Основные черты конституционно-правового статуса Российской Федерации.

Конституционно – правовой статус РФ складывается из следующих компонентов:

1) Состав субъектов - все субъекты перечислены в алфавитном порядке (т.е. указаны участники федерации, их равные права по отношению к федерации и друг к другу). Исключен выход какого бы то ни было субъекта из состава в одностороннем порядке. Не исключается возможность принятия в состав нового субъекта;

2) Территория РФ - территория РФ включает в себя территорию субъекта РФ, однако РФ не вправе по собственному усмотрению менять границы территории ее субъектов. Под территорией понимается не только сухопутная часть, но и внутренние воды, территориальные воды и воздушное пространство над территориями субъектов. Недра в границах РФ являются гос. собственностью, вопросы владения и ведения находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов;

3) Гос. язык - на всей территории РФ гос. языком является русский язык, т.е. он изучается в образовательных учреждениях, на нем издаются официальные документы, ведется работа в органах гос. власти. Однако не исключается право определенных субъектов (республик) устанавливать свои гос. языки, наряду с русским языком;

4) Таможенная, денежная и налоговая системы - с экономической точки зрения РФ представляет собой единый рынок. На ее территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. В РФ существует единая денежная система, а денежной единицей признается рубль. Субъекты РФ не вправе вводить и выпускать свои деньги. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ, который действует независимо от других органов гос. власти. В РФ правом на введение налоговой системы обладают как сама федерация, так и ее субъекты. Субъекты обязаны делать это в соответствие с общими принципами, установленными для всей страны.

5) Правовая система РФ - ядро всей правовой системы РФ составляет конституция РФ. Она обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым как федерацией, так и ее субъектами. Федеральные законы обладают приоритетом нал правовыми актами субъектов федерации. ФЗ не могут противоречить ФКЗ. Такая иерархия правовых источников способствует укреплению конституционно-правового статуса федерации и установлению прочных отношений между федерацией и субъектами.

6) Исполнительная власть - КРФ предусматривает создание единой системы исполнительной власти, состоящей из органов исполнительной власти федерации и ее субъектов. На территории субъектов федерации федеральными органами исполнительной власти могут создаваться свои территориальные органы, в которые назначаются соответствующие должностные лица. Они полностью независимы от органов исполнительной власти субъектов федерации. Такие органы на территории субъектов федерации имеют, например, мин-ва обороны, иностранных дел, имущественных отношений и др.;

7) Судебная власть и прокуратура - судебная система России устанавливается КРФ и ФКЗ. Судебная власть осуществляется как федеральными судами, так и судами в субъектах РФ. Все суды образуют единую систему. Во главе судов общей юрисдикции стоит верховный суд РФ, а арбитражных судов – высший арбитражный суд РФ, конституционных – КС РФ. На строго централизованных началах действует прокуратура РФ, полномочия, организация и порядок деятельности которой опред. ФЗ РФ «о прокуратуре РФ».

8) Участие в межгос. объединениях - важным элементом конституционно-правового статуса РФ является ее право неограниченно участвовать в межгос. объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами. Конституция РФ также позволяет России вступать в различные межгос. объединения, принимая на себя широкие международные обязательства. Полная правосубъектность РФ является проявлением ее суверенитета и выступает как важнейшее правовое средство включения в мировое сообщество;

9) Гос. символы и столица - обязательным атрибутом гос-ва являются гос. флаг, герб и гимн. Эти символы РФ устанавливаются ФКЗ. Конституция устанавливает, что столицей РФ является г. Москва, статус которой определяется ФЗ.

Наши рекомендации