Форма правления в Российской Федерации

Сочетание признаков президентской и парламентской республик в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом).

С момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики. Однако, став в конечном счете по своему характеру президентской республикой, она по-прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства.

В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, "полупрезидентскую" республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как "полупрезидентскую" республику.

12. Разделение властей как основа конституционного строя Российской Федерации.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 К РФ). В данной статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации - принцип разделения властей.

Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 К РФ, является многонациональный народ Российской Федерации. То, что главам, посвященным трем ветвям власти, в Конституции предшествует глава 4 "Президент Российской Федерации", объясняется важностью единства государственной власти. С этой главы начинается изложение в Конституции системы государственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется также особым значением Президента в организации государственной власти Российской Федерации.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом.

- Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации. Участие Государственной Думы в процессе формирования Правительства Российской Федерации является важнейшим проявлением взаимодействия законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне, что вытекает из принципа разделения властей, установленного ст. 10 К РФ. Данный принцип предполагает наряду с разграничением функций законодательной, исполнительной и судебной власти их взаимодействие (включающее взаимное влияние, контроль). Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства Российской Федерации является основной позитивной формой воздействия законодательной власти на формирование власти исполнительной. При решении вопроса о согласии на назначение Президентом Российской Федерации главы Правительства Государственная Дума не только оценивает личные качества кандидата, названного Президентом, а по сути дает согласие на проведение Правительством определенного политического курса. Согласно ст. 37 Регламента Государственной Думы кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства. Предусмотренная в ст. 117 К РФ возможность вынесения Государственной Думой вотума недоверия Правительству есть проявление реального действия механизма "сдержек и противовесов" в системе разделения властей, что представляет собой стабилизирующий фактор во взаимоотношениях Президента и Государственной Думы при решении вопроса о судьбе Правительства.

- Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

- Используемый Конституцией термин "судебная власть" представляет собой краткое выражение политико - правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма. Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Сказанное не означает, что особое положение судебных органов в правоохранительной системе Российской Федерации исключает взаимодействие ветвей власти по ряду направлений. Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения (ст. 104 К РФ). Эти суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции.

Положение ст. 10 К РФ относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Контрольная власть - согласно одной из теорий в науке конституционного права власть, занимающая самостоятельное место в системе разделения властей наряду с законодательной, исполнительной и судебной. В большинстве государств контрольная власть представлена высшими органами государства особого рода (конституционные суды, счетные палаты, государственные контролеры, суперинтенданты, омбудсмены). В отличие от ведомственного, административного контроля, институты контрольная власть занимают самостоятельное место, они организационно обособлены от других "ветвей" власти. Органы контрольной власти занимаются расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность учреждений и предприятий. Обычно они докладывают о результатах проверок иным органам государства, которые и принимают соответствующие меры.

В некоторых странах законодательство не устанавливает в системе разделения власти избирательной ее ветви. Тем не менее некоторые юристы - как теоретики, так и практики - предлагают считать избирательную власть фактически включенной в систему разделения власти. Надо отметить, что мнения российских ученых, которые являются одновременно и практиками, в отношении признания возможности выделения самостоятельной избирательной ветви власти разделились. Так, Ю.А. Веденеев полагает, что «Конституция Российской Федерации, определяя в качестве структурообразующего принципа организации государственной власти свободные выборы и референдум, а в качестве носителя и единственного источника власти в Российской Федерации народ, по существу ввела в юридический оборот новую для отечественной политико-правовой теории и практики категорию - избирательная власть. К этому же выводу он приходит и в другой своей работе. С ним не соглашается А.В. Иванченко, который считает, что определение комиссии как ветви власти весьма условно, поскольку все ветви власти, равно как и ее источник - народ, четко закреплены Конституцией, хотя и отмечает, что избирательные комиссии «не относятся ни к одной из трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и

