История возникновения Конституционного права
Содержание
Введение. 3
1 Конституционное право как отрасль права общие положения. 5
1.1 История возникновения Конституционного права. 5
1.2 Понятие и предмет конституционного права. 10
2 Особенности конституционного права как отрасли права. 14
2.1 Специфика и виды конституционно правовых норм. 14
2.2Система конституционного права и тенденции развития российского конституционного права как отрасли. 22
Заключение. 27
Список использованных источников. 29
Введение
Актуальность исследования, состоит в том, что Конституция РФ это основной закон Российской Федерации, как для государства, так и для всех его субъектов, правовое значение данного закона нельзя умолять. Современное конституционное права это отрасль права и как наука оно выступает основой для организации демократических парадигм и организационной власти в целом.
Конституционное право выступает основополагающей и актуальной темой для современности, так как в процессе правоприменительной практики возникает множество вопросов в сфере прав и свобод граждан, взаимодействия органов власти на всех уровнях.
Предмет регулирования конституционного права, как и любой другой отрасли, это общественные отношения, которые с одной стороны поддаются нормативно-правовому воздействию и с другой стороны в интересах общества требуют такого воздействия. Общественные отношения, составляют предмет конституционного права имеют свои характерные особенности выделяющие их из совокупности общественных отношений, которые регулируются правом.
Взаимоотношения общества с государством показывают, что общество контролирует государственную власть, таким образом государственные органы контролируют общественные отношения, принимая нормативно-правовые акты, а так же аппарат государственного принуждения. Конституцией РФ определяется границы вмешательства государства в политическую и общественную жизнь.
Конституционные нормы устанавливают внутреннее устройство государства. Наука конституционного права, это отрасль права, которая позволяет со всех сторон рассмотреть основные конституционные права, выявить их несовершенства и вносит в изменения в правовую систему современности.
Целью курсовой работы выступает рассмотрение конституционного права Российской Федерации в контексте науки и отрасли права, а так же выявления основных путей развития данных направлений.
Исходя из поставленной цели, можно выделить основные задачи научного исследования:
Рассмотреть историю возникновению Конституционного права;
Изучить понятие и предмет конституционного права;
выделить тенденции развития российского конституционного права как отрасли права;
рассмотреть содержание и предмет науки конституционного права; охарактеризовать конституционное право, как систему права;
Предметом курсовой работы выступает само конституционное право в рамках изучения его как науки и как отрасли права. Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права.
Теоретическую основу исследования составили нормативно-правовые акты, в частности Конституция Российской Федерации, а так же федеральные законы.
Другой стороной теоретического исследования послужили доктринальные исследования в данной области. Методологическую основу исследования составила совокупность таких методов как научно-прикладного, системно-логического, сравнительно-правового метода и метода системного анализа.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1 Конституционное право как отрасль права общие положения
Особенности конституционного права как отрасли права
Заключение
На основании поставленных задач научного поиска, отметим ряд выводов относительно конституционного права:
Конституционное право это ведущая отрасль права, которая представляет из себя совокупность правовых норм, регулирующие отношения людей в сфере организационной деятельности, взаимоотношения государства и общества на определённой территории, так же закрепляют основы правового статуса человека и гражданина, государственного устройства, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Нормы конституционного права регламентируются базовые отношения государственной территории, регулируется целостность общества, единство его организационно правовой структуры.
Определяя предмет конституционного права, отметим те общественные отношения, которые им регулируются:
-Нормы регулирующие основополагающие принципы государственного устройства и общества;
- Нормы закрепляющие основные положения правовой статус членов общества при его взаимодействии с государством, так и с гражданином.
Если рассматривать данный вопрос в рамках Российской Федерации, то правовые нормы регулируют предмет конституционного права, выступают правоотношения, регулирующие взаимоотношения субъектов федерации, так между центром и субъектами федерации и их органами.
- Нормы регулирующие взаимодействие всех ветвей власти (Законодательная, исполнительная и судебная).
