Вопрос 6. Политический режим
Политический режим— политическое управление, совокупность тех или иных методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве или стране), или способ функционирования его политической системы.
Виды политических режимов:
Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».
Признаки демократического режима власти:
1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ;
2. Свободные выборы представителей власти;
3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства;
4. Реализация принципа разделения властей;
5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны.
Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.
Признаки авторитарного режима:
1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер;
2. Опора (потенциальная или реальная) на силу;
3. Монополизация власти и политики;
4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы;
5. Отказ от тотального контроля над обществом.
Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.
Признаки тоталитарного политического режима:
1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером;
2. Монополизация и централизация власти;
3. «Единовластие» официальной идеологии;
4. Система физического и психологического террора.
7. Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.
Признаки права: волевой характер; общеобязательность; нормативность; право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью; формальная определенность; системность; регулирующее воздействие права.
Принципы права – это основные (исходные) начала, положения, идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.
Общеправовые – действующие во всех отраслях права: законности; юридического равенства граждан перед законом и судом; гуманизма; единства прав и обязанностей; федерализма; социальной справедливости.
Межотраслевые – выражающие наиболее существенные черты нескольких отраслей права: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, «закон обратной силы не имеет» и т. д.
Отраслевые – принципы, действующие в рамках только одной отрасли права:
1) в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях;
2) в уголовном праве – презумпция невиновности;
3) в трудовом праве – принцип свободы труда;
4) в земельном праве – принцип целевого характера использования земли;
5) в административном праве – принцип субординации (соподчиненности) и т. п.
В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:
1) понятия тождественны;
2) понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».
Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Под источником права понимают:
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества);
2) источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины);
3) источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.
Выделяют четыре основные формы права:
1) нормативный акт – правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений;
2) правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;
3) юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел; распространен в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. д.;
4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (Федеративный договор РФ 1992 г.).
Право и мораль
При регулировании общественных отношений всегда прослеживается взаимосвязь права и морали.
Под нормами морали понимаются правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми посредством исторически сложившихся представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.
Единство права и морали состоит в следующем:
1) они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, у них единая нормативная основа;
2) они преследуют одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
3) наличие одного объекта регулирования – общественных отношений;
4) право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов правоотношений;
5) они выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.
Но наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия:
1) право и мораль различаются по способам их установления.
Правовые нормы устанавливаются, отменяются, дополняются, изменяются государством, а нормы морали создаются не государством непосредственно, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей;
2) они различаются по методам их обеспечения. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов;
3) правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, группируются по отраслям и институтам, систематизируются, а нормы морали не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей – участников общественной жизни;
4) право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, честного и бесчестного, совести, чести, долга, т. е. у них разные оценочные критерии и социальные мерки;
5) противоправные действия влекут за собой реакцию государства – юридическую ответственность. При нарушении моральных норм нарушитель подвергается моральному осуждению, это ответственность не перед государством, а перед обществом, семьей, окружающими людьми;
6) право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон;
7) сфера действия морали шире, чем правовое пространство, границы их не совпадают;
8) у права и морали различные исторические судьбы. Мораль всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.