судебной)». По его мнению, более уместно говорить о функции системы избирательных комиссий, которая состоит в оформлении воли народа, придании ей нормативного (обязательного) характера, и «именно эта организующая, а вовсе не властная функция является сущностной прерогативой системы избирательных комиссий. Конечно, избирательные комиссии создаются и действуют в целях обеспечения волеизъявления народа в ходе выборов и референдума, однако для достижения поставленных перед ними целей они используют и властные полномочия. Ведь действия избирательных комиссий (регистрация кандидатов и списков кандидатов, отмена регистрации кандидатов и списков кандидатов, нормативные документы и др.) носят обязывающий характер, т.е. в случае неподчинения могут быть применены меры принудительного характера. Естественно, избирательные комиссии действуют в соответствии с законом, но все государственные органы, относящиеся к любой ветви власти (в том числе и к законодательной), действуют в соответствии с законом..

Конституция РФ и практика последних лет, по мнению многих авторов, позволяют говорить об особом положении президента РФ в системе разделения властей, т.е. о становлении самостоятельной президентской ветви власти. Это обуславливается тем, что президент решает широкий круг вопросов и существуют мнения, что он стоит над всеми ветвями власти, а не относится к исполнительной, как это принято во многих странах. Данное положение никак не нарушает принцип разделения властей.

13. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.

Экономическая основа конституционного строя Российской Федерации включает совокупность конституционных принципов, устанавливающих базовые, основополагающие положения в экономической сфере страны. В их числе — единое экономическое пространство; свобода экономической деятельности; признание и защита равным образом различных форм собственности; поддержка конкуренции (ст. 8 Конституции РФ).

1. Основу функционирования единого экономического пространства составляет объединение интересов собственников, направленное на реализацию их потребностей. Указанная интеграция возможна только в условиях свободного движения товаров, денежных средств, рабочей силы и информации, что гарантируется следующими положениями Конституции РФ:

— на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом,] если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74);

- денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. 1 ст. 75);

- система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75).

В интерпретации Конституционного Суда РФ принцип единого экономического пространства гарантируется осуществлением находящейся в ведении Российской Федерации единой финансовой политики, включающей и единую налоговую политику; установлением правовых основ единого рынка; федеральным финансовым, в том числе бюджетным, регулированием; принятием гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства; формированием федеральных экономических служб (п. «а», «е», «ж»,

«о» ст. 71, ч. 3 ст. 75)

2. С принципом свободы экономической деятельности связаны прежде всего положения Конституции РФ, содержащиеся в главе о правах и свободах человека и гражданина. Принципом экономической свободы предопределяются конституционно гарантируемые правомочия, являющиеся составляющими конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

Раскрывая содержание конституционного права на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что данное право не означает, что государство возлагает на себя обязанность гарантировать каждому предпринимателю (или гражданину-вкладчику) получение дохода

В основе конституционного принципа свободы экономической деятельности лежат следующие нормы гл. 2 Конституции РФ:

oправо выбирать род деятельности и профессию, что означает свободу экономического выбора (ст. 37);

oправо свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, что предполагает свободу рынка труда (ст. 27);

oправо на объединение (ч. 1 ст. 30)

oправо на свободу договора — свободу заключать гражданско-правовые и иные сделки, которое может быть выведено из смысла положений ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 35, ст. 37;

oправо иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так

и совместно с другими лицами (ч. 1 , 2 ст. 35); право иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ч. 1 , 2 ст. 36); право использовать имущество для целей предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

3. Предназначение гарантируемого и охраняемого Конституцией РФ права собственности состоит в том, чтобы обеспечить его обладателям определенную степень свободы в экономической сфере.

Свобода экономической деятельности, права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свобода договоров могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Юридическая безопасность частных собственников и предпринимателей непосредственно обеспечивается с помощью конституционного принципа

признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8).

4. Гарантируя поддержку конкуренции для создания условий эффективного функционирования

рыночных механизмов, государство контролирует монополии. Поэтому в Конституции РФ установлено, что не допускается использование свободы экономической деятельности для монополизации и недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34).

Монополизация означает злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством.

Конкуренция считается недобросовестной, если любые действия хозяйствующих субъектов направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации


Наши рекомендации