Модели соотношения государства и права
Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:
1. Единство выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в определенной степени обусловленности экономическими, культурными и иными условиями; общей исторической судьбе; наконец, в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т. д. Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. По образному выражению одного автора, государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы.
2. Различия вытекают уже из определений этих понятий. Государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, которая является формой существования общества. Право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Государство осуществляет силу, а право — волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-раз- ному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.
3. Воздействие государства на право состоит, прежде всего, в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях. Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.
Влияние права на государство. Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве.
Зависимость государства от права проявляется:
· во внутренней организации государства;
· в его деятельности.
С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.
62 характеристика основных черт англо – американской правовой семьи (семьи общего права)
В состав англосаксонской семьи права входят Великобритания и страны, которые исторически входили в британскую колониальную систему (США, Австралия, Канада и др.). В настоящее время в британское Содружество входят 36 государств, треть мира. Англосаксонское право развивалось не учеными-юристами, а юристами-практиками на основе рассмотрения ими конкретных правовых казусов.
Особенности общего права следующие: основным источником права является прецедент. На сегодня он составляет около 50% общего числа других форм права, но ранее этот процент был гораздо выше. Законы (статуты) все больше используются в правовом регулировании. Их доля уже составляет около 40%. Если в Европе право рассматривают как совокупность предусмотренных законом правил, то для англичанина право — в основном то, к чему приведет судебное рассмотрение. Более того, закон не считается таковым до тех пор, пока судебная практика его не апробирует и пока не накопится опыт его применения.
Используются и обычаи, но они имеют второстепенное значение. Юридическую доктрину в Великобритании недооценивают, так как английское право обязано больше судьям, чем ученым. Прецедентной семье права свойственна прагматичность. Это означает, что любое дело должно быть доведено до конца, даже если нет нормы закона.
Казуистичность английского права связана с тем, что прецеденты создаются применительно к конкретному случаю. Принцип разрешения дела формулируется после описания всех признаков дела и исследования всех доказательств. Другой судья, прежде чем применить этот принцип, должен сравнить рассматриваемую ситуацию с той, которая описывается в прецедентном решении.
Представление о том, что прецедент сковывает судью, во многом обманчиво именно потому, что судья сам решает, совпадает данная ситуация с той, на основе которой вынесен прецедент, или нет. Поскольку полного совпадения никогда не бывает, судья может прецедент отбросить. Отсутствие выраженной системы правовых норм — отличительная черта.
Это относится не только к прецедентам, которые создавались по мере необходимости, но и к статутам, поскольку законы формировались под воздействием судебной практики, не отличающейся системностью. Здесь нет деления права на отрасли. Правда, имеет место такое понятие, как «институты права». Вопрос о том, к какой отрасли права относится тот или иной казус, поставит в тупик любого английского юриста. Однако не стоит отрицать систематизацию в виде сборников и обзоров судебной практики. Прецедентное право не приемлет деления права на частное и публичное.
Между прецедентами нет иерархии. Они фактически главенствуют над законами в том смысле, что закон, не получивший судейского толкования, т. е. «не обросший» или не опосредованный прецедентами, еще не считается настоящим законом. Таковым он станет, когда будет представлен на фоне конкретного случая.
Все это означает, что государство выполняет минимальную роль в правотворчестве.
Процессуальное право в странах, составляющих эту семью, имеет приоритет перед материальным. Это результат жесткого правила: любое дело должно получить разрешение. Если нет материальной нормы, судья может ее создать, но если нет доказательств, ничто не поможет: ведь решение должно быть мотивированным и отличаться развернутым анализом доказательств.
Процесс рассмотрения дел состязательный. Это касается как гражданского, так и уголовного процесса.
Для результатов рассмотрения дела вина особого значения не имеет. Внимание судьи прежде всего приковано к выяснению того, имел ли место в действительности сам факт (преступления, причинения ущерба). Может быть, поэтому в англосаксонской семье права распространены сделки о вине (мы не можем доказать факт убийства, но накажем подсудимого за неуплату налогов).
Основные черты англосаксонской правовой семьи:
1) основной источник права - судебный прецедент;
2) юридические прецеденты носят индивидуальный характер;
3) ведущая роль в формировании права принадлежит суду, который занимает особое положение в системе госорганов;
4) на первом месте находятся не обязанности, а права человека, защищенные судом;
5) главенствующее место занимает процессуальное право, которое определяет материальное право;
6) отсутствуют кодификационные отрасли права;
7) отсутствует деление права на публичное и частное;
8) статутное право и юридические обычаи выступают в качестве дополнительных источников;
9) юридическая доктрина носит прикладной характер.
63 содержание правоотношений
Юридическое содержание правовых отношений - субъективные права и юридические обязанности, которые являются взаимосвязанными и не существуют друг без друга, так как субъективные права одних лиц реализуются через обязанности других, а обязанности требуют исполнения субъективных прав.
Субъективное право – мера возможного поведения субъектов правоотношения.
Его признаки:
- существует возможность (не обязанность) определенного поведения,
- осуществляется в интересах того лица, которому оно принадлежит,
- обеспечивается реализацией юридической обязанности.
Юридическая обязанность – предусмотренная нормами права мера необходимого, должного поведения субъектов правоотношений.
Его признаки:
- нет альтернативы: поведение необходимое, должное,
- исполняется в интересах управомоченного лица,
- в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обеспечивается гос. принуждением.
Соотношение между субъективным правом и юридической обязанностью:
1) субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, юридическая обязанность — «чужие» интересы;
2) субъективное право — мера возможного поведения, юридическая обязанность — мера необходимого поведения;
3) субъект права и юридическая обязанность существуют неразрывно, взаимно обусловливают друг друга;
4) объем юридической обязанности обусловлен объемом требований максимальной реализации субъективного права.