Россия - суверенное государство

Категория «суверенитет» впервые появляется в знаме­нитой работе Жана Бодена «Шесть книг о республике». В ней он определил суверенитет как признак государства, суть которого в «абсолютной, не связанной никакими зако­нами властью над поданными».

Леон Дюги в 1908 г. выделил четыре признака суве­ренитета государства, которые сохраняют свое значение и сегодня.

1 суверенитет государства один, т.е. на одной и той же территории может существовать только один суверенитет.

2 Суверенитет неделим, поскольку он яв­ляется волей коллективного лица, всякая воля нераздельна, как и само лицо, служащее его основой.

3 Суверенитет неот­чуждаем, так как передаваться может власть, но не воля. 4 Суверенитет непогашаем. Это свойство вытекает из неот­чуждаемости суверенитета.

Суверенитет -это верховенство и независимость государства в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государст­вами.

Верховенство государства означает его право в соот­ветствии с волей народа нормативными правовыми акта­ми определять основы конституционного строя, правового положения граждан, государственное устройство, систему, принципы организации и деятельности органов государ­ственной власти, местное самоуправление.

Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов как выражение суверенитета Российской Федера­ции, распространяющегося на всю ее территорию, означает, что субъект РФ не может изменять установленные Консти­туцией РФ приоритеты действия законов и иных федераль­ных нормативных правовых актов, ограничивать их приме­нение, приостанавливать их действие, вводить какие-либо связанные с действием этих актов процедуры и механизмы разрешения коллизий, правовых споров, не предусмотрен­ные Конституцией РФ и федеральными законами.

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, В пределах территории РФ не до­пускается иной власти, которая могла бы существовать на­ряду с ней иди вне ее контроля. Гарантией этого являет­ся верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.

Независимость государства означает, что оно самостоя­тельно, независимо в выборе средств и форм проведения своей внутренней и внешней политики. Участвуя в межго­сударственных объединениях, государство может переда­вать им часть своих полномочий в соответствии с междуна­родными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

В связи с этим в науке конституционного права выдви­нута идея о наличии внутреннего и внешнего суверенитета.

Внутренний и внешний суверенитет -это лишь проявле­ние одного и того же принципа государственного сувере­нитета.

Участие Российской Федерации в межгосударственных объединениях, передача части полномочий Российской Фе­дерации межгосударственному объединению не означает ограничение суверенитета России до тех пор, пока сумма и номенклатура передаваемых полномочий не затрагивает суверенитет государства.

Независимость как признак суверенитета государства проявляется и в том, что все государства, будучи членами международного сообщества, равны между собой, имеют равные права и обязанности. Проявлением этого признака суверенитета является также то, что границы между госу­дарствами могут изменяться только в соответствии с нор­мами международного права, мирным путем, по взаимному договору.

Сложной проблемой законодательства и науки консти­туционного права является определение суверенитета в фе­деративном государстве, которое состоит из двух и более государств или государственных образований.

Конституция РФ 1993 г., принятая уже в других исто­рических условиях, условиях укрепления федеральной власти, термин «суверенитет» использует применительно только к Российской Федерации.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Феде­рации является ее многонациональный народ (ст. 3 Кон­ституции РФ).

Таким образом, основой государственного суверенитета Российской Федерации является ее много­национальный народ.

Суверенитет Российской Федерации в силу ст. 3 Конституции РФ исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы вер­ховенством и независимостью, т.е. не допускает суверени­тета во всех без исключения субъектах РФ.

Таким образом, республики по действующей Конститу­ции РФ не являются суверенными. Термин «суверенные» применительно к республикам ни в одной статье Консти­туции РФ не используется.

Данное положение подтверждено в ряде решений Кон­ституционного Суда РФ.

Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положе­ний Конституции Республики Алтай и Федерального за­кона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации" «- от­мечено, что субъекты РФ не обладают суверенитетом, ко­торый изначально принадлежит Российской Федерации в целом.

Признание за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты РФ им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, посколь­ку субъект РФ, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным госу­дарством.

Следовательно, использование в ст. 5 (ч. 2) Консти­туции РФ применительно к установленному ею федера­тивному устройству понятия «республика (государство) « не означает -в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 г. -признание государственного сувере­нитета этих субъектов РФ, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, свя-занныс с факторами исторического, национального и ино­го характера.

Конституционный Суд РФ отметил, что положения Федеративного договора, предусматривавшие суверени­тет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что на­шло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противореча­щие Конституции РФ.

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация обеспечи­вает целостность и неприкосновенность своей территории. Будучи гарантом Конституции РФ, Президент России в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране территории РФ, ее независимости и государ­ственной целостности (ст. 80 Конституции РФ). Для охра­ны суверенитета России в случае агрессии против Россий­ской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на ее территории или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным со­общением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 87 Конституции РФ).

В случае угрозы территориальной целостности и непри­косновенности Российской Федерации, исходящей от субъ­екта Федерации, возможна «федеральная интервенция» для преодоления этой угрозы.

В интересах охраны суверенитета Российской Федера­ции Правительство РФ осуществляет меры по обеспече­нию обороны страны, государственной безопасности, реа­лизации внешней политики Российской Федерации.


Наши рекомендации