Вопрос: 1969 Разрешено ли тому, кто держит добровольную уразу, прерывать ее без уважительной причины.
https://youtu.be/FfT_HC0JGMU
Вопрос: разрешено ли тому кто держит уразу добровольно разговеться если он захочет? Например, человек встал с утра и начал держать уразу добровольную в обед решил покушать, разрешено ему прервать уразу или нет?
Ответ:
В этом вопросе два мнения.
Первое мнение, то, что разговляться этому человеку разрешено, даже если у него нет никаких уважительных причин, просто решил разговеться и прекратить уразу и покушать.
И это мнение большинства ученных и пришло с достоверным иснадом от Умара ибн Хаттаба, Али ибн Абу Толиба, абу Дарды, ибн Умара и ибн Аббаса и пришло так же от других сподвижников как об этом указано в книге Ибн Хазма «аль мухалля», а так же в «мусаннаф»е абду рРаззака и это мазхаб имама Ахмада, Исхака, и аш Шафии и за это мнение привели следующие доводы.
Первый довод. Муслим, приводит хадис от Аишы (да будет доволен ею Аллах), она сказала: «Однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к нам и мы сказали ему: «О, посланник Аллаха, нам принесли немного хайса (вид пищи, приготовленной из фиников и топленого масла)». Он ответил: «Покажите его мне, ибо я начал день с поста». Затем он покушал».
[Примечание редактора стенограммы]:
Сообщается, что мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Однажды днём посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: “О ‘Аиша, есть ли у вас что-нибудь (поесть)?”Я ответила: “О посланник Аллаха, у нас нет ничего”.Он сказал: “Тогда буду поститься”».
‘Аиша сказала: «И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел, а нам преподнесли подарок (или: к нам пришли гости)».
‘Аиша сказала: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся, я сказала: “О посланник Аллаха, нам преподнесли подарок (или: к нам пришли гости) и я для тебя кое-что припрятала”. Он спросил: “А что это?” Я сказала: “Хайс” [блюдо, которое готовят из фиников, топлёного масла и сушёного творога]. Он сказал:“Принеси его”.Я принесла его, и он поел, после чего он сказал: “Я с утра постился”».
Тальха [Один из передатчиков этого хадиса] сказал: «Я пересказал этот хадис Муджахиду, и он сказал: “Это подобно милостыне, которую выделяет человек из своего имущества: если захочет, он может подать её, а может и удержать”». Этот хадис передал Муслим 1154.
А в другой версии сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Подвинь его. Утром я постился, однако я поем его». Потом он сказал: «Поистине, человек, соблюдающий добровольный пост, подобен человеку, который выделяет из своего имущества милостыню: он может подать её, а может удержать».Ан-Насаи. Хадис с безупречным (сахих) иснадом. «Ирвауль-гъалиль», т. 4, стр. 135.
[Конец примечания].
Второй довод, Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Сальман и Абу ад-Дарда побратались друг с другом благодаря Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Однажды Сальман пришёл навестить Абу ад-Дарду и увидел, что Умм ад-Дарда не одета в нарядную одежду. Он спросил её: “Что с тобой, о Умм ад-Дарда?” Она сказала: “Твой брат Абу ад-Дарда ночью совершает намаз, а днем постится. Он не нуждается ни в каких благах этого мира”. Тем временем пришёл и сам Абу ад-Дарда. Он поприветствовал Сальмана и положил передним еду. Сальман сказал ему: “Поешь”. Абу ад-Дарда сказал: “Я пощусь”. Тогда Сальман сказал: “Клянусь Аллахом, что ты прервешь свой пост! Я не стану есть, пока не поешь ты!” Абу ад-Дарда поел вместе с ним. Затем Сальман остался у него переночевать. Когда прошла часть ночи, Абу ад-Дарда захотел встать на намаз. Сальман не дал ему встать, сказав: “Поистине, у тебя есть обязанности перед своим телом, перед своим Господом, [перед своим гостем] и перед своей семьей. Постись, разговляйся, совершай намаз, выполняй супружеские обязанности и отдавай каждому то, что ему принадлежит по праву!” Когда же приблизился рассвет, Сальман сказал: “Теперь вставай, если хочешь”. Они вместе встали, совершили омовение, а затем ночной намаз. После этого они пошли в мечеть на рассветный намаз, и Абу ад-Дарда подошел к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы сообщить ему о том, что повелел ему Сальман. Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: “О Абу ад-Дарда! Поистине, у тебя есть обязанности перед своим телом…”– и повторил все, что сказал Сальман. (В другой версии хадиса сказано: “Сальман сказал правду”)». [Этот хадис передали аль-Бухари (4/170‑171), ат-Тирмизи (3/290), аль-Бейхаки (4/276), хадис приводится в его изложении, а также Ибн Асакир (13/371/2). Ат-Тирмизи сказал: «Это – достоверный хадис». Дополнение в квадратных скобках и версия в концовке хадиса приводятся у аль-Бухари и ат-Тирмизи].
Третий довод, хадис от абу Хурейры который приходит у имама Ахмада, а так же у ибн аби шейба и других говорит однажды к Пророку (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) принесли еду тогда когда он был в местечке которое называется «марву захран» и тогда Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сказал абу Бакру и Умару: «приблизьтесь к еде и кушайте ее», тогда абу Бакр и Умар сказали: «нет мы держим уразу сегодня»,и тогда Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) показывая свое недовольство и сказал: «приближайтесь и кушайте а иначе запрягайте за ваши двух друзей и помогайте вашим двоим друзьям». - Указывая на то что они держать уразу и не могут выполнять общественные обязанности и людям приходиться прислуживать им помогать им запрягать животное, помогать им переноске вещей и тому подобное, поэтому говорит давайте прекращайте свою уразу и кушайте.
