Глава 1 возникновение и развитие теории разделения властей
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих веков поиск человечеством идеального государства сопровождает идея разделения законодательной, исполнительной, и судебной властей. Каждый новый виток, этап в развитии любого государства влечет какие-либо изменения, преобразования, затрагивающие все сферы жизнедеятельности общества. Актуальностьдипломной работы связана в первую очередь с тем, что государственный аппарат большинства современных государств строится на основании фундаментального принципа разделения властей, который фактически определяет и структуру законодательства, и принципиальную иерархию субъектов правотворчества. Необходимость разделения властей была обоснована Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье буржуазными мыслителями, которые стремились противопоставить феодальному произволу начала законности. Юридический смысл разделения властей состоял в признании за законодательной властью, за представительными органами права издавать основные для общества нормативные акты - законы. И исполнительная власть, и монарх как ее глава, и суды, и население должны действовать в соответствии с законами. Режим строжайшей законности распространялся в первую очередь на решения и действия исполнительной власти. В современных государствах: конституционных монархиях, парламентских, президентских, смешанных республиках - именно принцип разделения властей указывает на место субъектов правотворчества. Соответственно, основными субъектами правотворчества являются парламент, президент, правительство, министерства и ведомства. Каждый из этих органов в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты. Каждый орган как субъект правотворчества обладает правотворческой правосубъектностью и вступает в правотворческие правоотношения. Закон стоит на вершине иерархии нормативных актов, и законотворчество - главный вид правотворчества в любом демократическом государстве. Особенность законотворчества состоит в том, что этот процесс урегулирован нередко на конституционном уровне, а также в том, что президент и правительство играют, как правило, значительную роль в законотворческой деятельности парламента. Несмотря на то, что теоретическое осмысление и практическое применение принципа разделения властей насчитывает не одно столетие, его изучение не потеряло своей актуальности. Это определяется, во-первых, широкими географическими масштабами распространения принципа разделения властей в государственном механизме разных стран мира. Во-вторых, усложнением экономической, политической и социальной сфер жизнедеятельности мирового сообщества и как следствие этого - проявлением тенденции повсеместного усиления роли исполнительной власти, сложностью характера взаимоотношений двух ветвей власти: законодательной и исполнительной. Для отечественных исследователей проблемы взаимосвязи и взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей важны вдвойне, ибо собственное конституционное построение различных органов государственной власти находится в стадии, когда не завершен поиск наиболее оптимальных форм их организации и деятельности.
Объектом исследования -являются политико-властные отношения, складывающиеся в процессе функционирования принципа разделения властей как сложного социально-правового явления.
Предметом исследования: являются конституционно-правовые нормы, определяющие реализацию принципа разделения властей в США, в Российской Федерации и в Республики Казахстан.
Цель исследования работы -состоит в изучении осуществления теория и практика реализации принципа разделения властей на примере субъекта США, России, Республики Казахстан.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
-выявить закономерности возникновение теории разделения властей ;
-расширить практику разделения властей в США;
-исследование сущностных, структурных и функциональных сторон системы разделения властей в Российской Федерации;
- изучение взаимодействия принципа разделения Республики Казахстан;
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания, а также описательный, логический и некоторые другие частные научно-исследовательские методы.
Нормативно-правовую основу настоящей работы составили международно-правовые нормы и общепризнанные принципы, конституционно-правовые нормы.
Структура работы состоит из введения, четырёх глав, включающих в себя десять под глав, заключения, списка использованных источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанного исследования в дипломном работе, можно сделать выводы:
Зарождение теории разделение властей в античной правовой мысли, мыслители античности пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирования общества той или иной эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма жизни, при которой закон общеобязателен, как для граждан, так и для самого государства
В условиях средневековья разделение властей, противостоявшее абсолютизму королевской власти, парламенту и другим органам, представляло собой ведущую идею средневековой Европы, известную как "два меча". Большинство мыслителей соглашалось с разделением власти между государством и Церковью. Однако убедительных аргументов в пользу превосходства одной из ветвей власти над другой не выдвигалось. Сторонники превосходства государства были вынуждены считаться с тем, что королям даровалась божественная власть, а Церковь претендовала на право отлучать королей от Церкви. Таким образом, в средневековой Европе произошло разделение властей. Идея разделения властей возродилась в XVII в. как реакция на возобновившиеся притязания монархов на Божественное право и абсолютный суверенитет.
Разделение властей в период в буржуазных революций как теория о соотношении властей в государстве, которая была впервые выдвинута Дж.Локком и затем развитая Ш. Монтескье, непосредственно связана со школой естественного права - сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Верно предполагалось, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Именно поэтому, в настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств.
Конституция США 1787 г как основной нормативный правовой акт закрепивший принцип разделения властей в США реальная политическая власть разделена на три ветви власти. Законодательная по конституции вручалась Конгрессу состоящему из 2-х палат: сената и палаты представителей. Исполнительную власть должен был возглавить Президент, который наделялся правомочиями главы правительства. Как глава государства он являлся главнокомандующим, получал право помилования и отсрочки исполнения приговоров. Им «по согласию и совету» сената назначаются послы и другие высшие должностные лица. Верховный суд США, помимо указанных в Основном законе полномочий, с 1803 г. присвоил себе такое право конституционного контроля, т.е. право решать вопрос о соответствии Конституции актов Конгресса, Президента и органов власти штатов. Толкуя конституционные нормы, судьи Верховного суда, как и других судов, осуществляющих такой контроль в США, определяют судьбу правовых актов.
Сущность и содержание принцип разделения властей в США в конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти –Конгрессом, Президентом и Верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках.
Общие положения разделения властей в Российской Федерации конституция РФ как основной закон государства определяет наиболее
важные, основополагающие моменты государственного устройства в целом и различных его составляющих элементов. Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации, исполнительную - Правительство РФ, а судебную - федеральные суды (Конституционный суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд иные федеральные суды).
Практика правоотношении законодательной , исполнительной , судебной власти Российской Федерации федеральное собрание - парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Можно сделать вывод, что Федеральное
Собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации. Правительство России призвано возглавлять всю систему
органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную
деятельность. . При этом Правительство должно руководствоваться такими
конституционными принципами, как народовластие, федерализм, разделение
властей, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, а
также реализовывать конституционное требование приоритетности и
гарантированности прав и свобод человека и гражданина, определяющих
смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Непосредственно реализация судебной власти, или осуществления правосудия, происходит в установленном законом процессуальном порядке.
Нормативно правовое закрепления принципа разделения властей Республики Казахстана.Сам принцип разделения властей в Конституции Республики Казахстан закреплен в статье 3 главы «Общие положения». Он гласит: Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.
Практика взаимодействие законодательный , исполнительный , судебный власти Республики Казахстана. Парламент РК состоит из двух палат: сената парламента РК и Мажилиса парламента РК, действующих на постоянной основе. Сенат Парламента РК образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Казахстана на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы государства. Значение исполнительной власти состоит в том, что на нее возложено непосредственное управление государственными делами, для чего ей предоставлены широкие распорядительные функции. Исполнительная власть осуществляется сложной соподчиненной структурой государственных органов (управленческий аппарат), возглавляемой Правительством РК. К центральным органам государственного управления или органам исполнительной власти в Казахстане относятся министерства, агентства и ведомства.Верховный Суд РК - является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции ,осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Аналогичным образом, статус Верховного Суда определен и в Указе Президента РК, имеющего силу Конституционного Закона "О судах и статусе судей", от 20.11.95., где изложены его полномочия, место в системе судебных органов РК и т.д. Верховного Суда, согласно 4-го источника состоит из 48 судей, включая Председателя, Председателей 4-х судебных коллегий, далее в составе: судебной коллегии по гражданским делам 8 судей, судебной коллегии по хозяйственным делам 12 судей, судебной коллегии по уголовным делам - 19 судей и 4 судьи в военной судебной коллегии. Они избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета Республики.
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих веков поиск человечеством идеального государства сопровождает идея разделения законодательной, исполнительной, и судебной властей. Каждый новый виток, этап в развитии любого государства влечет какие-либо изменения, преобразования, затрагивающие все сферы жизнедеятельности общества. Актуальностьдипломной работы связана в первую очередь с тем, что государственный аппарат большинства современных государств строится на основании фундаментального принципа разделения властей, который фактически определяет и структуру законодательства, и принципиальную иерархию субъектов правотворчества. Необходимость разделения властей была обоснована Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье буржуазными мыслителями, которые стремились противопоставить феодальному произволу начала законности. Юридический смысл разделения властей состоял в признании за законодательной властью, за представительными органами права издавать основные для общества нормативные акты - законы. И исполнительная власть, и монарх как ее глава, и суды, и население должны действовать в соответствии с законами. Режим строжайшей законности распространялся в первую очередь на решения и действия исполнительной власти. В современных государствах: конституционных монархиях, парламентских, президентских, смешанных республиках - именно принцип разделения властей указывает на место субъектов правотворчества. Соответственно, основными субъектами правотворчества являются парламент, президент, правительство, министерства и ведомства. Каждый из этих органов в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты. Каждый орган как субъект правотворчества обладает правотворческой правосубъектностью и вступает в правотворческие правоотношения. Закон стоит на вершине иерархии нормативных актов, и законотворчество - главный вид правотворчества в любом демократическом государстве. Особенность законотворчества состоит в том, что этот процесс урегулирован нередко на конституционном уровне, а также в том, что президент и правительство играют, как правило, значительную роль в законотворческой деятельности парламента. Несмотря на то, что теоретическое осмысление и практическое применение принципа разделения властей насчитывает не одно столетие, его изучение не потеряло своей актуальности. Это определяется, во-первых, широкими географическими масштабами распространения принципа разделения властей в государственном механизме разных стран мира. Во-вторых, усложнением экономической, политической и социальной сфер жизнедеятельности мирового сообщества и как следствие этого - проявлением тенденции повсеместного усиления роли исполнительной власти, сложностью характера взаимоотношений двух ветвей власти: законодательной и исполнительной. Для отечественных исследователей проблемы взаимосвязи и взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей важны вдвойне, ибо собственное конституционное построение различных органов государственной власти находится в стадии, когда не завершен поиск наиболее оптимальных форм их организации и деятельности.
Объектом исследования -являются политико-властные отношения, складывающиеся в процессе функционирования принципа разделения властей как сложного социально-правового явления.
Предметом исследования: являются конституционно-правовые нормы, определяющие реализацию принципа разделения властей в США, в Российской Федерации и в Республики Казахстан.
Цель исследования работы -состоит в изучении осуществления теория и практика реализации принципа разделения властей на примере субъекта США, России, Республики Казахстан.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
-выявить закономерности возникновение теории разделения властей ;
-расширить практику разделения властей в США;
-исследование сущностных, структурных и функциональных сторон системы разделения властей в Российской Федерации;
- изучение взаимодействия принципа разделения Республики Казахстан;
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания, а также описательный, логический и некоторые другие частные научно-исследовательские методы.
Нормативно-правовую основу настоящей работы составили международно-правовые нормы и общепризнанные принципы, конституционно-правовые нормы.
Структура работы состоит из введения, четырёх глав, включающих в себя десять под глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