
2) способствуют реализации как личных, так и общественных интересов;
3) имеют высшую юридическую силу.
Конституционные обязанности можно подразделить на общие и
конкретные.
К первой группе относятся следующие обязанности российских граждан:
— соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности;
— сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
— заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).
Эти обязанности распространяются на все без исключения категории населения страны. Выполнение их обеспечивается мерами воспитательного воздействия, а в случае их недостаточности — средствами административного и уголовного права.
Вторая группа обязанностей, предусмотренная Конституцией России, включает в себя:
родительские обязанности (ст. 38);
обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
воинскую обязанность (ст. 59).
Данный круг обязанностей адресован к конкретным категориям населения: родителям, налогоплательщикам, военнообязанным.
Образование и Распад СССР.
1) Перед молодым гос-вом остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы, на долю РСФСР приходилось 92% населения и 70% площади
2) РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз с целью международного сотрудничества (объединение в том числе и вооруженных сил)
3) В августе 1922 года ПолитБюро и ОргБюро ЦК КПСС рассмотрели вопрос о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками, создав комиссию, председателем которой был В.В.Куйбышев
4) Комиссия поручила Сталину разработать проект автономизации
5) 30.1.1922 года- дата образования СССР, подписание декларации и союзного договора между РСФСР, Белоруссии, Украины, Закавказской федерации
6) Последующее развитие СССР-третий этап.
7) 09.1924 г.- раздел Туркестанской республики на Узбекскую, Туркменскую, Таджикскую и Киргизскую республики
8) В конституции 1936 г. было закреплено вхождение Азербайджанской, Армянской, Грузинской р-к, в ней были также образованы Киргизская и Казахская республики.
9) 1940 г. присоединились Эстония, Латвия, Литва
РАСПАД СССР
19990 г.-начало парада суверенитета, начало т.н. «войны законов»
03.1990 г- Референдум о сохранении СССР, в котором приняли участие не все республики (кроме Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия, Армения объявили о своей независимости раннее), на котором большинство проголосовало за сохранение СССР. Был учрежден пост Президента и принят проект создания нового союзного договора, в котором должны были быть расширены права республик.
04.19990 г. закон «Об усилении ответственности за посягательство на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории СССР», которым устанавливалась уголовная отв-ть за публичные призывы к свержению общественного и государственного строя
Референдум на Украине проведенный 01.12.1991 года, на котором победили сторонники независимости, который сделал практически невозможным сохранение СССР
12.1991 г.-главы трех союзных гос-в- Белоруссии, России и Украины в Беловежской пуще был подписан договор об образовании СНГ
11.12.1991 Комитет Конституционного надзора СССР выступил с заявлением, осуждавшим это решение, но практических последствий данное заявление не имело.
12.12.1991 Верховный Совет РСФСР ратифицировал Беловежское соглашение и принял решение о денонсации союзного договора 1922 года
21.12.1991 года было подписано Алма-Атинское соглашение, ставшее основой СНГ (к СНГ присоединилось еще 8 республик)
58. Государственный суверенитет используется, как основа жизнедеятельности проживающего на данной территории народа. Государство ядро политической системы. Такая роль государства вытекает из обладания им государственным суверенитетом. Существует несколько концепций государственного суверенитета:
1. Количественная концепция - суверенитет это сумма всех прав и полномочий государства. Суверенитет может быть ограниченным, если государство передает кому-то часть своих полномочий.
2. Качественная - суверенитет это неотъемлемое свойство государства: быть верховным внутри страны, независимым на международной арене и выражать единую властную волю (единую государственную власть).
3. Другая интерпретация качественного принципа выражается в том, что суверенитет это неотъемлемый признак государства (проявляется в том, что государственная власть верховная и единая), но государства в абстракции как такового нет, в действительности оно выступает в лице государственных органов.
По социально-политической основе суверенитета, концепции делятся на:
1. Монархические концепции государственного суверенитета - Жан Баден первый ввел этот термин. В основе государственного суверенитета лежит воля монарха.
2. Народоправленческая (народовластная) концепция - Ж. Жак Руссо считал, что предпосылкой появления государственного суверенитета является воля народа, которую государство должно выражать.