Но имам ан Насаи указал на то что этот хадис является не достоверным и приходит в форме мурсаль и указал на то что правильно то что он приходит без упоминания абу Хурейры, но от абу Салямы и сразу рассказывается история , значит эта история относительно абу Бакра и Умара является не достоверной.
Второе мнение в этом вопросе: То, что человек если начал уразу добровольно то он не имеет право прерывать, но должен держать ее до конца и это мнение абу Ханифы и имама Малика, но имам Малик ограничивает свое мнение и сказал ему нельзя прерывать уразу если у него нет уважительной причины. Но если есть уважительная причина то уразу может прервать.
И в довод привели слова Всевышнего Аллаха: «О вы которые уверовали не аннулируйте ваши дела». (Мухаммад 47: 33). А также слова Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) которые он сказал одному из бедуинов: «а так же ты обязан держать уразу в месяц рамадан»,тогда этот бедуин сказал:«есть ли на мне какая то обязанность кроме уразы в месяц рамадан?», сказал (прок саля Ллаху алейхи уа салам): «нет кроме как если сам захочешь».
Они поняли этот хадис, что ты ничего не обязан кроме как если ты сам захочешь добровольно держать уразу тогда ты ее должен и обязан держать, то есть обязан додержать если ты ее начал. Сказали: здесь исключение является связанным: «нет, кроме как если ты захочешь», исключение какое кроме как если ты захочешь связанно с чем (?), с первоначальным вопросом. Есть ли на мне какая-то обязанность кроме месяца рамадан? Нет на тебе никакой обязанности, кроме как если на тебе обязанность если ты сам захочешь, то есть если ты начнешь держать уразу по своему добровольному желанию тогда на тебя ложиться обязанность додержать эту уразу до конца.
То есть смыл хадиса получился: «кроме как если ты сам добровольно начнешь уразу тогда ты обязан ее довершить».
Но правильно в этом вопросе является мнение первое, то, что человек, если начал добровольную уразу может ее прервать, и не обязан додержать ее или додерживать ее до конца.
А что касается ответа на доводы второй стороны то что касается слов Всевышнего Аллаха: «о вы которые уверовали не аннулируйте свои дел» смысл аята, то есть не аннулируйте ваших дел многобожием, то есть не выходите из ислама так что все ваши дела станут тщетными или не совершайте ваши дела, примешивая к этим делам показуху, от этого, это дело становиться тщетным.
Сказал ибн Абдуль Барр: тот который приводит этот аят за то что человек должен довершить до конца добровольную уразу тот является невежественным относительно слов ученных об этом аяте потому что большинство муфассиров указывают на, то что смыл этого аята запрет показухи, как будто бы Всевышний Аллах Субханаху уа Тааля сказал «не аннулируйте ваших дел по средством показухи» но совершайте их искренне ради Всевышнего Аллаха Субханаху уа Тааля, другие же ученные сказали не аннулируйте ваших дел посредством того что совершаете большие грехи, то есть большие грехи становятся причинной аннулирования благих дел.
Если бы понимание их этого аята было бы правильным то получилось что человеку нельзя прерывать уразу так нельзя прерывать уразу кроме той которая позволяется по их же мнению они сами приводят некоторые из видов добровольной уразы во время которой разрешено по их же мнению прерывать эту уразу.
Что касается хадиса: «на тебе нет ни какой обязанности кроме как если сам захочешь», то более правильное то, что это исключение не является не прерванным, но является прерванным и смысл этого хадиса: «но ты можешь держать уразу добровольно». То есть, как этот хадис нужно понимать, правильным образом ты обязан держать уразу месяц рамадан, «есть ли на мне еще какая то обязанность в вопросах уразы?» сказал: «нет кроме как если сам захочешь», - то есть, нет на тебе больше ни каких обязанностей в вопросах уразы. Но ты можешь держать уразу добровольно, если ты захочешь.
Источник: Шарх (Комментарии) к книге "Булуг Аль Марам", шейха Мухаммада ибн Хизама. Уроки по книге провел Руслан абу Ибрахим. Текст переписан с аудио уроков.
Ахмад приводит хадис (26353) от Умму Хани, где говорится, что (однажды) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) зашел к ней и попросил выпить. Выпив, он передал (воду) ей и она тоже немножко выпила. Умму Хани сказала: «О, посланник Аллаха, я держала пост». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это личное дело того, кто держит добровольный пост, если он захочет, то может продолжить его, а если захочет, может прервать»». Хадис приведен аль-Албани в «Сахих аль-джами» как достоверный (3854).
В «Тухфаталь-Ахвази» приводится следующий комментарий по этому хадису: «В хадисах отмечается, что разрешается прерывать добровольный пост, особенно если человек приглашен отобедать с мусульманином».
Сообщается со слов Умм Хани (да будет доволен ею Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Соблюдающий добровольный пост – является повелителем своей души, и если он хочет пусть поститься, а если нет, пусть разговляется». аль-Хаким 1/439, аль-Байхакъи 4/276. Хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См. также “Мишкатуль-масабих” 2079.
__________________________________