Ответственность в конституционном праве: понятие, особенности, основания.

Конст.-правовая ответственность (КПО) - это применение к лицу (органу, гос-у), виновному в нарушении предписаний конс.-правовых норм, мер гос. принуждения, предусмотренных санкцией юр. нормы и выражающихся в отриц. для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. КПО имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормат. основание - это норма КП, предусматривающая ответ-ть. Факт. основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонаруш., и, во-вторых, правопримен. акт- применение к правонарушителю мер гос. принуждения. Основанием КПО явл. конст. правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям конст.-правовых норм и влекущее спец. КПО. За нарушение норм кп наступает не только конст.-правовая, но и иная - уголовная и админ. ответ-ь: за нарушение конст.обязанностей ее несут граждане. Поэтому КПО отличается от иных видов ответ-ти именно спецификой своих мер (форм). КП содержит несколько конкретных определений составов конст. правонарушений. Например, приобретение гражданства России на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов может повлечь за собой ответ-ть в форме отмены решения о приеме в российское гражданство в отношении лица. Совершение Президентом РФ гос. измены или иного тяжкого преступления влечет при соблюдении процессуального порядка отрешение Президента РФ от должности. Деятельность общес. объединения в целях, запрещенных законом, или виновное нарушение им прав и свобод человека может повлечь его ликвидацию. Правонарушение в сфере конст.-правовых отношений складывается из: 1) субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, гос. органы власти, должн. лица); 2) субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта); 3) объекта (общес. отн., возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федерат. устройства, защиты прав и свобод личности, работы гос.органов власти и порядка их формирования и иных конст. гарантий); 4) объект.стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение законодательства в сфере конст. отн.). Особенностью КПО за нарушение конст-х прав и свобод личности явл. то, что законодательное регулирование этого вида ответ-ти зависит от защищаемого права, например ответ-ть за нарушение избир. прав граждан наступает в соотв. с уголовным, админ. правом; за нарушение труд.прав – в соотв. с трудовым; прав собственности – с гражд. и т. д. КП предусматривает несколько способов привлечения к КПО как общих для всех видов ответ-ти, так и специфических для КПО: 1) судебный порядок. В этом порядке гос-м возмещается вред, причиненный его органами и должностными лицами, расформированные избирательные комиссии, ликвидируются общес. и религиозные объединения, приостанавливается их деятельность; 2) принятие решения (постановления) компетентным гос-ым органом (не судебным). В таком порядке принимается решение об отмене решения о принятии в росс. гражданство, освобождаются от должности должн.лица органов гос. власти и МСУ. Усложненный порядок предусмотрен для отрешения от должности Президента РФ. Решение об этом принимается Советом Федерации, но принятию такого решения должно предшествовать выдвижение обвинения Гос.Думой, а также предоставление заключений Верховным Судом и Конст. Судом РФ; 3) привлечение к ответ. путем использования форм непосредственной демократии. Отзыв депутата или иного выборного должн. лица как форма непосредственной демократии используется в качестве процесс. порядка реализации ответ-и за нарушение ими Конституции РФ и законов, утрату доверия населения. Признаки КПО: 1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т. д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства; 2) она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ устанавливается ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет); 3) она наступает только при наличии вины.



Наши рекомендации