Россия - суверенное государство
Категория «суверенитет» впервые появляется в знаменитой работе Жана Бодена «Шесть книг о республике». В ней он определил суверенитет как признак государства, суть которого в «абсолютной, не связанной никакими законами властью над поданными».
Леон Дюги в 1908 г. выделил четыре признака суверенитета государства, которые сохраняют свое значение и сегодня.
1 суверенитет государства один, т.е. на одной и той же территории может существовать только один суверенитет.
2 Суверенитет неделим, поскольку он является волей коллективного лица, всякая воля нераздельна, как и само лицо, служащее его основой.
3 Суверенитет неотчуждаем, так как передаваться может власть, но не воля. 4 Суверенитет непогашаем. Это свойство вытекает из неотчуждаемости суверенитета.
Суверенитет -это верховенство и независимость государства в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами.
Верховенство государства означает его право в соответствии с волей народа нормативными правовыми актами определять основы конституционного строя, правового положения граждан, государственное устройство, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти, местное самоуправление.
Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов как выражение суверенитета Российской Федерации, распространяющегося на всю ее территорию, означает, что субъект РФ не может изменять установленные Конституцией РФ приоритеты действия законов и иных федеральных нормативных правовых актов, ограничивать их применение, приостанавливать их действие, вводить какие-либо связанные с действием этих актов процедуры и механизмы разрешения коллизий, правовых споров, не предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами.
Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, В пределах территории РФ не допускается иной власти, которая могла бы существовать наряду с ней иди вне ее контроля. Гарантией этого является верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.
Независимость государства означает, что оно самостоятельно, независимо в выборе средств и форм проведения своей внутренней и внешней политики. Участвуя в межгосударственных объединениях, государство может передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
В связи с этим в науке конституционного права выдвинута идея о наличии внутреннего и внешнего суверенитета.
Внутренний и внешний суверенитет -это лишь проявление одного и того же принципа государственного суверенитета.
Участие Российской Федерации в межгосударственных объединениях, передача части полномочий Российской Федерации межгосударственному объединению не означает ограничение суверенитета России до тех пор, пока сумма и номенклатура передаваемых полномочий не затрагивает суверенитет государства.
Независимость как признак суверенитета государства проявляется и в том, что все государства, будучи членами международного сообщества, равны между собой, имеют равные права и обязанности. Проявлением этого признака суверенитета является также то, что границы между государствами могут изменяться только в соответствии с нормами международного права, мирным путем, по взаимному договору.
Сложной проблемой законодательства и науки конституционного права является определение суверенитета в федеративном государстве, которое состоит из двух и более государств или государственных образований.
Конституция РФ 1993 г., принятая уже в других исторических условиях, условиях укрепления федеральной власти, термин «суверенитет» использует применительно только к Российской Федерации.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ).
Таким образом, основой государственного суверенитета Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Суверенитет Российской Федерации в силу ст. 3 Конституции РФ исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета во всех без исключения субъектах РФ.
Таким образом, республики по действующей Конституции РФ не являются суверенными. Термин «суверенные» применительно к республикам ни в одной статье Конституции РФ не используется.
Данное положение подтверждено в ряде решений Конституционного Суда РФ.
Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" «- отмечено, что субъекты РФ не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом.
Признание за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты РФ им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект РФ, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством.
Следовательно, использование в ст. 5 (ч. 2) Конституции РФ применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство) « не означает -в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 г. -признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, свя-занныс с факторами исторического, национального и иного характера.
Конституционный Суд РФ отметил, что положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции РФ.
Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Будучи гарантом Конституции РФ, Президент России в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране территории РФ, ее независимости и государственной целостности (ст. 80 Конституции РФ). Для охраны суверенитета России в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на ее территории или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 87 Конституции РФ).
В случае угрозы территориальной целостности и неприкосновенности Российской Федерации, исходящей от субъекта Федерации, возможна «федеральная интервенция» для преодоления этой угрозы.
В интересах охраны суверенитета Российской Федерации Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.