Типы государства: различные подходы
Государство - явление исключительно разностороннее, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это дает возможность создавать различные системы его классификации.
Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.
На базе исторического подхода выделялись древние, средневековые и современные государства, а по своему историческому и культурному развитию - доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные. По уровню экономического развития - на высокоразвитые, среднеразвитые и "бедные".
До последнего времени в теории государства и права вопросы типологии государств рассматривались, в основном, с позиций формационного подхода. Понятие общественно-экономической формации составляет основу марксистского (классового) понимания истории. Суть его состоит в том, что в основе типологии государств лежит категория общественно-экономической формации, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства.
Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство - это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности рабовладельца на средства производства, в том числе на рабов.
Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистской теории, есть орудие классового господства феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития буржуазное государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом.
Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции. Новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Такое государство, по представлениям марксистской науки, выражает интересы трудового народа.
По мере перехода социалистического общества к высшей фазе - коммунизму государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.
Мировая политико-правовая мысль выработала и другие критерии типологии государств. Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой оснований классификации государств является категория "цивилизация".
В основе цивилизационного подхода лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Тип государства определяется идеально-духовными, религиозными, культурными факторами.
Понятие цивилизации сформировал английский ученый А. Дж. Тойнби. Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.
Соотношение права и морали
Право и мораль объединяют:
1. единая основа – общечеловеческая система социальных ценностей и представлений о добре, справедливости, честности, равноправии и т.д.
2. нормативно – регулятивный характер – право и мораль выступают в качестве определителей границ поведения людей в типичных жизненных ситуациях:
а) единый объект регулирования – общественные отношения
б) достижение одинаковых конечных целей – социально полезного развития общества
в) фундаментальные общеисторические ценности и показатели уровня развития социальной и культурной жизни общественно – политической системы.
Различия между ними заключаются в:
1. разных способах и субъектах формирования (право создается в особом порядке государством непосредственно либо с его санкции, а мораль – стихийно всем обществом).
2. характере и способе воздействия на сознание, поведение людей (мораль выступают в качестве внутреннего регулятора поведения и духовной жизни личности, а право регулирует отношения по поводу субъективных прав и юридических обязанностей).
3. формах внешнего выражения (право официально и письменно закрепляется в юридических актах государства, а мораль существует только в сознании людей).
4. методах и средствах обеспечения реализации (право обеспечивается государством, а мораль общественным мнением)
5. требованиях и оценочных критериях (право регулирует только внешние поступки людей, а мораль предъявляет более высокие требования и оценивают поступки с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости).
Взаимодействие права и морали проявляется в схожем регулировании общественных отношений, формировании у населения должной юридической и нравственной культуры, ответственности. Правосознания.
Мораль – нравственная основа права, которое влияет на формирование и защиту норм морали. Действия, поощряемые правом, поощряются нормами морали, а любое противоправное поведение признается и противонравственным.
Противоречия между правом и моралью может выражаться в:
1. несовпадении интересов общества и государства. 2. различных методах регулирования
3. разнице критериев оценки поведения 4. расхождении между правом и моралью вследствие развития общественной жизни и государства.
5. неравномерном развитии норм морали и норм права.
Принцип разделения властей
Разделение властей - принцип организации и деятельности государственного аппарата, определяющий распределение всех органов государства между тремя самостоятельными по предметам ведения ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательные органы представлены выборными от народа парламентами, советами, собраниями. Они определяют основные направления политики государства путем принятия законодательных актов, в том числе бюджета государства, и контролируют деятельность исполнительной власти. Исполнительные органы представлены сформированными в выборном или назначаемом порядке правительством, министерствами, управлениями, департаментами. Они осуществляют путем принятия подзаконных решений и оперативной работы непосредственное управление различными областями социальной жизни (экономикой, культурой, образованием, внешней политикой, обороной и т.д.). Судебные органы представлены конституционными судами, судами общей и специальной юрисдикции, прокуратурой. Они осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, разрешают споры о праве, применяют санкции за правонарушения.
Каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы исполнительной власти распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами