Предпосылки и закономерности возникновения государства.

Основные теории происхождения государства.

Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Ф. Аквинского; в современных условиях се развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Основоположники этой теории, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью. Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле. Данная теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также пропаганды смирения подданных перед государственной властью.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально- экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Понятие и признаки государства.

Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основнымипризнаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняетвнутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют ивнешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

Поформе правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости отформы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Признаки государства

Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.

Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Атрибуты государства

Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.

Общие признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков относятся следующие:

публичная власть,отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;

суверенитет— верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

монополия на легальное применение силы.Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;

право на взимание налогов и сборов с населения,которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;

обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;

Претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей.В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков относятся следующие:

публичная власть,отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;

суверенитет— верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

монополия на легальное применение силы.Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;

право на взимание налогов и сборов с населения,которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;

обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

5.Сущность и функции государства. Правовые формы осуществленияфункцийгосударства.

Понятие «форма осуществления государственных функций» является емкостным и требует определения с учетом различных аспектов. Итак, согласно одному определению, форма осуществления функций государства — это деятельность основных звеньев государственного механизма, специфические виды государственной деятельности, отличающиеся от деятельности негосударственных организаций и объединений. В соответствии с иным определением форма осуществления государственных функций — это однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются государственные функции.

И то, и другое определения являются верными, и в рамках теории государства и права наиболее целесообразно использовать оба определения понятия «форма осуществления функций государства».

Согласно первому определению выделяют следующие формы осуществления функций государства:

1. Законодательная деятельность — это издание представительными и законодательными государственными органами законов и иных нормативных актов, которые являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и общественными объединениями.

При этом в рамках федеративных государств правом принимать и издавать федеральное законодательство может быть наделен только федеральный орган законодательной (представительной) власти.

2. Исполнительная деятельность — это оперативная повседневная реализация органами исполнительной власти (государственного управления) государственных функций в различных сферах общественной жизни — развитие экономики и культуры, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт и связь, охрана общественного порядка и обороны страны и др.

3. Судебная деятельность — это осуществление правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

4. Контрольно-надзорная деятельность — это деятельность всех разновидностей органов государственного надзора и контроля за законностью на территории страны. Особое место в данной группе занимает система прокурорского надзора.

Как видно, приведенная выше классификация тесно соотносится с принципом разделения государственной власти на три ветви — законодательная (представительная), исполнительная и судебная.

Согласно второму определению понятия «форма осуществления государственных функций» выделяются следующие две основные формы осуществления функций государства:

1. Правовая форма — это однородная по характеру и юридическим последствиям деятельность государственных органов, связанная с изданием имеющих юридическую силу законодательных и подзаконных актов. В свою очередь, в рамках данной формы выделяются еще две более конкретные формы осуществления функций государства:

• правотворческая деятельность — издание, санкционирование, изменение либо отмена нормативных актов, отдельных правовых норм;

• правоприменительная деятельность — это реализация, исполнение законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В рамках правоприменительной деятельности выделяются следующие виды государственной деятельности:

а) оперативно-исполнительная деятельность — связана с разрешением повседневных вопросов властвования, это творческая исполнительно-распорядительная работа государственных органов по изданию актов применения права;

б) правоохранительная деятельность — это властная оперативная работа государственных органов по охране норм права от нарушений, по защите предоставленных гражданам прав и по обеспечению выполнения возложенных на граждан и на государственные органы обязанностей.

2. Организационная форма — подразделяется на следующие виды осуществления государственных функций:

• организационно-регламентирующая деятельность — направлена на решение тех или иных конкретных политических задач, на технико-организационное обеспечение функционирования различных звеньев государственного механизма;

• организационно-хозяйственная деятельность — это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций;

• организационно-идеологическая деятельность — это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства.

Классификация государств.

Тип государства это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.

Типология государства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).

Выделяют следующие формационные типы государства:

-рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;

-феодальное государство - диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;

-буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);

-социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.

Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

· продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество

· показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Смена одного типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий. Недостатки формационной типологии:

· она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью

· недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные)

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.

Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.

Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационного подхода:

· определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.

· в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств

Недостатки цивилизационного подхода:

· недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны.

· выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.

Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.

Механизм государства.

Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле этого слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле государственный аппарат понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат.

Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.

Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов:

1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;

2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;

3) действуют от имени государства;

4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;

Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа.

На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство.

Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и т.д.

Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа "разрешено только то, что прямо закреплено в законе". Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Виды государственных органов различаются по разным классификационным основаниям. В России, в зависимости от порядка образования, государственные органы подразделяются на выборные (представительные органы - Федеральное Собрание, областные, городские думы и др.) и назначаемые (Правительство, министры). Кроме того, существуют органы, создаваемые другими, в том числе выборными, органами - производные.

Например, Счетная палата, создаваемая на паритетных (равных) началах обеими палатами Федерального Собрания РФ.

Исходя из принципа разделения властей, все органы государства разделяются на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные (правоохранительные).

В зависимости от территориального объема деятельности и объема полномочий государственные органы делятся на высшие, центральные и местные. К высшим в России относятся Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и др. К центральным - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, а к местным - главы местной администрации.

