Религиозные правовые системы

Основные признаки этой системы:

• главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

• принципы права совпадают с религиозными догмами;

• основной источник права – религиозно-нравственные нормы и ценности, учения, доктрины и обычаи, содержащие охраняемые государством нормы права;

• весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

• религиозные органы не отделены от государства и зачастую выполняют функции правотворчества и правосудия;

• законодательство и судебная практика имеют вторичное значение;

• особое место в системе источников права занимают труды ученых юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;

• отсутствует деление права на частное и публичное;

• во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

• все религиозные правовые системы отличаются особым консерватизмом.

К одним из базовых религиозных правовых систем относятся мусульманское право и индусское право.Мусульманское право –это система норм, порожденных религиозно-этническими постулатами и ценностями. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Основными источниками мусульманского права являются: Коран, сунна, иджма, кияс.

Коран – священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями там есть и установления вполне нормативно-юридического характера.

Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, по существу представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.

Иджма – комментарии ислама, составленные его толкователями (крупными мусульманскими учеными). Это своего рода комментарии, призванные восполнять пробелы в религиозных нормах. Практики ссылаются на положения не Корана или Сунны, а на сборники норм, соответствующие иджме.

Кияс – четвертый источник права – рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками права. Это своего рода попытка «привязать» устаревающие нормы к современным условиям жизни. Таким суждениям придается законный, общественный характер.

Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять базовых категорий˸ обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. Нормы права с точки зрения их общности бывают классифицированы на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений и казуальные нормы, возникавшие как правило эмпирическим путем к примеру нормы Сунны.

Индусское право основано на религии индуизма (брахманизма) и регулирует поведение членов индусской общины. Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. В содержание этой системы входят: обряды, религиозные верования, идеологические ценности, мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенное общественное устройство и определенный образ жизни. Таким образом, индуизм представляет собой нечто большее, чем правовая система, и даже религия – это философская система мировосприятия и миропонимания.

43. Содержание права. Монистические и плюралистические взгляды на содержание права.

В содержании права необходимо различать конкретно-историческое и логическое содержание права. Конкретно-историческое содержание права многообразно, соответствует истории, религии, культуре, национальной самобытности и др. Логическое содержание права предполагает, независимо от исторических и иных смыслов права, – возможность применения равного масштаба к неравным людям, т.е. обеспечение формально-юридического равенства неравных, фактических статусов лиц. Термин «право» в современной правовой науке используется в следующих значениях: социально-правовые притязания (естественные права), позитивное право (выраженное в системе нормативно-правовых актов), право в объективном смысле (право как система юридических норм – трудовое, гражданское, семейное и т.д.), право в субъективном смысле (официально признанные возможности лица).

Несмотря на многочисленность точек зрения, можно выделитьдве основ­ные теории объекта правоотношения:

- монистическую (ее авторы отстаивают единый объект правоотношения)

-плюралистическую (в ней признается множественность объектов правоотношения).

Согласно монистической теории, объектом правоотношения является пове­дение обязанного лица (проф. О.С. Иоффе) или то фактическое общественное отношение, на которое правоотношение воздействует (проф. Ю.К. Толстой).

В плюралистической теории к объектам правоотношений относят следую­щие материальные и нематериальные блага:

1) вещи;

2) продукты духовного творчества (результаты авторской, изобретатель­ской и др. деятельности);

3) личные нематериальные блага (имя, честь, достоинство);

4) действия (воздержание от действий);

5) результаты действий субъектов правоотношений.

Признается более близкой к реальности плюралистическая теория,объ­ект правоотношения можно определить как явление внешнего мира, способ­ное удовлетворить интерес управомоченного лица, выступающее в виде ве­щи, услуги, продукта духовного творчества или личного нематериального блага, ради которого и действуют субъекты правоотношения в рамках своих юридических прав и обязанностей.

Наши рекомендации