Вопрос 67. Правовая культура: понятие, состав и виды.
Правовая культура - система идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей.
Правовая культура это часть общей культуры общества или отдельной личности, т.е. правовая образованность гражданина.
Виды правовой культуры:
-правовая культура общества
-культура отдельного индивида
-культура различных слове и групп населения
-культура должностных лиц, работников госаппарата, профессиональная культура
-внутренняя и внешняя культура
Правовая культура общества включает в себя:
1.достигнутый уровень правового сознания
2.полноценное законодательство
3.развитую правовую систему
4.эффективное независимое правосудие
5.широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии
6.состояние законности и правопорядка
7.прочные правовые традиции
8.юридическую грамотность основной массы населения
9.четкую работу правоохранительных органов
10.уважение законов
Правовая культура личности включает в себя:
1.высокий уровень правосознания
2.знание действующих законов (незнание не освобождает от наказания)
3.соблюдение и исполнение законов
4.убеждение в необходимости законов
5.правильное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего статуса в обществе, взаимоотношений с другими людьми
6.правовая активность, т.е. деятельность по пресечению правонарушений, поддержание правопорядка и законопослушания в обществе, преодоление правового нигилизма.
Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: "знать-уважать-соблюдать".
Вопрос 66. Основные теории происхождения государства (общая характеристика).
О причинах происхождения государства говориться в различных теориях. Такое расхождение объяснимо тем, что на процесс происхождения государства влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, нравственно – религиозные и т.д. Во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи, использовали разный объем накопленных человечеством знаний. В третьих ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы, на взгляды автором теорий часто влияли их философские и идеологические пристрастия.
Основные теории:
Марксистская – материалистическая, объясняемая прежде всего социально-экономическими причинами. Государство существовало не всегда, на определенном этапе экономического развития общества оно распадается на классы(отделение скотоводства от земледелия, ремесло, обмен, орудия труда усовершенствовались, дали толчок росту производительности). Возникает избыточный продукт, который привел к появлению частной собственности, имущественные излишки скапливаются у экономически господствующего класса, общество раскололось на имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых. Государство становится орудием защиты прав собственников и поддержания классового господства. Таким образом государство присуще лишь классовому обществу. Однако данная теория подвергается критике, т.к. ее сторонниками не были учтены особенности возникновения государства на Востоке.
Теологическая (Фома Аквинский, Августин)– тезис о происхождении государства из божественной воли, эта мысль был отражена, в частности в Законах Хаммурапи, Послании Апостола Павла к римлянам. Государство продукт божьей воли, власть государства вечна, каждый обязан подчиняться государю во всем, непослушание власти - непослушание Всевышнему. Теория двух мечей, которые Бог дал церкви, один она оставила у себя, один отдала государю для управления. В исламской доктрине получила распространение концепция имамата, по которой действия правителя это продолжение пророческой миссии. Данная теория делает правителя непогрешимым, открывая дорогу для произвола. Особое внимание уделяется церкви, являющейся посредником между Богом и государем, вся теория построена лишь на вере.
Патриархальная (Аристотель, Михайловский) Государство возникает из разрастания и объединения патриархальных семей. Люди, объединяются в семьи, патриархальные семьи, селения и города-государства. Государственная власть вырастает из семейной власти, власти мужа над женой, детьми и рабами. Патриархальной теории придерживался и Конфуций, уподоблявший отношения власти семейным отношениям. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти (Фильмер, теория об Адаме, которому Бог вручил власть, тот передал ее по наследству), подданным предложено покорно подчиняться государю, сопротивление не допустимо, лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые условия жизни. Монарх не выбирается, не назначается, не смещается, ибо подданные его дети. Данная теория подвергается критике, т.к. нет примера подобного способа возникновения государства, более того у семьи задачи воспроизводство и совместное употребление, у государства – оборона страны.
Психологическая (Петражицкий, Фрейд) – Они связывают появление государства с свойствами человеческой психики к стремлению подчиняться, подражать, властвовать над другими. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, шаманам, их магическая сила, психическая энергия (делали охоту удачной, боролись с болезнями, предсказывали) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой им и возникает государственная власть. Однако существовали люди, которые не согласны с властью и проявляли агрессивные устремления. Для обуздания которых и возникает государство. Государство необходимо как для удовлетворения потребностей большинства в подчинении и послушании, так и для подавления агрессии. Государство это продукт психологических противоречий призванный эти противоречия разрешать или смягчать. Недостатки в том, что прежде чем люди осознают необходимость создания государства их психика должна сформироваться, подвергнуться ряду факторов, экономических, политических.
Договорная (Джон Локк, Томас Гоббс Ж.Ж. Руссо) Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном» первобытном состоянии. Гоббс рассматривал «естественное состояние, как «войну всех, против всех». Именно несовершенство общественной жизни в «естественном состоянии» и привело к заключению общественного договора. При этом Локк указывал, что народ имеет право на расторжение договора с тем правительством, которое не выполняет его условий. Государство это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, ответственность за их неисполнение. Государство собирает налоги, принимает законы, наказывает преступников, но в тоже время защищает территорию, права граждан, их собственность. С одной стороны договорная теория огромный шаг вперед в познании государства, с другой стороны возникновение государства рассматривается как одномоментный акт, преувеличивая роль субъективных факторов, и недооценивая роль объективных, например экономических, военно-политических.
Теория насилия (Людвиг Гумплович, Евгений Дюринг) Главную причину возникновения государства усматривают в завоевании одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен был аппарат принуждения, которым стало государство. Государство возникло путем насилия и властвования одного племени над другим. Это насилием властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате воин племена перерождались в касты, сословия, классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно государство не итог внутреннего развития общества, а навязанная извне сила.
Органическая теория (Спенсер, Вормс)Согласно данной теории государство это продукт природы, организм возникший и развивающийся согласно законам природы. Отношения между классами и иными группами государства подобны органам организма, правители это мозг. Как в среде организмов выживают сильнейшие, так и в социальных организмах в процессе борьбы и воин формируется правительство. Государство уравнивается с биологическим организмом. Отрицать данную теорию не правильно, ибо люди биологические существа, но нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим, это разные уровни жизни, подчиняющиеся разным закономерностям, и имеющие в своей основе различные причины возникновения.
Теория патримониальная (земля собственность правителя) ирригационная (возникновение гос. необходимость в строительных работах).
Право, как социальный институт возникает практически вместе с государством, они призваны обеспечивать эффективность друг друга. Органы государства являются контролирующими структурами при исполнении правовых предписаний. Право является единственной формой в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных. Возникновение права длительный процесс протекавший через многие поколения. Исторически право возникло как классовое явление и выражало волю и интересы господствующих классов. Правовые нормы складывались тремя путями:
-признание (санкционирование) ряда обычаев государством, что означало их превращение в правовые обычаи.
-правотворчество, издание государством нормативно-правовых актом (законов, постановлений)
-судебное право, превращение решений определенных государственных органов в образцы для аналогичных дел, прецеденты.