Понятие конституционного права как отрасли права.
Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно правовых отношений.
Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений связано с наличием юридических фактов. Они отличаются от обычных общественных отношений тем, что влекут за собой определенные правовые последствия.
Юридические факты делятся на: юридические действия и юридические события.
Под юридическими фактами следует понимать конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением которых нормы конституционного права связывают возникновение, изменение или прекращение конституционно-правовых отношений.
В зависимости от волевого характера юридических фактов все они подразделяются на события и действия.
События представляют собой такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов конституционно-правовых отношений. В их числе можно назвать: стихийные бедствия, истечение сроков полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также должностных лиц; социальное происхождение человека, достижение лицом определенного возраста, смерть человека.
В отличие от событий действия напрямую зависят от воли и сознания людей, являются результатом их волеизъявления. Как юридические факты они служат формой проявления деятельности субъектов конституционного права, вследствие чего устанавливаются конкретные правоотношения.
В юридической науке под действиями понимаются не только активные, положительные действия субъектов конституционного права, но равным образом и бездействие в тех случаях, когда нормы права обязывают их к активным действиям. Для субъектов конституционного права наиболее характерны активные действия по реализации своих властных полномочий.
В зависимости от социального содержания юридически значимых действий, отношения к ним государства все они подразделяются на правомерные и неправомерные действия.
Правомерные действия совершаются в строгом соответствии с нормами конституционного права, не нарушают их требований. Они направлены на достижение субъектами конституционно-правовых отношений положительных результатов, предусмотренных нормами права.
Правомерные действия субъектов конституционного права в зависимости от их целевой направленности подразделяются на юридические поступки и юридические акты.
Юридические поступки представляют собой действия, совершаемые субъектами конституционного права в силу требований правовых норм, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий.
Юридический акт - единичное правовое действие, которое совершается субъектом конституционного права со специальной целью - вызвать определенные юридические последствия, связанные с возникновением, изменением или прекращением конституционно-правовых отношений. Видами юридических актов являются такие единичные правовые действия, как принятие в установленном порядке новой конституции, парламентского закона, устава (хартии) муниципального образования, заключение федеративного договора и т.п. В количественном отношении они, пожалуй, преобладают над всеми другими видами юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение или прекращение конституционно-правовых отношений.
Неправомерные действия представляют собой проявление деятельности субъекта конституционного права, которое совершается с нарушением требований конституционно-правовых норм. Для краткости его именуют правонарушением.
Неправомерные действия как юридические факты служат основанием возникновения охранительных конституционно-правовых отношений. В них реализуются санкции норм правового института конституционной ответственности.
Устойчивость гражданства
Гражданство Российской Федерации сохраняется при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства – неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.
Неотъемлемость гражданства
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства или нрава изменить его. Лишение гражданства, т.е. расторжение правовой связи гражданина и государства но инициативе государства, активно применялось в СССР. Принцип неотъемлемости гражданства на современном этапе развития демократического общества призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т.п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как "лишение гражданства", российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.
Запрет экстрадиции.
Российский гражданин не может быть выслан за пределы России или выдан иностранному государству (экстрадирован), равно как и не должен иметь препятствия для возвращения на Родину. Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории РФ, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то нарушитель должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.
Понятие конституционного права как отрасли права.
Конституционное право является ведущей отраслью в системе российского права.
Конституцио́нное пра́во — отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, общества, характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.
Нормы конституционного права России закрепляют и регулируют основы конституционного строя Российской Федерации, формируют принципы народовластия и организации государственной власти, общую компетенцию органов государственной власти, взаимоотношения человека и государства, закрепления основ правового статуса человека, личности и гражданина, поэтому конституционное право является юридической основой для всех других отраслей права, имея высшую юридическую силу.
Применительно к отрасли права конституционное право можно определить как ведущую, центральную отрасль национального права, представляющую собой систему правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения, механизм осуществления народовластия, характеризующуюся особым юридическим режимом и предметом регулирования.
Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:
1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;
2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:
3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;
4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.
В общем плане, можно говорить о том, что предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений: охрана прав и свобод человека (отношения между человеком и государством); устройство государства и государственной власти (властеотношения).
Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых складываются правовой статус человека, его основные права и свободы.
Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламента- цию широкого круга отношений между ними.
Как и любая отрасль права, конституционное право воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми методами, под которыми понимается совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников.
В зависимости от характера предписаний, содержащихся в нормах права, выделяются два основных метода: императивный и диспозитивный.
Императивный метод – это метод властных предписаний, основанный на запретах, подчинении и ответственности. Для отношений, регулируемых на основе данного метода, характерно неравенство сторон или субординация (например, в системе органов государственной власти).
Диспозитивный метод – это метод регулирования отношений между сторонами, основанный на дозволениях и праве выбора поведения субъектами правоотношений, равноправии и координации деятельности (например, институт прав и свобод человека).
Способы правового регулирования, присущие конституционному праву:
1. Предписание, или позитивное обязывание, – способ правового воздействия, суть которого состоит в обязывании совершения определенных юридически значимых действий на условиях, предусмотренных правовой нормой.
Использование данного метода характерно для определения задач и полномочий государственных органов, закрепления обязанностей человека и гражданина (например, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу – ст. 82 Конституции РФ или прекращение главой Российского государства своих полномочий в случае отрешения его от должности – ст. 92 Конституции РФ; обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы – ст. 57 Конституции РФ и др.).
2. Запрет – способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий или бездействия.
В отличие от предписания, обязывающего совершать активные действия, запрет предусматривает уклонение, воздержание от юридически значимых действий, совершение которых влечет за собой негативные для общества последствия или несовместимо с государственно-правовыми ценностями.
Данный способ используется для пресечения действий, нарушающих основы конституционного строя Российской Федерации, государственную целостность и безопасность государства, общества и граждан, права и свободы человека и гражданина и иные государственно-правовые устои Российской Федерации. Например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ "никто не может присваивать власть в Российской Федерации". В соответствие со ст. 21 Конституции РФ "никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию".
В Конституции РФ наибольшее число запретов содержится в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина. При этом нарушение запретов влечет за собой, как правило, наиболее серьезный вид юридической ответственности.
3. Дозволение – способ правового воздействия, выражающийся в разрешении совершения определенных действий или бездействия, которые имеют или могут иметь юридическое значение.
Через дозволение раскрывается диспозитивный метод правового воздействия. Этот метод применяется для регулирования прав и свобод человека и гражданина, наделения других субъектов правоотношений определенными правами и полномочиями, а также для предоставления им правовой возможности поступать по выбору в рамках задаваемой модели поведения (например, право Президента России принять или не принимать отставку Правительства РФ, распускать или не распускать Государственную Думу в случаях, предусмотренных ст. 117 Конституции РФ).
В большей мере для конституционно-правового регулирования характерно использование императивного метода и способов, основанных на властных началах, при этом конституционное право достаточно широко использует диспозитивный метод правового регулирования.
Другой особенностью конституционно-правового регулирования является нередко встречающаяся комбинация императивного и диспозитивного методов правового регулирования.