Понятие конституционно-правовых норм, их виды и особенности
Конституционно-правовые нормы следует рассматривать с двух позиций:
1) в чем их сходство с другими правовыми нормами;
2) чем конституционно-правовые нормы отличаются от правовых норм других отраслей права.
Конституционно-правовым нормам присущи все признаки правовых норм. Они принимаются
органами государства. Они являются средством упорядочения общественных отношений. Как и
другие юридические нормы, они выполняют две функции: регулятивную и правоохранительную. К регулятивным относятся такие конституционно-правовые нормы, которые устанавливают
определенный вариант поведения путем предоставления участникам правового отношения
субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей. Особенно это ярко видно в
разделе Конституции «Человек и гражданин». К правоохранительным относятся такие конституционно-правовые нормы, которые определяют поведение субъектов путем установления мер государственного принудительного воздействия в случае нарушения их требований. Таких конституционно-правовых норм немного. Хотя конституционных правоохранительных норм сравнительно немного, они имеют исключительное значение и играют большую роль в укреплении конституционного строя, защите прав и свобод граждан, сохранении политической стабильности. К правоохранительным относятся конституционные положения об импичменте Президента, о вотуме недоверия Правительству, отдельным его членам.
Существенное значение для понимания структуры конституционного права имеет деление
конституционных регулятивных норм на управомочивающие, запрещающие, обязывающие.
Управомочивающиеконституционно-правовые нормы устанавливают субъектные права с
положительным содержанием. Иначе говоря, субъекту (государственному органу, общественному
объединению, гражданам) предоставляются права на совершение тех или иных положительных
действий. Такие управомочивающие нормы в значительном количестве предоставляются
гражданам. Это конституционные нормы о политических, экономических, социальных правах
граждан. К управомочивающим относятся нормы, определяющие конституционные полномочия
Президента, Парламента, Правительства, Конституционного Совета Республики Казахстан.
В конституционном законодательстве имеются запрещающиеправовые нормы. Они
устанавливают обязанность лиц воздерживаться от действий известного свойства. Так, согласно
нормам Конституции запрещены создание политических партий на религиозной основе,
организация незаконных вооруженных формирований. Запрещающие конституционные нормы на-
правлены на защиту конституционных устоев государства, законности и правопорядка. Об этом
прямо говорится в Конституции. Так, в пункте 3 статьи 5 сказано, что запрещаются создание и
деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на
насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв
безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной,
сословной и родовой розни.
Обязывающиеконституционные нормы устанавливают обязанность лиц, общественных
объединений, государственных органов совершать определенные положительные действия. Ряд
обязанностей возлагается Конституцией на председателей Палат Парламента. Есть
конституционные обязанности и у граждан.
Конституционно-правовые нормы имеют такие особенности, которые отличают их от правовых
норм других отраслей права.
1. Конституционно-правовые нормы регулируют особый круг общественных отношений. Они
направлены на регулирование отношений, связанных с укреплением основ конституционного
строя, закреплением основ правового статуса человека и гражданина, с определением системы
органов государства.
2. Конституционно-правовые нормы обладают наибольшей юридической силой. Конституции
не должны противоречить другие правовые нормы. На основе Конституции издаются все другие
нормативные правовые акты. Правовые акты, противоречащие положениям Конституции,
подлежат отмене. Право защиты конституционных норм предоставлено Конституционному Совету и прокуратуре.
3. Своеобразием отличаются материальные и процессуальные конституционно-правовые
нормы. В конституционном праве не признана специализированная процессуальная отрасль в
отличие от уголовного, гражданского, административного права, нормы которой устанавливали
бы общий, единообразный порядок реализации конституционных норм[1]. Однако это не
означает, что в конституционном праве нет процессуальных (процедурных) норм. Каждый блок
общественных отношений, регулируемых конституционно-правовыми нормами, имеет
своеобразные процессуальные нормы. Так, конституционными нормами устанавливается
определенный порядок принятия законов Парламентом, порядок импичмента Президента, про-
ведение выборов депутатов в Парламент, проведение референдума и т. д.
Анализ Конституции Республики Казахстан дает основание говорить о различной значимости
этих норм. Конституционные доктрины указывают на два критерия классификации
конституционных норм: 1) юридическая их обязательность; 2). Возможность и процедура их
изменения. Исходя из этого различают материальные и формальные конституционные нормы. К
материальным относятся конституционные нормы, в которых закреплены субъективные права и
обязанности граждан, полномочия, порядок образования государственных органов, которые могут
быть принудительно осуществлены и защищены в судебном порядке. К ним относятся также
нормы-принципы, нормы-цели, которые, однако, судебной защитой не пользуются. В силу этого
можно говорить о различной юридической значимости указанных двух групп норм Конституции.
Имеет ли это какое-нибудь значение? В специальной литературе отмечается, что вопрос о
юридической значимости указанных двух видов конституционных норм, об их соотношении может стать предметом политической борьбы между различными ветвями власти[2].
В Конституции Республики Казахстан 1995 г. не проведено различия конституционных норм по
их юридической значимости. Это означает, что обе группы конституционных норм являются
обязательными, защищаются в судебном порядке.
О формальной иерархии конституционных норм можно говорить, если в Конституции
установлены различия в порядке изменения отдельных статей. Высший юридический ранг имеют
конституционные нормы, которые вообще не могут быть изменены. Так, согласно Конституции
Республики Казахстан запрещено изменение норм о президентском правлении, о форме
государственного устройства и о территориальной целостности. Тем самым Конституция этим
нормам придает особую важность, поднимает на самый высший юридический ранг.
Конституционное определение действующего права Республики Казахстан как системы норм,
состоящей из норм Конституции, иных нормативных правовых актов, принятых высшими и
местными органами государственной власти республики, а также норм международных
договоров, ратифицированных республикой, имеет и другое значение[3]. Во-первых, указанное
определение защищает и юридически закрепляет суверенитет государства Казахстан,
самостоятельность национальной системы права. В действующее право Республики Казахстан ни
в коем случае нельзя вводить правовые нормы других государств. Во-вторых, в действующее
право Республики Казахстан вводятся нормы международных договоров, ратифицированных
республикой. Это означает, что нормы иностранного права могут действовать в Казахстане, если
они признаны в международном договоре республики, ратифицированном Парламентом. Именно
в таком духе Конституционный Совет разъяснил пункт 1 статьи 4 Конституции Республики Казах-
стан при рассмотрении конституционности статей 1085 и 1094 Гражданского кодекса республики
(Особенная часть). В постановлении Конституционного Совета было подчеркнуто, что редакция
пункта 3 статьи 1085 ГК предусматривает вторжение норм иностранного права в публично-
правовые отношения Республики Казахстан, ущемляя суверенитет государства. В нем говорится,
что указанная норма ГК противоречит пункту 1 статьи 4 Конституции, согласно которому к
Действующему праву республики нормы иностранного правя не относятся, а международные
договоры относятся только при условии их ратификации республикой.