3. И.З. Саланевич считал, что государство может быть монархическим по форме правления, но в основе государственного суверенитета все равно будет лежать воля народа.
Качественная концепция говорит, что нельзя ограничивать государственный суверенитет. У государственного суверенитета как у качественной категории есть количественное содержание – это компетенция государства или полномочия государственной власти. Но компетенцию государства нельзя сводить к одним полномочиям, т.к. нет ясности в предметах ведения. Поэтому компетенция складывается из полномочий и предмета ведения, иными словами, компетенцию образуют полномочия государства реализуемые в соответствующих сферах ведения. Грань перехода количества в качества находится там, где суверенитет государства связывается с компетенцией государства посредством суверенных признаков государства.
Суверенные признаки государства - это минимум суверенных прав, без которых суверенитет государства не может существовать. В эти признаки входит:
1. Учредительная власть - это власть по учреждению важнейших экономических, социальных и политических ценностей, осуществляется органами государственной власти и в указанных в законе случаях непосредственно населением.
2. Собственная территория - которая очерчена государственной границей.
3. Территориальное верховенство - а) власть в государстве распространяется на всю его территорию; б) территория государства не может меняться без его согласия.
4. Собственная система органов государственной власти.
5. Конституционное и собственное отраслевое законодательства - конституционного правления, гражданское и уголовно-правовое, процессуальное и законодательство о судоустройстве.
6. Наличие собственной денежной и эмиссионной системы.
7. Наличие собственной налоговой системы и бюджета.
8. Наличие вооруженных сил.
9. Осуществление внешнеполитической деятельности, наличие дипломатических представительств, участие в деятельности международных организаций.
10. Наличие государственных символов (герба, флага и гимна государства).
Гос. флаг РФ - это прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонт. полос: белого,синего и красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.
Он поднимается: на зданиях, где проводятся заседания палат ФС, на резиденциях Президента РФ, Правит. РФ, Конст. Суда РФ, Верховн. Суда РФ, Высшего Арбитр. Суда РФ- постоянно; Изображение Гос. флага РФ м. наноситься на воздушные суда РФ Гос. флаг РФ. м.б. поднят в знак траура. Тогда в верхней части древка Гос. флага РФ крепится черная лента
При одновременном поднятии флаг РФ наход. слева или в центре, и д.б. не меньше флага S РФ Гос. гимн РФ ( положение) Гос. гимном РФ явл. мелодия, созданная на основе «Патриотич. песни» М. И. Глинки. Гос. гимн РФ исполняется во время торжеств. церемоний и иных мероприятий, проводимых гос. органами: при поднятии Гос. флага РФ; после принесения присяги Президентом РФ; при открытии и закрытии сессий палат ФС, при вручении гос. наград; Гос. герб РФ это изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом — три историч. короны Петра 1 (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона. Допускаются воспроизвед. Гос. герба в одноцветном варианте, а также его воспроизведен. в виде гл. фигуры -двуглавого орла. Гос. герб (многоцветный вариант) помещается на бланках ф.з, указов и распоряжен. Президента, постановлений и распоряжений Правительства , решений Конст., Верховного и Высшего Арбитражного Судов. Гос. герб м. помещаться на ден. знаках, орденах и медалях РФ.
Закон - это НПА, принятый высшим органом гос. власти в установленном Конституцией порядке, и обладающий высш. юр. силой по сравнению с др. НА (указы, постановления).
Виды законов: В соответствии с К. (ст 76) РФ на фед. уровне принимается два вида законов: ФКЗ и ФЗ. ФКЗ по сравнению с ФЗ обладает более высокой юр. силой. Он является органическим законом, непосредственно предусмотренным и вытекающим из содержания Конституции, детализирующим тот или иной конституционно-правовой институт. Конституция РФ предусм. обязательное принятие 13 ФКЗ (из них есть 6) Законодательный орган не м. принимать ФКЗ, не предусмотренный К. РФ. ФЗ - это закон текущего характера, он издается в соотв. с К. и ФКЗ. Конституцией предусматривается возможность принятия свыше 40 различных ФЗ.
