Федеральная служба безопасности.
Федеральная служба войск национальной гвардии.
6. Министерство внутренних дел является органом исполнительной власти, который осуществляет функции по разработке и реализации государственной ноли-тики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а кроме того по выработке государственной политики в сфере миграции, что означает подведомственность МВД России Федеральной миграционной службы.
Перед МВД России поставлены следующие задачи: разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции; нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел; обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности; управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России; обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей.
Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ.
Система МВД России состоит из: органов внутренних дел, включая полицию; внутренних войск; организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
7. Федеральная таможенная служба (только её правоохранительные подразделения) осуществляет функции но выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями
Министерство юстиции Российской Федерации, к которому относят Федеральную службу судебных приставов и Федеральную службу исполнения наказаний.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1313 (в редакции от 15 декабря 2016 года)[4] и в соответствии с иными нормативно-правовыми актами, Министерство юстиции Российской Федерации занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах:
1. исполнения уголовных наказаний;
2. регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, а также предоставления информации о них;
3. адвокатуры и адвокатской деятельности;
4. нотариата и нотариальной деятельности;
5. государственной регистрации актов гражданского состояния;
6. легализации и апостиля;
7. обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
8. оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
9. противодействия коррупции и антикоррупционной экспертизы;
10. деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, деятельности коллекторов;
11. территориального устройства РФ;
12. организации местного самоуправления;
13. разграничения полномочий между органами власти (государственными, субъектов федерации и местного самоуправления);
14. правоприменения, надзора и контроля - в установленных случаях.
28. Уголовное право: понятие, принципы, источники.
Уголовное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания. Кроме того, под уголовным правом может пониматься раздел правовой науки, изучающий данную правовую отрасль.
Принципы уголовного права — это основные устойчивые правовые положения, являющиеся основой для всех его норм, определяющие содержание как всего уголовного права в целом, так и отдельных его институтов.
1. Принцип законности. Законность как общеправовой принцип понимается как установление недопустимости произвольного толкования правовых норм, не соответствующего источникам права. Как правило, в современных государствах принцип законности включает в себя следующие элементы: запрет применения уголовного закона по аналогии; требование определённости правовых норм (lex certa), которая подразумевает, что уголовно-правовой запрет должен быть сформулирован чётко, чтобы правоприменитель не мог толковать его произвольно; неприменение наказания более тяжкого, чем предусматривалось при совершении преступления; процессуальная законность — возможность привлечения к уголовной ответственности лишь в определённом процессуальном порядке и по приговору суда.
2. Принцип равенства граждан перед законом. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Данный принцип прямо вытекает из ст. 7 Всеобщей декларации прав человека и потому является общим для всего мирового сообщества.
3. Принцип гуманизма. Ст. 5 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Хотя гуманизм не исключает карательной направленности наказания, ориентированной на причинение не являющихся чрезмерными страданий, в литературе отмечается, что не следует абсолютизировать карательное воздействие уголовного права, поскольку оно во многом не позволяет достичь целей, которые оно призвано решить.
4. Принцип запрета двойной ответственности. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Это положение восходит к римскому праву и часто цитируется в форме «non bis in idem». Если лицо было осуждено или оправдано судом в ходе уголовного судопроизводства, то повторное привлечение его к ответственности за то же самое деяние (даже при условии другой его квалификации) является недопустимым.
5. Принцип вины. Во всех государствах современного мира уголовная ответственность возможна лишь в случае, если в отношении преступного деяния и наступивших последствий установлена вина лица. Однако далеко не во всех странах он включён в уголовные кодексы: во многих случаях считается, что достаточно конституционного и международно-правового запрета привлечения к ответственности невиновных. Часто принцип виновной ответственности также дополняется указанием на личный характер уголовной ответственности.
6. Принцип необходимости. Согласно данному принципу, государство не может произвольно создавать уголовно-правовые нормы: криминализация деяния должна быть обусловлена реальной необходимостью защиты общего блага, прав и свобод других лиц.
Источники.
Основным и единственным источником права в большинстве государств континентальной правовой системы (в том числе Российской Федерации) является уголовный закон, как правило, кодифицированный (уголовный кодекс). Выделяют узко кодифицированное законодательство (все законы, устанавливающие уголовную ответственность, подлежат включению в уголовный кодекс) и широкое, в которое, помимо собственно уголовного кодекса, входит множество других законов, предусматривающих уголовную ответственность.
