Каковы юридические особенности Конституции РФ 1993 г.?
Предметом регулирования Конституции РФ являются: основы конституционного строя, основы правового положения личности, федеративное устройство, избирательное право, система высших органов государственной власти РФ, местное самоуправление, судебная власть.
По своей сущности Конституция РФ демократическая. Это проявляется: во-первых, в порядке ее принятия -впервые в истории России на всенародном референдуме; во-вторых, в закреплении в качестве основ конституционного строя общечеловеческих ценностей, выработанных мировой цивилизацией и составляющих суть современного конституционализма; в-третьих, в закреплении баланса общественных интересов, которые должна обеспечить публичная власть. Конституция РФ -это генеральное соглашение между всеми социальными группами о фундаментальных правилах, по которым живет страна.
По форме правления Конституция РФ 1993 г. -конституция смешанной, президентски-парламентарной республики, по форме государственного устройства -федеративной.
По способу принятия Конституция РФ является всенародной, так как была утверждена на всенародном референдуме, и жесткой. По форме Конституция РФ является писаной.
Итак, Конституция РФ-основной закон государства, выражающий волю российского многонационального народа и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового положения личности, федеративное устройство, избирательную систему, систему высших органов государственной власти РФ, местное самоуправление, судебную систему.
11. Способы охраны и защиты Конституции Российской Федерации (конституционная ответственность, конституционный надзор, конституционный контроль).
Охрана конституции означает закрепление в самой конституции и иных нормативных правовых актах мер профилактики, выявления и пресечения конституционных нарушений, средств защиты конституционных норм.
Охрана Конституции РФ обеспечивается предписаниями самих конституционных норм, которые закрепляют обязанности Российского государства в целом, органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, а также граждан по соблюдению Конституции РФ.
Так, ст. 2 Конституции РФ провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства».
В ч. 4 ст. 3 Конституции РФ указано, что «захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».
На охрану конституционных норм направлено содержание всех федеральных законов и актов органов государственной власти и местного самоуправления.
Примером может служить гл. 5 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за посягательства на права граждан.
Защита Конституции предполагает активные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан по устранению нарушений конституционных норм, восстановлению основных прав и свобод граждан.
Защита норм Конституции осуществляется прежде всего Федеральным Собранием РФ, которое обязано обеспечить соответствие принимаемых им нормативных правовых актов Конституции РФ.
Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определяющим в соответствии с Конституцией РФ основные направления внутренней и внешней политики государства, в ст. 80 Конституции назван Президент РФ.
Ответственным за реализацию основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, определенных Президентом, в соответствии с Конституцией является Правительство РФ. Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).
Это предписание ст. 115 Конституции РФ одна из многочисленных мер, обеспечивающих верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов Российской Федерации.
Защиту норм Конституции РФ призваны осуществлять органы государственной власти субъектов РФ. Они несут ответственность за нарушение Конституции РФ, обеспечивают соответствие Конституции РФ принимаемых ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.
Защита Конституции РФ возложена Конституцией и на органы местного самоуправления.
Специальным органом контроля за соблюдением предписаний Конституции РФ в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и граждан является прокуратура РФ, осуществляющая общий надзор за соответствием правовых актов и действий перечисленных субъектов конституционно-правовых отношений Конституции РФ.
Специфическим, активно действующим государственным органом, призванным контролировать соблюдение норм Конституции РФ о правах и свободах человека, является Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и аналогичные органы в субъектах РФ.
В условиях строительства правового государства неуклонно растет роль и значение судебных органов в охране и защите Конституции РФ, и прежде всего Конституционного Суда РФ, характеристика которых будет дана в других главах учебного курса.
Субъектом охраны и защиты Конституции РФ являются граждане Российской Федерации.
Формами охраны и защиты Конституции РФ гражданами могут быть: обращения в судебные органы, органы прокуратуры, милиции в связи с нарушением норм Конституции РФ, закрепляющей их основные права, свободы и интересы. Особую значимость имеет возможность обращения граждан России с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ.
Конституционно-правовая ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности, а также имеет собственные признаки, характеризующие ее как самостоятельный вид юридической ответственности.
К числу признаков юридической ответственности, распространяющихся и на конституционно-правовую, относятся следующие:
• конституционно-правовая ответственность направлена против правонарушения;
• конституционно-правовая ответственность предполагает возможность применения государственного принуждения;
• формой государственного принуждения являются санкции, предусмотренные конституционно-правовыми нормами;
• конституционно-правовая ответственность налагается в ходе правоприменительной деятельности в порядке и формах, определенных законом.
