Общепризнанные принципы и нормы международного права, признанные Российской Федерацией и ее
субъектами.В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Таковыми являются принципы Устава Организации Объединенных Наций и др. Универсальное признание каких-либо принципов или норм большинством государств не порождает обязанности каждого государства соблюдать их, если эти принципы или нормы не нашли своего закрепления во внутригосударственном праве, в акте их ратификации или международном договоре.
Конституция РФ закрепляет, что согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (ч. 1 ст. 17). перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55). Другие статьи Конституции РФ предписывают руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права при предоставлении политического убежища (ч. 1 ст. 63), при гарантировании прав коренных малочисленных народов (ст. 69). Из этих положений следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права в случае признания их Российской Федерацией стоят на уровне конституционных норм, т. е. приравниваются по юридической силе к самой Конституции.
2. Федеральные конституционные законы.На следующем по юридической силе уровне (ступени) в ряду источников конституционного права находятся законы, принятие которых прямо предусмотрено Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы, как это вытекает из текста Конституции РФ, должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства (ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения — ч. 1 ст. 56, определение режима военного положения — ч. 3 ст. 87 и др.). В настоящее время приняты не все из них.
Конституция РФ определяет более жесткий порядок принятия федерального конституционного закона (ч. 2 ст. 108). В ней также предусмотрено, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76). Однако федеральные конституционные законы не являются частью Конституции РФ и не могут ее изменять.
3. Федеральные законы.В ряду источников конституционного права они следуют за федеральными конституционными законами и регламентируют конституционные отношения, не являющиеся предметом регулирования других отраслей права. Согласно Конституции РФ это отношения приобретения и прекращения гражданства (ч. 1 ст. 6), ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55) и др
4. Законы бывших СССР и РСФСР.Некоторые из них могут быть источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство. Раздел второй Конституции РФ устанавливает, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей ей.
5. Международные договоры Российской Федерации как источник конституционного права.По аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция РФ устанавливает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Заключение Россией договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Данный Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.
6. Нормативные правовые акты главы государства — ПрезидентаРФ. Они являются подзаконными актами, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, могут быть обжалованы в судебном порядке и заменены законом. Источником конституционного права являются только те акты Президента РФ, которые регулируют конституционные отношения. Примером такого источника конституционного права являются указы Президента РФ о включении в текст ч. 1 ст. 65 Конституции РФ изменения наименования субъекта РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. Нормативные правовые акты, в которых могут содержаться нормы конституционно-уставного характера, издают президенты республик и главы администраций (губернаторы) субъектов РФ.
7. Нормативные правовые акты Правительства РФ.Постановления Правительства РФ, регулирующие конституционные отношения, должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам
Президента РФ. Они, в свою очередь, обязательны для других органов исполнительной власти, включая органы исполнительной власти субъектов РФ, по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Нормативные правовые акты, в которых могут содержаться нормы конституционно-уставного характера, издают правительства и главы исполнительной власти в субъектах РФ.
8. Нормативные правовые акты муниципальных образований, органов местного самоуправления.Они могут быть источниками конституционно-уставного права на уровне субъектов РФ, если они содержат положения конституционно-уставного характера, в частности расширяющие права и свободы личности или усиливающие их гарантии. Например, уставы муниципальных образований
9. Конституционные обычаи (обыкновения).Являются нетрадиционным источником конституционного права в Российской Федерации. Это неоднократно применяемые на практике правила, не зафиксированные в официальных правовых источниках, но неуклонно соблюдаемые, в сущности, санкционированные компетентными органами. Обычаи играют меньшую или большую роль в конституционной практике государств в зависимости от исторических или национальных особенностей этих государств.
Конституционные обычаи (обыкновения) применяются и в государственной практике Российской Федерации в деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти, высших судебных инстанций. Они могут отражаться в регламентах палат Федерального Собрания РФ, в регламенте Конституционного Суда РФ. Примером может служить конституционный обычай, связанный с принесением Президентом РФ присяги
10. Учредительные акты (декларации) и внутригосударственные договоры.В исторической ретроспективе принятию конституций они могут предшествовать, а затем и входить в их содержание либо сохранять свое действие наряду с конституцией. Декларации от имени народа и по его решению учреждают образование государства, провозглашают права человека и гражданина и т. д. Они являются первичными актами и обладают особым авторитетом. Примером такого рода деклараций могут служить Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Декларация прав и свобод человека и гражданина