В странах англо-американской правовой семьи используется также такой источник права, как судебный прецедент. В некоторых правовых системах уголовно-правовые нормы могут устанавливаться также в текстах религиозного характера.
29. Преступление: понятие, состав, виды.
Преступление (уголовное преступление) — правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку (высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушений правопорядка).
Под составом преступления понимается совокупность определенных признаков (элементов), при наличии которых совершенное общественно опасное деяние признается преступлением. К таким обязательным признакам относятся: объект преступления, объективная сторона преступления, субъект преступления, субъективная сторона преступления.
Объект преступления - это общественные отношения, сложившиеся в обществе, интересы и блага, охраняемые уголовным законом, на которые посягает то или иное преступное посягательство.
Объективная сторона характеризует внешнее проявление общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным законом объект выраженное в действии или бездействии.
Субъектом преступления признается физическое вменяемое лицо, совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью УК, достигшее установленного законом возраста уголовной ответственности.
Субъективная сторона характеризует внутреннее, психическое отношение лица к содеянному и к наступившим последствиям. Более подробно все эти элементы состава будут рассмотрены в дальнейшем.
Только состав преступления содержит в себе объективные и субъективные основания для привлечения виновного к уголовной ответственности. Наличие всех признаков состава преступления строго обязательно. Отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность привлечения лица к уголовной ответственности.
В части теории уголовного права РФ принято разделять такие понятия, как:
1.Конкретный состав – он представляет собой входящую в состав какой-либо нормы совокупность обязательных юридических признаков.
2.Фактический состав – под ним понимаются признаки определенного деяния, которое было совершено в объективной действительности. Установление полного соответствия между этими двумя видами (фактическим и конкретным) – это суть и основа квалификации преступлений.
3.Общее понятие – это абстрактное, отстраненное представление обо всех составах преступления, включая признаки, присущие им всем.
Виды преступлений. Самой распространенной и основной является классификация по степени вероятной или наступившей общественной опасности, согласно ей все преступления делят на четыре категории:
1. Небольшой тяжести. Они включают преступные деяния (умышленные или неосторожные), за совершение которых назначается лишение свободы, максимальный срок которого не больше трех лет.
2. Средней тяжести. Данная категория включает виды преступлений (умышленных), максимальное наказание за которые не более пяти лет, а также совершенных по неосторожности, за которые назначается лишение свободы на срок более трех лет.
3. К третьей группе принято относить умышленные преступления, за которые санкции предусматривают лишение свободы сроком не более чем на десять лет. Их называют тяжкими.
4. Особо тяжкие. Они характеризуются исключительно умышленностью и лишением свободы больше чем на 10 лет или предполагают еще более строгое наказание.
Есть другие классификации.
Виды преступлений:
- против жизни человека и представляющие угрозу его здоровью – убийство, умышленное причинение вреда другому человеку;
- против чести, достоинства и свободы личности – клевета, оскорбление;
- преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности – изнасилование, насилие;
- против свобод человека и его конституционных прав – нарушение равноправия, тайны переписки, охраны труда, патентных прав;
- против несовершеннолетних лиц – привлечение к правонарушению, подмена, продажа, покупка ребенка, уклонение от уплаты алиментов;
- против собственного имущества – кража, мошенничество, разбой, вымогательство, грабеж;
- экономические преступления – незаконное предпринимательство, получение кредита обманным путем, ложная реклама, контрабанда, неуплата налогов;
- против безопасности общества – терроризм, бандитизм, массовые беспорядки, хулиганство, вандализм, хищение;
- против нравственности и здоровья населения – все, что каким-либо образом касается наркотических средств (продажа, употребление, приобретение), содержание притонов;
- экологические преступления – загрязнение атмосферы, вод, моря и земли, противозаконная охота, вырубка деревьев, уничтожение и повреждение лесов и др.
- против эксплуатации транспорта и безопасности движения – нарушение ПДД, привлекшее за собой гибель людей или причинение телесных повреждений, выпуск неисправных средств;
- против безопасности государства и конституционного строя – государственная измена, террористический акт, шпионаж, диверсия и т. д.;
- против государственной власти и службы – злоупотребление полномочиями, присвоение полномочий, взяточничество;
- против правосудия – неуважение к суду, ложные показания, нежелание давать показания, побег из тюрьмы, укрывательство преступника;
- воинские преступления – неисполнение приказа, нарушение устава, дезертирство, уклонение от несения службы;
- против мира во всем мире и безопасности человечества – планирование войн, призывы к войне, производство и распространение оружия, геноцид, экоцид, наемничество.
