Взаимодействие норм права и морали.
1) право и мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей определенной юридической и нравственной культуры;
2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые и осуждаемые правом, поощряются и осуждаются, как правило, моралью;
3) право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль;
4) взаимодействие права и морали нередко выражается в прямом тождестве их требований, обращенных к человеку, в формировании у него высоких гражданских качеств;
5) право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойственные им методы;
6) правовые нормы служат проводником морали, закрепляют и защищают моральные ценности. Таковы, например, нормы гражданского и семейного права о защите чести и достоинства граждан и организаций, о защите интересов детей и их правильном воспитания в семье, вплоть до лишения родительских прав в случаях грубого нарушения родителями своих обязанностей или аморального поведения;
7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права. Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права и выступают, таким образом, важным фактором совершенствования правовой системы. Так, значительную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. К примеру, правильное решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и др. во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.
Как видим, право и мораль объективно необходимы друг другу, и их взаимодействие в самом общем виде выражается, во- первых, во влиянии морали на формирование права; во-вторых, во влиянии права на формирование нравственных норм; в-третьих, в охране правом норм морали; в-четвертых, в использовании нравственных норм при применении права.
Противоречия между правом и моралью.
Речь идет об отсутствии должной согласованности между этими социальными регуляторами.
Причины противоречий носят объективный и субъективный характер. К объективным причинам относятся:
1) существующие различия между правом и моралью в методах регуляции, в критериях оценки поведения субъектов и т.д.;
2) неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных общностей людей;
3) сложность и противоречивость общественной жизни, разнообразие возникших в ней ситуаций, изменчивость социальных условий;
4) возникновение новых тенденций развития общества;
5) различный уровень нравственного и правового сознания людей и т. д.
Субъективные причины противоречий между правом и моралью заключаются в неравномерности развития права и морали. Право по природе более консервативно, мораль более подвижна и активнее реагирует на происходящие изменения. В результате в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.
Противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. Тем не менее их можно преодолеть, как путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем внесения изменений в действующее законодательство. При этом необходимо помнить, что в основе права лежит мораль и что при отсутствии согласия между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.
Роль права в развитии и укреплении нравственных основ общества.
Право и мораль – не антиподы, а «соперники», они по-разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и взаимопереходы.
Право и мораль по-разному используют такие методы воздействия, как убеждение и принуждение, из-за этого можно считать, что когда норм морали не достаточно для регулирования возникших общественных отношений, им на помощь приходят нормы права, т.к. они являются более сильными с точки зрения принуждения.
В истории государства и права известно огромное количество примеров, когда нормы морали переходили в нормы права, так как правоустанавливающие органы во все времена действовали в соответствии с принципом справедливости – а это оценочная категория, категория морали. Особенно часто данная ситуация происходит в профессиональной морали. Известнейший пример – клятва Гиппократа. В законодательство РФ оно перешло даже в уголовную сферу, карательную по своей сути.