В зависимости от внутренней организации и порядка решения вопросов выделяют государственные органы, действующие на коллегиальных (правительство) и на основе единоначалия (прокуратура).

В федеративном государстве различаются органы, действующие в общегосударственном масштабе (федеральные), и органы государственной власти субъектов федерации.

К принципам, на основе которых функционируют государственные органы, могут быть отнесены:

1) законность;

2) приоритет прав и свобод, а также законных интересов личности;

3) разделение властей;

4) гласность.

Принцип разделения властей является одним из важнейших принципов организации и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление во многих странах. Истоки его разработки уходят в далекое прошлое. Идея разделения властей встречается в трудах Аристотеля, Д. Локка. Они были позднее развиты французским юристом и политическим мыслителем Ш. Монтескье.

У него теория разделения властей получила наиболее законченный и аргументированный вид. Согласно учению Монтескье, основная цель разделения властей - устранить злоупотребления государственной властью. При этом он полагал, что должен быть не только четко очерчен круг полномочий и сферы деятельности каждой из властей - законодательной, исполнительной и судебной, но и предусмотрены юридические средства взаимного сдерживания властей. Таким образом, разделение и взаимное сдерживание властей служат главным условием политической свободы в обществе.

Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти.

Считается, что наиболее последовательно принцип разделения властей воплощен в Конституции США 1787 г. Конституцией РФ в ст. 10 также закреплен принцип разделения властей и провозглашено, что органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны. Система предусмотренных в ней сдержек и противовесов во многом напоминает американскую.

Времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

2) центральные, в частности министерства;

Форма правления.

Форма правления - это элемент государства, отражающий взаимоотношения высших органов государственной власти, а также их отношение с населением.

По форме правления различают монархию и республику.

Монархия – это форма правления при которой глава государства (монарх) управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследия.

Признаки монархии:

1) единоличный характер власти;

2) власть передается по наследству;

3) пожизненное осуществление властных полномочий;

4) не зависит от воли населения;

5) юридическая безответственность монарха за принимаемые решения.

Монархия была преобладающей формой правления в рабовладельческих и феодальных государствах. Буржуазные революции часто сопровождались ликвидацией монархии, так как монарх обычно являлся крупнейшим феодалом.

Монархии разделяются на абсолютные и ограниченные.

Республика - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) глава государства может быть как единоличным, так и коллегиальным;

2) власть не передается по наследству, а является выборной;

3) глава государства несет ответственность за принимаемые решения;

4) осуществляет свои полномочия в течении определенного срока.

Республики существовали в рабовладельческих государствах в двух разновидностях – демократической (Афины) и аристократической (Спарта) . В феодальных государствах носил городской характер (Новгородская республика).

На данный момент республика преобладающая форма правления.

Республики различают на :

· Президентская республика

· Парламентская республика

· Смешанная республика

Монокрастические власть главы государства не ограничена, выборы носят ритуальный характер (тропическая Африка).

Советская не признает принцип разделения властей.

Виды социальных норм.

Социальная норма – это правило поведения, регулирующее общественное отношение.

Признаки социальной нормы:

1) Нормативность (представляют собой правила поведения субъекта в определенной ситуации)

2) Общеобязательность (обязательны для широкого круга лиц)

3) Социальная обусловленность (обусловлены уровнем развития общества)

4) Системносбб(представляют собой систему взаимосвязанных элементов)

5) Регулятивность (являются регуляторами общественных отношений)

6) Обеспеченность (реализация соц. норм обеспечена соответствующими средствами, присущими конкретному виду соц. норм)

Функции социальных норм

1) Трансляционная(являются средством сохранения и передачи опыта социального регулирования),

2) Регулятивная (являются регуляторами общественных отношений),

3) Оценочная (являются критерием оценки поведения субъекта).

Виды социальных нор

А I. По содержанию:

1) политические,

2) экономические,

3) культурные,

4) религиозные

и т.д.....

II. По форме выражения:

1) Формально-определенные (письменные)

2) Формально-неопределенные (не письменные)

III. По способам формирования и обеспечения:

1) обычаи (формируются в обществе естественно в результате многократного повторения наиболее рациональных действий),

2) нормы морали (формируются в обществе естественно-исторически на основе нравственных представлений людей. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия),

3) нормы общественных организаций (создаются общественными организациями в целях упорядочения отношений между членами этих организаций. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций),

4) нормы права (устанавливаются либо санкционируются государством. Их реализация обеспечивается возможностью применения гос. принуждения).

Виды источников права

1) Правовой обычай – это санкционированное и обеспечиваемое государством, исторически сложившееся правило поведения, регулирующее общественные отношения.

Обычай становится правовым после его санкционирования государством.

Государство санкционирует только те обычаи, которые выражают единообразную и устойчивую общественную практику и соответствуют государственной политике.

Государство санкционирует обычаи двумя способами:

а) путем общей / генеральной отсылки к обычаю (текстуального закрепления обычая в НПА в данном случае нет),

б) путем восприятия обычая правоприменительной практикой, когда решения по делу выносятся на основе обычая.

