Тема 1. Предмет и метод административного права
Тема 1. Предмет и метод административного права
Государственное управление и исполнительная власть: их понятие и соотношение.
Государственное управление представляет собой разновидность социального управления. Социальное управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих общественных отношений.
Государственное управление – подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.
Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.
Основные характерные черты исполнительной власти.
1. Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с её законодательной и судебными ветвями.
2. Исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера.
3. Олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделённых исполнительной компетенцией – органами исполнительной власти.
4. Исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Такого рода государственная деятельность является практической формой её реализации, а власть представляет собой сущностное выражение функциональной направленности и компетенционной определённости исполнительной деятельности.
5. Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.
6. Исполнительная власть характерна также и тем, что в непосредственном ведении и распоряжении реализующих её субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации,армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т.п.
Итак, исполнительная власть – категория политико – правовая, в то время как государственное управление – категория организационно – правовая. Право на существование имеют обе эти государственно – правовые категории. Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно – властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.
Свой реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.
Следовательно, государственное управление, понимаемое как исполнительно – распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.
Тема 2. Административно-правовые нормы и отношения
Особенности, классификация и виды административноправовых норм.
Особенности административно-правовых норм:
Поскольку административно-правовые нормы действуют в сфере государственного управления, топервой их особенностьюявляется сам предмет регулирования или специфика нормируемых общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.
Вторая особенность административно-правовых норм заключается в том, что они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различными субъектами, действующими в сфере государственного управления, но главным образом – органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления), так как они регулируют, прежде всего, деятельность аппарата управления.
Виды административно-правовых норм.
Основным критерием классификации административно-правовых норм является их юридическое содержание, в соответствии, с которым эти нормы могут быть подразделены на:
а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме (множество таких норм содержится в правилах дорожного движения, пожарной безопасности, правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации и других актах);
б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме (например, ст. 20.1 КоАП РФ запрещает нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан);
в) уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них (например, гражданин может в установленном порядке получить право управления автотранспортом или пользования гражданским оружием, а может и нет).
В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:
а) нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти и местного самоуправления, формы и методы их деятельности, организацию работы;
б) нормы, закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и муниципального аппарата;
в) нормы, закрепляющие административно-правовое положение общественных объединений (негосударственных организаций);
г) нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные.
Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений.
Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).
По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены.
По кругу лиц, на которых распространяется их действие, - общие (относятся ко всем лицам на данной территории); специальные (действуют лишь в отношении конкретных субъектов – военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других).
По пределу действия в пространстве (по классификации А.П. Коренева) административно-правовые нормы делятся на:
а) общероссийские (федеральные);
б) действующие в пределах субъектов Российской Федерации;
в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например, при объявлении карантина);
г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.).
По объему регулирования (по классификации Ю.М. Козлова) административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. В соответствии с данным критерием административно-правовые нормы могут иметь внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья исполнительной власти) либо общеобязательный характер.
Тест 1
1. Управление — это:
1.1. волеизъявление;
1.2. целенаправленное организующее воздействие на развитие общества;
1.3. достижение результата;
1.4. авторитет.
2. Государственное управление в узком смысле — это:
2.1. целенаправленное организующее воздействие государства в лице его органов на развитие общества;
2.2. деятельность органов законодательной власти по подготовке, рассмотрению проектов и принятию законодательных актов;
2.3. организующая деятельность органов исполнительной власти по практическому осуществлению задач и функций исполнительной власти;
2.4. деятельность аппаратов органов законодательной и судебной власти.
3. Основу предмета административного права составляют:
3.1. управленческие отношения в представительных, исполнительных, судебных органах и общественных организациях;
3.2. деятельность органов исполнительной власти;
3.3. управленческие отношения, которые возникают в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления по исполнению законов и подзаконных актов в различных сферах и отраслях общества;
3.4. внутриорганизационные отношения в любых государственных органах и организациях, кроме коммерческих и общественных организаций.
4. Для метода административного права характерны:
4.1. отношения координации, диспозитивные нормы права, равенство сторон, возникновение, изменение и прекращение правоотношений по соглашению сторон;
4.2. отношения субординации, императивные нормы права, неравенство сторон, не требуется согласия сторон для возникновения, изменения и прекращения правоотношений;
4.3. сочетание элементов, указанных в п. 4.1 и 4.2.
5. Общая часть административного права включает:
5.1. предмет, метод, функции, принципы, субъекты административного права, административно-правовые нормы и правоотношения, формы и методы деятельности органов исполнительной власти, ответственность по административному праву, административный процесс, законность в государственном управлении;
5.2. управление в сфере экономики, в социально-культурной сфере и в административно-политической сфере;
5.3. все проблемы управленческих отношений.
6. Особенная часть административного права включает:
6.1. предмет, метод, функции, принципы, субъекты административного права, административно-правовые нормы и правоотношения, формы и методы деятельности органов исполнительной власти, ответственность по административному праву, административный процесс, законность в государственном управлении;
6.2. управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах;
6.3. все проблемы управленческих отношений.
7. Административное право отличается от других отраслей права:
А — от государственного (конституционного) права:
7.1. по предмету и методу;
7.2. по предмету;
7.3. по методу.
Б — от гражданского права:
7.4. по предмету и методу;
7.5. по предмету;
7.6. по методу.
В — от финансового права:
7.7. по предмету и методу;
7.8. по предмету;
7.9. по методу.
Г — от земельного права:
7.10. по предмету и методу;
7.11. по предмету;
7.12. по методу.
Д — от трудового права:
7.13. по предмету и методу;
7.14. по предмету;
7.15. по методу.
Е — от уголовного права:
7.16. по предмету и методу;
7.17. по предмету;
7.18. по методу.
Тест 2
1. Административно-правовая норма — это:
1.1. источник права, внешняя форма выражения административно-правовой нормы;
1.2. правило поведения, установленное государством, рассчитанное на неоднократное применение, распространяющееся на неопределенный круг лиц, предназначенное для регулирования отношений, которые возникают в связи с организацией и осуществлением государственного управления и исполнительно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления, обеспеченное мерами государственного принуждения;
1.3. любое правовое предписание, регулирующее отношения, входящие в предмет административного права.
2. Структура любой административно-правовой нормы включает:
2.1. гипотезу, диспозицию, санкцию;
2.2. диспозицию;
2.3. диспозицию и санкцию;
2.4. гипотезу и санкцию либо меру поощрения;
2.5. гипотезу и диспозицию.
3. В части 2 ст. 12.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено: «2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством, — влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей». Какие элементы правовой нормы присутствуют в указанном положении КоАП?
3.1. гипотеза, диспозиция и санкция;
3.2. только диспозиция и санкция;
3.3. только диспозиция;
Только гипотеза и санкция.
4. Материальные административно-правовые нормы отличаются от процессуальных тем, что:
4.1. материальные нормы закрепляют права и обязанности участников регулируемых отношений, а процессуальные их не устанавливают;
4.2. материальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений, а процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав, обязанностей и ответственности субъектов, предусмотренных нормами административного права;
4.3. материальные и процессуальные административно-правовые нормы между собой не отличаются;
4.4. материальные нормы регулируют права и обязанности субъекта права в статике, а процессуальные — в динамике;
4.5. материальные нормы регулируют права и обязанности субъекта права, а процессуальные нормы регулируют процедуру разрешения административных споров перед судьей.
5. Обязывающая норма содержит предписание:
5.1. действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме;
5.2. указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой;
5.3. позволяющее субъектам избирать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению;
5.4. обязывающее субъектов публичной власти избирать тот или иной вариант действий, указанный в норме.
6. Уполномочивающая норма содержит предписание:
6.1. закрепляющее за органом исполнительной власти или его должностным лицом определенную компетенцию;
6.2. позволяющее субъектам избирать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению;
6.3. направленное на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в определенной нормой права сфере деятельности (поведении).
7. Источниками административного права признаются:
7.1. служебные документы органа исполнительной власти, которые содержат внутрисистемные нормы, регулирующие отношения между управленческими звеньями системы данного органа в его внутренних пределах, и предназначенные для служебного пользования;
7.2. индивидуальные правовые акты;
Тема 1. Предмет и метод административного права