Материалистическая теория о сущности и предназначении государства и права

Основатели материалистической теории происхождения государства: Маркс, Энгельс, Ленин.

Суть теории: государство возникло, в силу экономических причин: обществ. разделения труда, появления прибавочного продукта и части собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Плюсы теории:

1) Материальные условия общества играют в нем очень большую роль;

2) Изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства;

3) При переходе от присваивающей к производящей экономики идет дифференциация людей по существенному признаку;

4) Раскрываются признаки государства.

Минусы:

1) На образование государства влияет не только экономика, но политические и социальные факторы;

2) Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов;

3) Происхождение государства в мире идет не по одной схеме.

Эта теория называется материалистической, так как в ней содержатся попытки объяснить возникновение государства причинами материалистического (преимущественно экономического) характера. По мнению авторов и основных идеологов классовой теории (Карл Маркса, Фридриха Энгельса - Германия; Владимира Ильича Ленина, Иосифа Виссарионовича Сталина - СССР; Мао-Цзе-Дуна - Китай), государство появляется как объективный результат социального развития. Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, возникновение частной собственности и, следовательно, имущественного неравенства, расслоение общества на классы с непримиримыми (антагонистическими) интересами, все эти обстоятельства явились причинами возникновения государства сущностью которого стало принуждение одного класса другим. В отличие от договорного государства, возникающего по воле всех членов общества и необходимого для защиты прав и свобод большинства, классовое государство «есть орган классового господства, угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».

При этом государство в силу своей классовой природы носит временный характер. Возникнув в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, государство отмирает после исчезновения частной собственности и слияния классов. Бесклассовое общество с общенародной собственностью является, по мнению авторов классовой теории, идеальным вариантом модели социального развития.

Внутренние функции государства

Наиболее часто встречаются попытки классифицировать функции государства в зависимости от того, в какой сфере - внутригосударственной или международной - они осуществляют­ся. Согласно данному критерию, функции подразделяются на внутренние и внешние.

В качестве основных внут­ренних функций,как правило, выделяются:

- политическая функция включающая в себя направления государственной деятельности по обеспечению незыблемости государственного строя; организа­цию и функционирования органов государственной власти;

- экономическаяфункция содержащая характеристику места и роли государства в системе экономического развития; определяющая пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой;

- социальная функция в наиболее общем виде может рас­сматриваться как направление деятельности государства по созданию условий для определенного образа жизни членов сообщества (в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., всем гражданам России гарантированно право на достойный образ жизни).

Основные принципы права

Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права. Существует несколько свойств принципов права:

1) наличие основополагающего характера;

2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;

3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юри

дически значимого поведения;

4) системность; 5) устойчивость; 6) фиксирование в законодательстве;

7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;

8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Существует несколько видов принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы; 2) отраслевые принципы; 3) межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

1. на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

2. принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

3. принцип гуманизма - означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

4. принцип справедливости - закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

5. принцип равноправия- обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

6. принцип единства прав и обязанностей - означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:

1) принцип гласности; 2) принцип состязательности; 3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Механизм государства

Механизмом государстваназывают систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства. Для изучения механизма государства используют структурно функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государствасоставляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти; – органы исполнительной власти; – судебные органы; – контрольно надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

· государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно распорядительные и социально культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

· государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

· государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

· здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

Наши рекомендации