Совокупность правовых обычаев образует обычное право.

Чертами правовым обычаев являются множественность, локальный характер, постоянность соблюдения и консервативность.

Правовые обычаи являются древнейшими источниками права. В период зарождения государства обычное право представляло почти все право в государстве. В рабовладельческих и феодальных государствах правовой обычай был важнейшим источником права. По мере появления и распространения других источников права роль и значение правовых обычаев снижается.

В правовых государствах вес правовых обычаев в источниках правах очень мал. Они играют второстепенную роль в регулировании общественных отношений.

2) НПА – это принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

В рабовладельческих и феодальных государствах НПА были немногочисленны. По мере развития государства и права роль и значение НПА в системе источников права возрастает. Они становятся важнейшими источниками права, а в государствах, входящих в романо-германскую правовую семью, становятся основными источниками права.

Достоинством НПА как источника права является возможность его оперативного принятия, изменения и отмены. Это позволяет адекватно реагировать на изменение общественных отношений и обеспечивать максимальную эффективность правового регулирования.

3) Правовой прецедент – это конкретное судебное или административное решение по конкретному делу, за которым государство признает общеобязательный характер.

а) судебный (создается судебными органами),

б) административный (создается несудебными органами).

Судебный прецедент является обязательным для судов той же и низших инстанций. При этом обязательной является «сердцевина дела», т.е. суть правовой позиции суда, на основе которой вынесено решение. Правовой прецедент является древнейшим источником права.

Прецедентный путь формирования права был характерен для большинства стран. В Великобритании был основным, поэтому правовой прецедент стал основным источником права в Великобритании и других странах, вошедших в англо-саксонскую правовую семью. В романо-германской семье на рубеже 18-19 веков правовой прецедент перестал признаваться источником права. Во второй половине 20 века в некоторых странах романо-германской правовой семьи прецедентный характер стал признаваться за решениями высших судебных органов.

Признание правового прецедента источником права означает признание наличия у суда правотворческой функции.

4) Нормативный договор – это двустороннее или многостороннее соглашение, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права.

Нормативный договор имеет много общих черт с НПА. Главное отличие состоит в следующем: НПА является результатом одностороннего волеизъявления уполномоченного субъекта правотворчества, а НД – это результат взаимного согласованного волеизъявления сторон.

Нормативный договор следует отличать от индивидуального договора.

Индивидуальный договор – это двустороннее или многостороннее соглашение, устанавливающее, изменяющее или отменяющее права и обязанности участников правоотношения.

Наибольшее значение НД как источник права имеет в международном праве, где он является основным источником права. Во внутригосударственном праве его удельный вес невелик. Наибольшее распространение он получил в конституционном, административном, трудовом и муниципальном праве.

Возрастание роли нормативного договора в системе права является отображением процесса децентрализации правового регулирования.

5) Религиозные тексты- это своды религиозных правил, содержащихся в религиозных книгах, а также в актах, принимаемых органами управления религиозных организаций.

Во всех рабовладельческих и феодальных государствах роль религии в жизни общества была велика. Она оказывала существенное влияние на государственную политику, в том числе на области правотворчества. Религиозные организации имели огромное влияние, поэтому государство, не желая вступать в противостояние с ними, нередко придавало юридическую силу религиозным нормам, которые тем самым приобретали религиозный характер.

В современном мире религиозные организации являются источниками права в мусульманских странах (Коран), в индусских (Шастры, Веды), в Ватикане (Библия). Однако и в этих странах все большее распространение получает НПА.

6) Правовая доктрина – это правовые позиции ведущих ученых юристов, содержащиеся в их научных трудах, на основе которых правоприменительные органы выносят решения по конкретным делам.

Как правило, в современных государствах правовая доктрина не является источником права, хотя юридическая наука играет большую роль в правотворческой деятельности, являясь источником права в идеологическом смысле.

В III веке на отдельные положения работ юристов классиков стали ссылаться как на тексты законов. В начале V века император Валентиан издал закон «О цитировании юристов». Этим законом положениям работ наиболее известных юристов придавалась обязательная юридическая сила. Это означало, что решение по делу суд мог выносить не только на основе законов, но и ссылаясь на работы юристов.

В эпоху Средневековья трактаты известных юристов также выступали в качестве источников права. В Англии в 18 веке обязательными для судов были работы Блэкстоуна. В 19-20 веках значение юридической науки как источника права падает и в большиснтве стран они перестают признаваться источниками права.

В государствах, входящих в религиозную правовую семью и, прежде всего, в мусульманских правовая доктрина является важнейшим источником права, т.к. суды в решении конкретных дел ссылаются не на положения Корана непосредственно, а на разъяснения, которые даны ведущими мусульманскими богословами и юристами.

7) Правосознание – это правовые позиции субъектов правоприменительной деятельности, на основе которых выносятся решения по конкретным делам.

Как правило, правосознание не является источником права, хотя играет большую роль в правоприменительной деятельности. На отдельных этапах развития общества и государства правосознание может быть источником права.

В России источниками права признаются НПА, НД и правовые обычаи.

Понятие и признаки права.

Право - это офици<

Наши рекомендации