Религиозные правовые системы
Основные признаки этой системы:
• главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
• принципы права совпадают с религиозными догмами;
• основной источник права – религиозно-нравственные нормы и ценности, учения, доктрины и обычаи, содержащие охраняемые государством нормы права;
• весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
• религиозные органы не отделены от государства и зачастую выполняют функции правотворчества и правосудия;
• законодательство и судебная практика имеют вторичное значение;
• особое место в системе источников права занимают труды ученых юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;
• отсутствует деление права на частное и публичное;
• во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.
• все религиозные правовые системы отличаются особым консерватизмом.
К одним из базовых религиозных правовых систем относятся мусульманское право и индусское право.Мусульманское право –это система норм, порожденных религиозно-этническими постулатами и ценностями. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Основными источниками мусульманского права являются: Коран, сунна, иджма, кияс.
Коран – священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями там есть и установления вполне нормативно-юридического характера.
Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, по существу представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.
Иджма – комментарии ислама, составленные его толкователями (крупными мусульманскими учеными). Это своего рода комментарии, призванные восполнять пробелы в религиозных нормах. Практики ссылаются на положения не Корана или Сунны, а на сборники норм, соответствующие иджме.
Кияс – четвертый источник права – рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками права. Это своего рода попытка «привязать» устаревающие нормы к современным условиям жизни. Таким суждениям придается законный, общественный характер.
Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять базовых категорий˸ обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. Нормы права с точки зрения их общности бывают классифицированы на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений и казуальные нормы, возникавшие как правило эмпирическим путем к примеру нормы Сунны.
Индусское право основано на религии индуизма (брахманизма) и регулирует поведение членов индусской общины. Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. В содержание этой системы входят: обряды, религиозные верования, идеологические ценности, мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенное общественное устройство и определенный образ жизни. Таким образом, индуизм представляет собой нечто большее, чем правовая система, и даже религия – это философская система мировосприятия и миропонимания.
43. Содержание права. Монистические и плюралистические взгляды на содержание права.
В содержании права необходимо различать конкретно-историческое и логическое содержание права. Конкретно-историческое содержание права многообразно, соответствует истории, религии, культуре, национальной самобытности и др. Логическое содержание права предполагает, независимо от исторических и иных смыслов права, – возможность применения равного масштаба к неравным людям, т.е. обеспечение формально-юридического равенства неравных, фактических статусов лиц. Термин «право» в современной правовой науке используется в следующих значениях: социально-правовые притязания (естественные права), позитивное право (выраженное в системе нормативно-правовых актов), право в объективном смысле (право как система юридических норм – трудовое, гражданское, семейное и т.д.), право в субъективном смысле (официально признанные возможности лица).
Несмотря на многочисленность точек зрения, можно выделитьдве основные теории объекта правоотношения:
- монистическую (ее авторы отстаивают единый объект правоотношения)
-плюралистическую (в ней признается множественность объектов правоотношения).
Согласно монистической теории, объектом правоотношения является поведение обязанного лица (проф. О.С. Иоффе) или то фактическое общественное отношение, на которое правоотношение воздействует (проф. Ю.К. Толстой).
В плюралистической теории к объектам правоотношений относят следующие материальные и нематериальные блага:
1) вещи;
2) продукты духовного творчества (результаты авторской, изобретательской и др. деятельности);
3) личные нематериальные блага (имя, честь, достоинство);
4) действия (воздержание от действий);
5) результаты действий субъектов правоотношений.
Признается более близкой к реальности плюралистическая теория,объект правоотношения можно определить как явление внешнего мира, способное удовлетворить интерес управомоченного лица, выступающее в виде вещи, услуги, продукта духовного творчества или личного нематериального блага, ради которого и действуют субъекты правоотношения в рамках своих юридических прав и обязанностей.