Орган государства. Понятие, признак и виды.

Орган государства - это юридически оформленная, обособленная часть механизма государства, состоящая из государственных служащих наделенных властными полномочиями и материальными средствами, для осуществления своих функций. Выделяют ряд признаков механизма государства:

1. Государственный орган осуществляет свою деятельность от имени государства, для чего и наделяется властными полномочиями.

2. Деятельность государственного строго регламентирована законом.

3. Государственный орган обособлен, является самостоятельной единицей в механизме государства и осуществляет свои действия в его компетенции.

4. Обладает материальной и финансовой самостоятельностью.

5. Создается в учредительном порядке, либо самим народом, либо назначается вышестоящим органом.

Виды органов государства:

Ø По способу формирования: первичные( избираемые населением) и вторичные( назначаемые).

Ø По действию в пространстве: федеральные, субъектные.

Ø По характеру полномочий: общей компетенции и специальной компетенции.

Ø По численность: единоличные и коллегиальные.

Ø На основе разделения властей: исполнительные, законодательные и судебные.

Ø По длительности действия: постоянные и временные.

15. Теория разделения властей в государстве Теория разделение властей – правовая и политическая доктрина, которая предполагает наличие независимых друг от друга, но взаимосвязанных ветвей власти: законодательную, исполнительную и судебную. Политико-правовая доктрина разделения властей была разработана и предложена известным английский ученым Джоном Локком, сам термин разделение властей был введен французским правоведом Шарлем-Луи Монтескье. Теория государства исходит из того положения, что разделение государственной власти на три ветви и создание полноценной системы сдержек и противовесов является наиболее важным принципом организации и функционирования современного правового государства. Основные положения теории разделения властей: 1. Принцип разделения властей должен быть закреплен в высшем нормативно-правовом акте – Конституции. 2. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти равны друг перед другом. 3. Судебная власть независима от любого политического влияния. 4. Законодательная власть основывается на основе принципа выборности.

В Конституции закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей. Суть его содержится в том, что:

Ø выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;

Ø каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

Ø каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.

В частности, на федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру.

Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.

Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.

Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.

Наши рекомендации