Типология законов в РФ. С 1990 по 2001 г. было издано около 1600 федеральных (общероссийских) законов по различным отраслям права1. Многие из них имеют прямое отношение к конституционному праву и касаются принципиальных проблем организации государственной власти, прав, свобод и обязанностей граждан, избирательной системы, федеративного устройства, статуса и деятельности общественных организаций, местного самоуправления. Анализируя систему законов, нельзя не отметить такую характерную черту, как их разнообразие. Важнейшие государственно-правовые нормы зафиксированы в конституционных и «обычных» законах. Федеральные конституционные законы существуют с 1994 г. Они принимаются по ?ам, предусмотренным Конституцией РФ. Главный смысл и предназначение анализируемых законов как раз и состоит в том, что они в системе законоположений определены как обособленные и приоритетные акты повышенной юридической силы, развивающие фундаментальные нормы, но не являющиеся частью основного закона. Поэтому законодатель не может произвольно, без изменения существующих основных норм вводить новые конституционные законы или упразднять существующие, издавая вместо них акты текущего законодательства. В то же время допустимым является принятие конституционных законов об изменении и дополнении действующих вышеназванных актов, их отмене либо принятии в новой редакции. В противном случае будет деформирована вся «конституционная конструкция», установленная на референдуме 1993 г. На наш взгляд, целесообразно выделить следующие сущностные черты этого типа законов: Конституционные законы развивают и дополняют Конституцию РФ. «Конституционное пространство» при этом расширяется. Принимаются по ?ам, предусмотренным Основным Законом РФ: Их перечень детерминирован конституционными нормами и не является произвольным. Имеется в виду вся совокупность актов данного уровня, включая законы об изменениях и дополнениях, о ратификации и денонсации международных договоров. Особое положение этих актов, вызванное близостью к общероссийской Конституции, приводит к наделению их большей юридической силой, чем обычные законы. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76), этим лишний раз подтверждается приоритет самой Конституции РФ. Подготавливаются по специальной, усложненной и продолжи тельной процедуре в отличие от федеральных законов. Для их принятия необходима активная позиция обеих палат Федерального Собрания — голосование «за» трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Они не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены на новое рассмотрение. Глава государства безусловно обязан их подписать и обнародовать (ч. 2 ст. 108). Ныне действуют следующие федеральные конституционные законы: о Конституционном Суде РФ (1994 г.), об арбитражных судах (1995 г.), о референдуме (1995 г.), о судебной системе (1996 г.), об Уполномоченном по правам человека в РФ (1997 г.), о Правительстве РФ (1997 г.), о военных судах (1999 г.), о Государственном гимне (2000 г.), о Государственном гербе (2000 г.), о Государственном флаге РФ (2000 г.), о чрезвычайном положении (2001 г.), о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового российского субъекта (2001 г.), о военном положении (2002 г.). На современном этапе принято чуть более 60% всех конституционных законов. Так, отсутствуют акты о порядке созыва Конституционного собрания, о порядке изменения статуса субъекта Федерации и некоторые другие. Близок к федеральному конституционному закону закон РФ о поправке к российской Конституции (ст. 136). Такой закон пока ни разу не принимался. Возможность принятия и форма этого акта установлена в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. По всей видимости, этот закон будет иметь временное значение и прекратит свое действие сразу же после включения поправки в текст Конституции РФ. Наиболее многочисленны среди законодательных актов федеральные (ординарные) законы, принимаемые на основе обычной парламентской правотворческой процедуры. Они составляют большинство в конституционном и других отраслях права и по юридической силе идут сразу же после федеральных конституционных законов. Это, к примеру, законы о выборах, о гражданстве, о средствах массовой информации, о политических партиях, о статусе судей. Среди российских законов следует выделять такие акты, как основы законодательства и кодексы. Все субъекты РФ с 1993 г. получили право издавать свои законы, до этого подобными полномочиями обладали только республики. Представительные (законодательные) органы республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения принимают законы, направленные на определение и конкретизацию статуса государственных органов, развитие местного самоуправления, взаимодействие с федеральными структурами, обеспечение правопорядка, охрану законных прав и интересов граждан. Стержневыми законодательными актами являются конституция (для республик) и устав (для всех иных субъектов Федерации), носящие учредительный характер. Все региональные акты должны соответствовать российскому законодательству, и их действие ограничено территорией конкретного субъекта.