Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны.
Демократический характер государства (от греч. demos и kratos - власть народа) означает, что:
- единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
- власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
- власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами - прежде всего посредством свободных выборов и референдума.
Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных стандартов.
Конституция РФ полностью соответствует характеристикам правового государства, поскольку:
- признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
- закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
- устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти (по горизонтали и по вертикали) и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.
Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.
Закрепление в статье 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:
- государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо по крайней мере органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
- переход к другой - монархической - форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
- монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов Российской Федерации.
В дополнение к характеристикам, данным в статье 1 Конституции РФ, статья 7 Основного Закона провозглашает Россию социальным государством.В отличие от Конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), где термин "социальное государство" закреплен достаточно давно, в российской Конституции 1993 года это понятие употреблено впервые.
Социальное государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений по принципу привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. При всей значимости социальной деятельности государства важно видеть тот рубеж, переход которого ведет к снижению активной деятельности людей.
Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение минимума социальных благ (обеспечивающего по крайней мере существование, не унижающее человеческое достоинство).
Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального государства конкретизированы в части 2 статьи 7 Конституции РФ - охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве - гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации.