ФТС России действует на основании Регламента ФТС, утвержденного Приказом ФТС России от 26.12.2012 № 2656.
ФТС России осуществляет координацию и контроль деятельности:
- региональных таможенных управлений,
- таможен,
- таможенных постов, специализированных таможенных органов (далее - таможенные органы),
- представительств (представителей) таможенной службы РФ за рубежом
- организаций, находящихся в ведении ФТС России.
Территориальные Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через государственную границу РФ.
Другие места нахождения таможенных органов определяются ФТС России в соответствии с законодательством РФ о таможенном деле исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.
ФТС России вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
|
Территориально-структурное деление таможенных органов Российской Федерации |
|
Региональные управления и Таможни, непосредственно подчинённые ФТС России |
*Таможен: 9 + базовых: 1 + кинологических центров: 1 Итого: таможен 10, субъектов РФ 2 |
|
Принципы деятельности таможенных органов:
- законность
- равенство лиц перед законом, уважение и соблюдение их прав и свобод
- единство системы таможенных органов и централизованного руководства
- профессионализм и компетентность
- ясность, предсказуемость, простота действий должностных лиц таможенных органов
- единообразие правоприменительной практики при проведении таможенного контроля
- недопущение возложения на участников ВЭД, перевозчиков и т.д. чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий
- совершенствование таможенного контроля, применение современных информационных технологий, внедрение прогрессивных методов таможенного администрирования, в т.ч. на основе международных стандартов в области таможенного дела, разрабатываемых ВТамО.
Функции (обязанности) таможенных органов:
- проводят таможенный контроль
- совершенствуют методы совершения таможенных операций
- создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в РФ и вывозе из РФ
- содействуют развитию внешней торговли РФ
- ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную
- взимают таможенные платежи, пошлины, налоги, антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины, таможенные сборы
- обеспечивают на территории РФ соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ТС ЕАЭС
- обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых и вывозимы на\с таможенной территории ТС ЕАЭС\ РФ
- обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности
- выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу ТС ЕАЭС и через государственную границу РФ.
- содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защиту интересов потребителей товаров, ввозимых на территорию РФ
- осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями , связанными с перемещением товаров через таможенную границу ТС ЕАЭС, а также с ввозом и вывозом товаров в РФ и из вывозом из РФ в соответствии с валютным законодательством РФ и законодательством о валютном контроле
- содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала РФ, оптимизации структуры экспорта, защищают с использование средств таможенного регулирования интересы российских товаропроизводителей
-обеспечивают меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу ТС ЕАЭС ценных бумаг, валютных ценностей, дорожных чеков
- разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам ВЭД в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций
- обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными или иными компетентными органами иностранных государств
- осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела
- проводят научно-исследовательские и конструкторские разработки в области таможенного дела.
Полномочия таможенных органов:
1. Права таможенных органов, установленные ст. 18 ФЗ
2. Права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием судов таможенных органов
3. Права таможенных органов в отношении автомобильных транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем
4. Право таможенных органов на взаимодействие с другими органами исполнительной власти.
Для реализации своих полномочий имеют право:
1. На применение оружия
3. На использование служебных собак
4. Применение физической силы
5. Использование специальных средств.
Государственное управление – это один из видов деятельности государственных органов РФ по осуществлению его субъектами (органами исполнительной власти) нормативно определенных функций путем использования принадлежащих им государственно-властных полномочий.
Осуществление исполнительной власти (государственного управления) реализуется в конкретных формах исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти их должностных лиц.
Формы государственно-управленческой деятельности органов исполнительной власти их должностных лиц определяются правом, закрепляются в законах и иных нормативных правовых актах, определяющих деятельность указанных органов.
Совокупность таких норм права составляют такую отрасль права как административное право.
Следовательно, в государственном управлении государственные органы и должностные лица должны использовать только те формы деятельности, которые установлены нормами административного права. Несоблюдение норм права влечет за собой недействительность действий органа исполнительной власти или должностного лица.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ -внешне выраженные действия исполнительного органа (должностного лица ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА), осуществленные в рамках его компетенции и вызывающие последствия юридического характера либо имеющие юридическое значение.
Вид конкретной формы государственного управления определяется задачами, стоящими перед органами исполнительной власти или должностным лицом, а также реализуемыми ими функциями.
Под административно-правовой формой понимается внешне выраженные действия исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее последствие юридического характера или имеющее юридическое значение.
Виды административно-правовых форм государственного управления в административном праве классифицируются по содержанию, способу выражения и характеру последствий.
По содержанию делятся на:
1. Правотворческая форма заключается в издании субъектами государственного управления подзаконных нормативных правовых актов управления, регулирующих общественные отношения в сфере их государственно-управленческой деятельности.
2. Правоприменительные формы гос.упр. подразделяются на издание индивидуальных правовых актов управления (актов применения норм права), а также совершения действий юридического характера.
По содержанию:
1. регулятивная форма используется в процессе государственного управления в различных сферах государственной деятельности.
2. правоохранительная форма используется при применении мер принуждения к лицам, нарушающим нормы административного права, при осуществлении защиты субъективных прав граждан и организаций, а также разрешения споров, возникающих в сфере управления.
По способу выражения правовые формы делятся на:
- письменные
- устные (устные приказы, распоряжения, команд, которые тоже влекут юридические последствия).
По характеру вызываемых ими последствий:
1. Правовые
2. Неправовые.
3. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВСЕГДА ВЛЕКУТ ЗА СОБОЙ НАСТУПЛЕНИЕ ЧЕТКО ВЫРАЖЕННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ):
- ПРИНЯТИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
- ПРИНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
- ПРИНЯТИЕ АДМИНИСТРТИВНО-ПРАВОВОГО ДОГОВОРА (СОГЛАШЕНИЯ)
2. НЕПРАВОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НЕ ВЛЕКУТ ЗА СОБОЙ НАСТУПЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ)
- ДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ХАРАКТЕР
- ДЕЙСТВИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.
Правовая форма управленческой деятельности выражается в издании правовых актов управления.
Правовой акт управления - это подзаконное юридически властное решение субъекта государственного управления, изданное в пределах его компетенции, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления либо направленное на возникновение, изменение, или прекращение конкретных административно-правовых полномочий.
Правовые акты управления классифицируются на:
1. Нормативные правовые акты (акты управления)
2. Индивидуальные правовые акты (акты применения норм права)
3. Административные договоры.
Требования, предъявляемые к правовым актам управления:
- законность
-целесообразность.
Законность – это соответствие правового акта управления следующим требованиям:
1.издание акта управления в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти
2. соответствие предписаний акта управления нормам законов и актов вышестоящих органов исполнительной власти
3. применение при издании акта управления форм и наименований, которые предусмотрены законодательством в отношении данного органа
4. соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и издания актов.
Целесообразность правого акта – полезность правового акта управления с точки зрения государственных интересов, правовой акт должен быть обоснованным по содержанию и грамотным по форме, четко и ясно выражать цели издания, содержать точные сведения и проверенные факты.
Чтобы обеспечить законность и целесообразность правовых актов управления, в т.ч. правовых актов ФТС РФ, действующее законодательство предусматривает определенный порядок их подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу, действия.
Все правовые акты , вступившие в законную силу, обязательные для исполнения за исключением тех, которые:
- отменены в установленном порядке
- приостановлены в установленном порядке
- прекратили действие.
Основания отмены правовых актов управления:
- устарелость, т.е. несоответствие общественным отношениям, сложившимся в обществе
- незаконность
- незаконность акт, положенного в его основу
- нецелесообразность.
Правовое регулирование порядка принятия нормативных правовых актов.
1. Указ Президента РФ от 03.05.1996 № 763 (О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ)
2. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и порядок их регистрации) Содержит общий порядок принятия, регистрации и издания.
3. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (О антикоррупционной экспертизе)
4. Приказ ФТС РФ от 05.07.2013 № 1253.
Последним Приказом установлен единый порядок подготовки, утверждения, вступления в силу, отмены, изменения и дополнения нормативных правовых актов ФТС России.
"Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение"
Виды нормативных правовых актов ФТС России
ФТС России издает нормативные правовые акты в виде:
1) приказов;
2) распоряжений;
3) правил;
4) инструкций;
5) положений.
Издание нормативных правовых актов ФТС России в виде писем, телеграмм, телетайпограмм не допускается.
Нормативные правовые акты ФТС России могут быть:
1) постоянно действующими, то есть установленными без ограничения срока применения;
2) временными, то есть содержащими указание на действие в течение обозначенного временными рамками периода либо на действие до наступления определенного события.
Нормативные правовые акты вправе издавать только ФТС РФ.