Конституционные нормы имеют все признаки, присущие нормам права, и имеют свои особенности. К данным особенностям можно отнести, это собственный источник формирования, это исключительный механизм реализации, закрепляют эталоны основных общественных отношений, и имеют свою собственную характерную структуру.
Признаки конституционного права имеют два взаимосвязанных аспекта:
- Источник права выступает внешней формой выражения конституционного права;
- Общеобязательный характер, создаётся в нормах конституционном праве через закрепления норм права.
Регулирование различных сфер жизни деятельности осуществляется посредствам норм конституционного права, так же не идентично в отношении предмета, которое право регулирует. В основном нормы конституционного права закрепляют основополагающие начала, которые выступают основой для остальных отраслей права, они более локальны, нежели общие нормы конституционного права. Примером может служить сфера экономики, где предмет конституционного права это те правоотношения, которые выступают как основные начала в экономических отношениях, в полной же мере экономические отношения регулируются граждански, предпринимательским, хозяйственным и иными правами.
Отметим, что конституционное право это ведущая отрасль права, она представляет из себя совокупность правовых норм, регулирующее общественные отношения в государством трудоустройстве на определённой территории, а так же регулируют деятельность государственных органов и органом местного самоуправления.
Содержание
Введение. 3
1 Конституционное право как отрасль права общие положения. 5
1.1 История возникновения Конституционного права. 5
1.2 Понятие и предмет конституционного права. 10
2 Особенности конституционного права как отрасли права. 14
2.1 Специфика и виды конституционно правовых норм. 14
2.2Система конституционного права и тенденции развития российского конституционного права как отрасли. 22
Заключение. 27
Список использованных источников. 29
Введение
Актуальность исследования, состоит в том, что Конституция РФ это основной закон Российской Федерации, как для государства, так и для всех его субъектов, правовое значение данного закона нельзя умолять. Современное конституционное права это отрасль права и как наука оно выступает основой для организации демократических парадигм и организационной власти в целом.
Конституционное право выступает основополагающей и актуальной темой для современности, так как в процессе правоприменительной практики возникает множество вопросов в сфере прав и свобод граждан, взаимодействия органов власти на всех уровнях.
Предмет регулирования конституционного права, как и любой другой отрасли, это общественные отношения, которые с одной стороны поддаются нормативно-правовому воздействию и с другой стороны в интересах общества требуют такого воздействия. Общественные отношения, составляют предмет конституционного права имеют свои характерные особенности выделяющие их из совокупности общественных отношений, которые регулируются правом.
Взаимоотношения общества с государством показывают, что общество контролирует государственную власть, таким образом государственные органы контролируют общественные отношения, принимая нормативно-правовые акты, а так же аппарат государственного принуждения. Конституцией РФ определяется границы вмешательства государства в политическую и общественную жизнь.
Конституционные нормы устанавливают внутреннее устройство государства. Наука конституционного права, это отрасль права, которая позволяет со всех сторон рассмотреть основные конституционные права, выявить их несовершенства и вносит в изменения в правовую систему современности.
Целью курсовой работы выступает рассмотрение конституционного права Российской Федерации в контексте науки и отрасли права, а так же выявления основных путей развития данных направлений.
Исходя из поставленной цели, можно выделить основные задачи научного исследования:
Рассмотреть историю возникновению Конституционного права;
Изучить понятие и предмет конституционного права;
выделить тенденции развития российского конституционного права как отрасли права;
рассмотреть содержание и предмет науки конституционного права; охарактеризовать конституционное право, как систему права;
Предметом курсовой работы выступает само конституционное право в рамках изучения его как науки и как отрасли права. Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права.
Теоретическую основу исследования составили нормативно-правовые акты, в частности Конституция Российской Федерации, а так же федеральные законы.
Другой стороной теоретического исследования послужили доктринальные исследования в данной области. Методологическую основу исследования составила совокупность таких методов как научно-прикладного, системно-логического, сравнительно-правового метода и метода системного анализа.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1 Конституционное право как отрасль права общие положения
История возникновения Конституционного права
Возникновение отрасли государственного права было обусловлено появлением государства и права, как таковых. В этом смысле история государственного (конституционного) права неразрывно связана с историей человеческой цивилизации и, в частности, с возникновением первых центров государственности. К таким центрам относились Древний Египет (в районах долины рек Нила), Древний Шумер (в районе рек Тигр и Евфрат), Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Греция и Древний Рим. По мере развития человеческого общества стали появляться новые центры в Европе, Азии, Африки и на других континентах.
Периодизация истории конституционного права — один из сложных и спорных вопросов, поскольку отсутствуют какие-либо общепризнанные критерии. Вместе с тем, очевидно, что отправная точка такой периодизации — формирование, расширение и совершенствование источников и институтов государственного (конституционного) права на переломных этапах в развитии государства, права и общества.
С учетом этого критерия можно выделить следующие четыре основных периода в развитии государственного (конституционного) права:
1) государственное право в древности;
2) государственное право в Средние века;
3) конституционное (государственное) право в Новое время и
4) современное (новейшее) конституционное (государственное) право.
1. Государственное право в древности. Возникновение первых государств, как свидетельствуют исторические источники, относится к V— XV тыс. до н.э. Акты первых правителей государств были направлены на регулирование государственной организации власти, и, затрагивая отдельные вопросы отношений с личностью, не разделяли, как правило, частные и публичные вопросы. Уже в III—XI тыс. до н.э. известны попытки кодификации норм права. В качестве примера можно привести Месопотамию, где имеются сведения о такой деятельности еще в XXIV в. до н.э., обнаружены законы Шульги (2093—2046 гг. до н.э.), который создал типичное древневосточное деспотическое государство, ввел жесткий порядок регламентации в храмовых и государственных хозяйствах[1].
В последние тысячелетия до нашей эры были созданы крупнейшие памятники законотворчества: папирусы Древнего Египта, клинописные законы Хаммурапи — царя Вавилона, законы Ману и веды Индии, Ветхий завет Священного Писания (особенно, «Исход», «Второзаконие» и «Книга судей Израилевых»), памятники древнекитайской политико-правовой культуры. В первом тысячелетии до нашей эры значительную роль в формировании отраслей права сыграли такие государства, как Ассирия, Вавилон, Персия, Урарту (на Ближнем и Среднем Востоке), Древний Китай и Древняя Индия (в Азии). В древнейшей истории нормы различных отраслей права — государственного, гражданского, уголовного, семейного, административного и др. — тесно переплетались в одних и тех же законах. Кроме того, с постепенным усилением религии как публичного института наблюдалась тесная взаимосвязь правовых предписаний с религиозными нормами.
Так, законы вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) включали разделы, регулирующие основные принципы правосудия; охрану собственности царя, храмов и царских людей; нормы, касающиеся служебного имущества; операции с недвижимостью, торговые и коммерческие отношения; телесные повреждения; операции с движимым имуществом и личный наем.
Другим ярким примером является содержание «Исхода» из Ветхого завета. Законы, содержащиеся в гл. 21—23 «Исхода», определяют взаимоотношения властей с человеком во всех сферах человеческого общежитияи не отделяют публичное и частное право. Нормы поведения обращены как к подданным, так и к их правителям. «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси», — так говорится подданным в одном из публичных правил. «Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу» — этим положением уже защищаются не публичные, а частные интересы подданных. «Не суди превратно тяжбы бедного твоего. Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого», — данное государственно-правовое предписание обращено к правителю, а не к подданным.
Значительную роль в становлении государственного (конституционного) права сыграли Древняя Греция и Древний Рим. В VIII в. до н.э. возникли древнегреческие города-государства (полисы), которые заложили традиции древнегреческой демократии и участия населения в государственных делах. В Древней Греции, а затем в Древнем Риме сформировались и действовали первые институты гражданства и покровительства иностранцам. В формировании греческой демократии важную роль сыграли законы (конституция) Солона (VI в. до н.э.), которыми были учреждены высший орган власти — афинское народное собрание, совет четырехсот — орган племенной демократии, и гелиэя — суд присяжных заседателей[2].
Государственная реформа Солона, представляла собой правовой образец политического компромисса относительно того времени, внедрение элементов властей их разделения –
То непременный атрибут современной демократии. Дальнейшая демократизация древнего государства Греции связывается с именем Перикла (V век до н.э.) развитие науки и философии в «Золотой век» Перикла совпало с волной революций о греческих полисах, которые вызывали напрямую демократию. В период его политического влияния замещаются государственные должности, это становится доступно для всех граждан в независимости от их финансового положения. Перикл создал демократический политический строй, обобщённые столетия на основании «Государства» Платона и политике Аристотеля. Вершина нормотворческой деятельности того времени это конечно римское право, которое охватывало большое количество общественных как имущественных, так и неимущественных отношений (публично и частное право) они становятся фундаментом для формирования правовых норм в следующие эпохи. Например первая римская кодификация права возрождалась в V столетии до н.э. и получило название «Законы 12 таблиц». В течение многих веков они считались основой источников права – частного и публичного.
В Законах XII таблиц были собраны воедино нормы государственного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей права. Временем высшего расцвета римской классической юриспруденции оказались последний век республики и первые два-три века империи. В этот период получили признание принципы «равенства сторон», «справедливости», «доброй совести». Авторитету Законов XII таблиц была противопоставлена идея «общенародного права», под которым понималась совокупность установлений, общих для многих народов. В этот период 15 сформировалась целостная теория публичного римского права. По известному определению римского юриста Ульпиана (III в. н.э.) публичное римское право — это все те нормы, которые «относятся к положению римского государства» как целого[3].
Под частным правом понималось такое право, которое касалось «пользы отдельных лиц». Отсюда, к примеру, храмы и дороги были отнесены к объектам регулирования публичного права, в то время как отношения собственности, семейные, наследственные и другие подобные отношения — областью частного права. Такое деление было признано в Средние века в тех странах, где было заимствовано римское право, и укоренилось в дальнейшем в современном праве.
Таким образом, первоначально государственное право развивалось в тесном переплетении с другими отраслями права. Лишь отдельным государствам в Древние века (например, греческие государства-полисы, Римская республика и Римская империя) удавалось обозначить положения публичного права в более или менее стройную систему актов и соответственно в какой-то мере сформировать зачатки самостоятельной отрасли государственного права. Тем не менее и в этих государствах наблюдалось тесное слияние светских и религиозных правил, что получило свое дальнейшее развитие в период Средневековья и выразилось в доминировании церкви над государством, в преимуществах церковной власти перед светской.
Государственное право в Средние века. Более интенсивное отделение государственного права от других отраслей происходит в Средние века, особенно в период позднего Средневековья (XVI—XVII вв.). Феодальная раздробленность, порождающая бесконечные войны, заставила правителей заниматься интенсивным законотворчеством по организации государственной власти, определении ее суверенитета и отношений монарха с подданными для усиления их власти, объединения и укрепления государств. В этот период центр цивилизации постепенно смещается с Востока на Европейский континент, где большое влияние на развитие государственного и других отраслей права оказало христианство, а также рецепция римского права (начиная с XII в.)1. Значительную роль в закреплении новых отношений между государством, церковью и подчиненными сыграло принятие Великой Хартии вольностей 1215 г., впервые провозгласившей за частью общества (баронами и рыцарями) определенные права и свободы, а также создание английского общего права и английского парламента в XIII в. В эпоху Средневековья происходит формирование местного самоуправления как самостоятельного публично-правового института[4].
Именно в этот период в крупных европейских государствах начинается процесс повсеместного создания городских и сельских систем местного самоуправления и местного управления. Образование собственной системы управления, не зависимой от центральной, королевской власти явилось естественной реакцией городского населения — купцов, ремесленников, городских обывателей — на усиление власти монарха в период формирования централизованных государств. Вместе с тем в сельской местности этот процесс шел 1 Заимствование и усвоение в Средние века странами Западной Европы римского права. 16 значительно медленней по причине сохранявшегося в большинстве государств Европы крепостного права и индивидуалистической психологии крестьян как мелких собственников.