Виды объектов преступления классифицируются по горизонтали и вертикали.
Преступление по вертикали выделяет общий рядовой и непосредственный объекты правонарушения. Они соотносятся с категориями общего, особенного и единичного.
Классификация по горизонтали относится, прежде всего, к сложным преступлениям, которые включают два и более объекта. В таком случае различаются главный и дополнительный объекты противоправного действия. Это разграничение проводится по его взаимосвязи с родовым объектом преступного деяния, а не по уровню значимости объекта. Дополнительный объект может быть обязательным либо факультативным.
30. Административное право: понятие, принципы, источники. Административный проступок.
Административное право — это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.
К принципам административного права относятся следующие:
1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.
2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.
3. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.
4. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.
5. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.
6. Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.
7. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Также выделяют еще некоторые принципы: принцип приоритета личности, ее прав и свобод; принцип разделения осуществления государственной власти; принцип гласности etc.
Можно назвать два способа закрепления принципов административного права в законодательстве: текстуальный, который закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется из анализа содержания нормативного правового акта.
Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство.
Виды юридических источников административного права:
• нормативный правовой акт – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;
• административно-правовой договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права.
• административный прецедент – решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;
• правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;
• административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и т. д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам.
Виды нормативных правовых актов – источников административного права: Конституция; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы СССР, не противоречащие российскому законодательству; законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции и уставы субъектов РФ; законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты (отдельных предприятий, учреждений, организаций).
Источники административного права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.
31. Гражданское право: понятие, принципы, источники.
Гражданское право – отрасль права, которая регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, участники которых находятся в состоянии равенства, автономной воли и имущественной самостоятельности.
§ Имущественные отношения – отношения, связанные с принадлежностью имущества тем или иным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому.
§ Личные неимущественные отношения – по поводу объекта авторских прав, прав на изобретения и т. д. (выплата гонорара, защита от искажений и т. д.)
Свойства субъектов гражданского права:
1) находятся в составе равенства по юридическим возможностям (нет никакого подчинения; например, принцип свободы договора)
2) автономия воли (каждый субъект сам решает, что ему делать
3) имущественная самостоятельность (каждый несёт ответственность своим имуществом)
Источники гражданского права:
1) Гр. право – исключительная компетенция РФ (равенство и автономия воли обеспечивается единым экономическим пространством РФ)
2) Основной источник – нормативно-правовые акты, главный из которых – Гражданский кодекс. По 3-ей статье Гр. код.: иные законы должны соответствовать Гр. кодексу. Гр. код. делится на 4 част. В ведении гражданского права нах. ряд специальных законов: закон о защите прав потребления; закон об акционерных обществах; закон об ООО; закон о потребительских кредитах и т. д.
3) указы президента, постановления правительства
Но: ведомственные акты не являются источником гр. права!
4) правовой обычай (сложившиеся и широко используемые действия, которые нигде не зафиксированы; например, в супермаркете можно купить как продовольствие, так и бытовую химию)
Обычаи действуют, когда в договоре/законе есть пробел.
5) международные договоры (например, Конвенция ООН 1980 г. о международной купле-продаже товаров)
6) soft-law («новое право коммерсантов») – право сообщества. Создаются исслед. институты, кот. собирают практику лучших договоров. Формируются т. наз. «Своды принципов». Эти принципы публикуются, далее в договоре даётся ссылка на то, на каких принципах он был заключён.
Принципы гражданского права:
1) принцип неприкосновенности собственности
Основан на конституционной норме. Имущественный оборот возм. тогда, когда все субъекты признают друг друга собственниками.
2) принцип свободы договора (никто не может быть принуждён к заключению договора, кроме предусмотренных в законе случаев)
Стороны могут сами выбирать контрагента.
Свобода формирования условий, на кот. заключается договор.
3) недопустимость произвольного вмешательства в частные дела (как физических, так и юридических лиц). Реализуется через инструмент тайны.
4) принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав (все закреплённые в законе и договоре права можно реализовать)
5) принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты
Реализуется через процессуальную правосубъектность.
2 фундаментальных требования к участникам гражданского оборота:
1) П. 3. Ст. 1. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав участники действуют добросовестно (не злоупотреблять правом).
2) П. 4. Ст. 1. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного и недобросовестного поведения.