Наряду с перечисленными признаками, характерными для любых видов юридической ответственности, конституционно-правовая ответственность, будучи самостоятельным видом юридической ответственности, имеет свои специфические признаки, обусловленные особенностями предмета правового регулирования конституционного права, а именно:
• наличие собственных юридических источников: Конституция РФ; федеральные законы; конституции (уставы) и законы субъектов РФ; регламенты законодательных органов государственной власти РФ, предусматривающие конституционно-правовую ответственность;
• наличие конституционно-правовых деликтов, суть которых заключается в нарушении вышеперечисленных норм, предусматривающих конституционно-правовую ответственность;
• специфичность санкций, свойственных для конституционно-правовой ответственности: досрочное прекращение полномочий, запрет занимать определенные должности, отставка, досрочный отзыв депутатов и др.;
• каждой санкции в конституционно-правовой ответственности соответствует присущая ей процедурная форма применения, нет единого для всех санкций конституционно-правовой ответственности порядка назначения и исполнения;
• среди санкций конституционно-правовой ответственности преобладают не карательные, а предупредительные;
• специфический круг субъектов конституционно-правовой ответственности, среди которых: государство, органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, общественные объединения, должностные лица, граждане. Конституционно-правовая ответственность наступает прежде всего за совершенное противоправное деяние (негативная или ретроспективная ответственность
Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционно-правовой деликт.
Конституционно-правовой деликт -это деяние (действие или бездействие) субъекта конституционно-правовых отношений, не отвечающее должному поведению, предусмотренному нормами конституционного права, и влекущее за собой применение мер конституционно-правовой ответственности.
Санкциями конституционно-правовой ответственности являются установленные конституционно-правовыми нормами меры государственного принуждения, применяемые к субъектам конституционно-правовых отношений при наличии конституционно-правового деликта и выражающие его итоговую правовую оценку.
Виды санкций:
–отмена решения о принятии в гражданство Российской Федерации; –лишение статуса беженца; – лишение государственных наград и званий; –лишение или приостановление избирательного права гражданина -активного и пассивного либо только пассивного;
–предупреждение общественному объединению в связи с деятельностью, не соответствующей закону или уставу данного общественного объединения; –приостановление деятельности общественного объединения по решению суда; –ликвидация общественного объединения и запрет его деятельности решением суда;
–признание выборов депутатов и выборных должностных лиц недействительными;
–досрочное прекращение полномочий доверенных лиц, наблюдателей по решению кандидата, избирательного объединения;
–удаление из помещения для голосования члена избирательной комиссии, наблюдателя в случае нарушения ими избирательного законодательства, которое влияет на объективные результаты голосования;
–роспуск, прекращение полномочий органа, должностного лица (например, роспуск Государственной Думы Президентом РФ, отрешение от должности выборного должностного лица местного самоуправления);
– приостановление деятельности органа (например, приостановление Президентом РФ деятельности Конституционного Суда РФ в 1993–1994 гг.);
–переформирование состава органа (Президент РФ имеет право изменить состав Правительства РФ);
–отмена решения одного органа другим органом (так, Президент РФ вправе отменить постановление или распоряжение Правительства РФ, противоречащее Конституции РФ, федеральному закону, указу Президента РФ);
–отмена органом акта своего руководителя (например, Государственная Дума вправе отменить распоряжение Председателя палаты);
–отмена судом решения государственного органа или органа местного самоуправления;
–недоверие правительству со стороны парламента, отказ в доверии; отставка депутата, выборного должностного лица, правительства;
отзыв депутата, выборного должностного лица избирателями;
прекращение полномочий депутата, выборного должностного лица на основе вступившего в законную силу обвинительного судебного приговора по решению соответствующего представительного органа; ^ процессуальные санкции в отношении депутатов: предупреждение, замечание, лишение слова при выступлении не по теме или с использованием оскорбительных выражений, отключение микрофона, удаление из зала заседаний.
Конституционный надзор — правоохранительная деятельность по обнаружению законов и иных нормативных актов, не соответствующих Конституции. Конституционный надзор выносит требование отменить акт, признанный неконституционным, органу, принявшему данный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу).
Назначение конституционного надзора заключается в систематическом слежении за соответствием законов и правовых актов действующей Конституции государства. Как правило, осуществляется по сообщениям о нарушениях, которые уже имеют место.
Конституционный надзор разделяется на предварительный и последующий.