32. Гражданское правоотношение: понятие, виды.
Гражданское правоотношение является одной из разновидностей правовых отношений. Оно представляет собой отношение, урегулированное с помощью норм гражданского права и возникающее на основе норм гражданского права.
Содержаниегражданско-правовых, равно как и любых иных правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности их сторон, где: субъективное право выступает при этом как мера дозволенного поведения субъектов гражданского правоотношения,а субъективная юридическая обязанность - как мера должного поведения каждого участников гражданско-правовых отношений.
Гражданские правоотношения подразделяются на разные виды.
1.Имущественные и личные неимущественные правоотношения (в зависимости от особенностей общественных отношений, урегулированных с помощью норм гражданского права). Имущественныеправоотношения возникают в результате регулирования посредством норм гражданского права имущественно-стоимостных отношений, существующих в обществе. Личные неимущественные – правоотношения, имеющие в качестве объектов результаты интеллектуальной деятельности, личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
2.Абсолютные и относительные (в зависимости от структуры и характера связей, возникающих между различными субъектами права). Абсолютное гражданско-правовое отношение – когда одному субъекту данного правоотношения — управомоченному лицу (лицам) противостоит неопределенный круг обязанных лиц. Типичным примером может служить правоотношение, возникающее между обладателем исключительных авторских прав на тот или иной результат интеллектуальной деятельности (произведение науки, искусства и пр.) и любыми иными лицами — носителями обязанностей не нарушать данные права. Относительное гражданское правоотношение характеризуется тем, что в нем управомоченному лицу (лицам) противостоит строго определенное обязанное лицо или круг лиц. Это, в частности, могут быть правоотношения, возникающие между лицами в результате совершения самых различных сделок, т.е. совершения самых различных действий граждан и юридических лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
3.Вещные и обязательственные правоотношения. Вещные правоотношения - правоотношения, фиксирующие статику имущественного положения субъектов. В них за управомоченным субъектом закрепляется возможность непосредственного воздействия на вещь с правом отражения любых посягательств на нее третьих лиц. Вещные права носят абсолютный характер. Для вещных прав присуще их следование за соответствующим имуществом, которое они как бы обременяют, сопровождают. К вещным правам наряду с правом собственности относятся право пожизненного наследуемого владения земельного участком, сервитуты, право хозяйственного ведения имуществом, право оперативного управления имуществом, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Обязательственные правоотношения - правоотношения, опосредующие динамику имущественных отношений по передаче имущества, выполнению работ, оказанию услуг, созданию и использованию продуктов интеллектуальной деятельности.
Различие: вещные правоотношения реализуются непосредственными действиями самого управомоченного лица, а обязательственные - через исполнение обязанностей должником. Иначе говоря, носитель вещного права имеет возможность непосредственно без содействия обязанных лиц удовлетворить свои интересы, в то время как лицо, обладающее обязательственным правом, может удовлетворить свои интересы только через действия обязанного лица. Такое положение объясняется тем, что вещные правоотношения абсолютны, а обязательственные - относительны.
4.Корпоративные правоотношения. К ним относятся правоотношения, возникающие на основе участия (членства) субъектов в организационно-правовых образованиях - корпорациях, обладающих признаками юридических лиц. Данные правоотношения имеют в своем содержании так называемые корпоративные права. Основания возникновения корпоративных правоотношений различны - участие в учредительном договоре, вступление в кооператив, приобретение права собственности на акции и т. п. Благодаря корпоративным правам участники корпорации (хозяйственного товарищества, общества, кооператива и т. д.) могут участвовать в различных формах в управлении корпорацией и ее имуществом. Реализуя свои корпоративные права, участники корпорации влияют на формирование воли данного корпоративного образования, являющегося самостоятельным субъектом гражданского права - юридическим лицом. Такая ситуация нетипична для гражданско-правового регулирования, так как по общему правилу в гражданском обороте субъекты самостоятельны и независимы друг от друга и поэтому не могут непосредственно участвовать в формировании воли контрагента. Осуществление корпоративных прав прямо или косвенно имеет своей целью удовлетворение имущественных интересов их носителей. Поэтому корпоративные права можно отнести к числу имущественных прав.
5.Преимущественные права.Составляют особую группу гражданских правоотношений. Пример: участник общей долевой собственности имеет преимущественное право на покупку продаваемой другим участником доли; участник закрытого акционерного общества обладает правом преимущественной покупки продаваемых другим акционером акций; залогодержатель имеет преимущественное (первоочередное) право перед другими кредиторами залогодателя на удовлетворение своих требований за счет стоимости заложенного имущества и т. д. Эти права своеобразны, так как выходят за рамки принципа равенства субъектов гражданских правоотношений. Поэтому преимущественные права могут возникнуть у субъектов только в случаях, предусмотренных законом!!! Преимущественные права носят исключительный характер, и только сам управомоченный субъект может отказаться от них. Любые юридические действия, ограничивающие или нарушающие преимущественные права, юридически ничтожны.
33. Граждане как субъекты гражданских правоотношений: правоспособность, дееспособность.
Гражданская правосубъектность — это право общего типа, установленное и гарантированное государством и предоставляющее лицу возможность (быть участником гражданских правоотношений.
Составляющими гражданской правосубъектности любой категории лиц (граждан, юридических лиц) являются гражданская правоспособность и гражданская дееспособность (однако содержание правоспособности и дееспособности различных категорий лиц неодинаково).
Гражданская правоспособность граждан (физических лиц) — это способность иметь гражданские права и нести обязанности, т. е. быть субъектом этих прав и обязанностей.
Смысл категории правоспособности заключается в том, что только при ее наличии возможно возникновение конкретных прав и обязанностей. Другими словами, при отсутствии правоспособности лицо даже теоретически не сможет иметь права и обязанности и никакое другое лицо не сможет своими действиями помочь ему осуществить эти права. Правоспособность означает абстрактную, теоретическую возможность иметь имущественные (гражданские) права и обязанности, она есть база для возникновения других конкретных прав, «право иметь права».
В Российской Федерации гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается с его смертью.
Статья 18 ГК РФ определяет примерный перечень прав, составляющих содержание гражданской правоспособности, которые могут иметь граждане: иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и т. д. Важно отметить, что это открытый перечень прав, которыми может обладать гражданин, так как в общем-то лицо может иметь любые гражданские права и обязанности, не запрещенные законом и не противоречащие общим началам и смыслу гражданского законодательства.
Отсюда следует, что гражданская правоспособность имеет и пределы, которые определяются прямым указанием закона или смыслом и принципами гражданского законодательства.
ГК определяет, что гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Это означает, что в Российской Федерации никто не имеет никаких привилегий и преимуществ в способности обладать правами вне зависимости от происхождения, социального или имущественного положения, национальной принадлежности, языка, пола, убеждений и т. п. Однако это не исключает наличие некоторых отличий в объеме прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин, установленных законом для отдельных категорий граждан (несовершеннолетние, психически больные). Так, лицо, не достигшее 16 лет, не может быть членом кооператива.
Правоспособность гражданина возникает в момент рождения, причем не имеет значения то, насколько жизнеспособным является ребенок. В любом случае он обладает гражданской правоспособностью. Не имеет никакой юридической силы полный или частичный отказ гражданина от правоспособности. Известны случаи, когда интересы еще не родившегося ребенка защищаются гражданским правом. Так, наследниками могут быть дети наследодателя, родившиеся после его смерти. Однако это не означает, что эмбрион обладает правоспособностью, имеет возможность обладать гражданскими правами, так как до его рождения никто за него не сможет вступить в наследство, а, значит, у него не возникнет право собственности на наследуемое имущество.
Дееспособность граждан (физических лиц) — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Смысл категории дееспособности заключается в том, что только при ее наличии лицо сможет активно участвовать в имущественном обороте, лично без чьего-либо согласия заключая договоры, выдавая доверенности и т. д. Наличие дееспособности также означает наличие деликтоспособности, т. е. способности самому нести ответственность за неправомерные действия.
Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных законом. Недействителен полный или частичный отказ гражданина от дееспособности, за исключением случаев, когда такие сделки прямо допускаются законом.
Виды дееспособности. Закон устанавливает следующие их виды:
1) полная дееспособность;
2) частичная дееспособность;
3) неполная дееспособность;
4) ограниченная дееспособность.
Кроме того, гражданин может быть недееспособным в случае:
а) если он не достиг 6 лет;
б) если он признан недееспособным судом по причине психического расстройства.
Полная дееспособность, т. е. способность своими действиями приобретать и осуществлять любые не запрещенные законом права и принимать и исполнять любые не запрещенные законом обязанности, возникает при достижении лицом 18-летнего возраста.
Закон предусматривает два исключения из этого правила.
1. Гражданин приобретает полную дееспособность до до