Идеологическое и политическое многообразие
Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности. Люди от природы неодинаковы, различны и их интересы, условия жизни. Никто не в состоянии свести многообразие человеческих мнений к какой-то одной цели, выработать универсальное средство всеобщего «осчастливливания». Гражданское общество и правовое государство не придумывают это многообразие, они принимают его как естественное состояние, не пытаясь насильственно изменить.
В большинстве конституций мира признается идеологический и политический плюрализм через закрепление соответствующих прав и свобод человека и гражданина. Но Конституция России возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому, тем более что силы, заинтересованные в подобной реставрации, в стране легально существуют. Общество поэтому наделяет государство правом и обязанностью гарантировать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.
Разумеется, государству намного проще осуществлять свои функции в условиях принудительного идейно-политического монизма. Оно не сталкивается тогда с организованной оппозицией, не нуждается в проведении сложных и дорогостоящих избирательных кампаний, не испытывает неудобств с неуправляемой прессой и т. д. В таком положении как раз и находилась советская тоталитарная система, несколько десятилетий убеждавшая народ в его «морально-политическом единстве». На деле же это только маскировало репрессии и, в конце концов, привело систему к краху вследствие неудержимого стремления людей к свободе.
Под идеологией обычно понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунистическая, фашистская, исламская и др.
Идеологическое многообразие (плюрализм) компенсирует несовершенство человеческого ума, его неспособность отразить в одной теории все многообразие мира. Еще Платон говорил, что не может быть одной философской системы, охватывающей все многообразие мира, а если это так, то нужно предоставить возможность творить другим, т. е. проявлять терпимость к иным взглядам, признать необходимость свободы мысли. С тех пор мир невероятно усложнился, что привело к бурному развитию наук об общественном устройстве. Каждая теория или доктрина стремится дать идеальные принципы, но только все они в своей совокупности обеспечивают самопознание человеческого общества.
Напротив, попытки создать монопольную универсальную теорию, объясняющую всю сложную социальную, экономическую, духовную и т. д. основу жизни, а тем более попытки переустройства мира на основе такой теории, неизменно порождали насилие над людьми, тиранические режимы, беспрестанные войны и репрессии.
Гражданское общество не только фиксирует идеологический плюрализм как проявление свободы духа и мысли, но оно в нем глубоко заинтересовано. Плюрализм взглядов, мнений, учений и идеологических доктрин рождает здоровую конкуренцию умов, составляет совокупный общественный интеллект. Только так могут происходить самопознание общества, своевременное осознание им грозящих опасностей и поиск путей к совершенствованию.
Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д. Препятствовать всему этому, отдавая предпочтение одним перед другими, правовое государство не имеет права.
Российское общество в настоящем — общество без официальной идеологии, хотя совсем недавно оно было тотально заидеологизированным. Отсюда растерянность многих, кто привык жить при жесткой идеологической дисциплине, следовать идеологическим установкам свыше. Общество не нуждается в господстве какой-то одной идеологии, ибо ее утверждение может произойти только в результате навязывания, то есть насилия над свободным разумом. И если обществу все-таки требуется какая-то всеми признанная философская основа, то ею может выступить только признание свободы человека и порождаемого этой свободой идеологического плюрализма.
Принцип идеологического многообразия гарантирует общество от застоя в литературе, философии, искусстве, науках, обеспечивает развитие культуры и духовности. Естественно, что свободой мысли и слова злоупотребляют, в результате чего появляются безнравственные, античеловеческие, расистские концепции. Государство ограничивает пропаганду таких идей, когда дело доходит до прямых призывов или действий, подрывающих общественные устои (ст. 29 Конституции). Но государство не должно вмешиваться в идеологическую полемику, разрешать теоретические споры. В свободе научной мысли заключается важная гарантия существования гражданского общества, и в этом главная причина признания Конституцией принципа идеологического многообразия в качестве основы конституционного строя (ч. 1 ст. 13).
Особую опасность представляет установление одной идеологии в качестве государственной или обязательной, что как раз запрещается в ч. 2 ст. 13 Конституции. В этом одна из главных гарантий против сползания государства к тоталитаризму.
История ясно показала, что тоталитарное государство не может допустить идеологического плюрализма. Оно неминуемо закрепляет в конституции идеологию правящей верхушки, принуждая население к следованию ей. В СССР, например, эта идеология пронизывала дошкольное воспитание, среднюю и высшую школу, навязывалась прессе и науке. В разного рода кружках и «университетах» марксизма-ленинизма происходила массовая обработка людей, исключавшая возможность выбора системы взглядов по собственному желанию. Более того, за «чуждые взгляды» привлекали к уголовной ответственности, судили, ссылали и уничтожали. Аналогичное положение существовало в гитлеровской Германии и других фашистских государствах.
Запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в качестве государственной или обязательной всецело адресуется к государственным органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должны прямо или косвенно утверждать и закреплять какую-либо идеологию.
Никакая идеология не рассматривается как господствующая и не должна в таком качестве монопольно внедряться в сознание людей в государственных школах и высших учебных заведениях, в государственных средствах массовой информации. Она не может быть критерием отбора граждан для службы в государственном аппарате и армии.
Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов тех или иных политических сил со своей идеологией.
В этом случае должностные лица законодательной или исполнительной власти неизбежно начинают говорить «идеологическим языком» и проводить соответствующую политику, ибо отделить деятельность от их приверженности к той или иной идеологии, программным установкам их партий очень трудно. Однако это ни при каких условиях, включая чрезвычайные, не должно вести к исключению из жизни других идеологий, к перестройке школьных и вузовских программ, к подчинению идеологическим установкам государственных средств массовой информации. Недопустимы чистки государственного аппарата, армии и правоохранительных органов по идеологическим критериям. Не может быть и речи об уголовной ответственности за пропаганду цивилизованных взглядов, теорий, идей и концепций.
В то же время негосударственные учебные заведения и средства массовой информации сохраняют право пропагандировать только свою идеологию. Такая деятельность прямо отражает гарантированную Конституцией РФ свободу слова граждан и их объединений.
Продолжением идеологического многообразия является политическое многообразие, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13). В демократическом государстве признается, что политические партии выражают интересы основных социальных групп населения.
Партии разрабатывают и представляют избирателям альтернативные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного развития. Всеобщие выборы, выражающие волю народа, имеют смысл только в том случае, если на суд избирателей выносятся различные программы, обычно разрабатываемые политическими партиями. Многопартийность, следовательно, выступает как форма политической демократии и важнейшая предпосылка формирования органов государственной власти.
Порядок создания политических партий, финансирования государством их деятельности в избирательных кампаниях устанавливается законом. Такое законодательство существует практически во всех развитых странах, чем признается важная роль партий для общества и государства. В то же время государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, на их деятельность распространяется принцип свободы общественных объединений, также закрепляемый в конституционном порядке (ст. 30 Конституции РФ). Отношения государства с партиями часто бывают весьма сложными, поскольку именно партии образуют оппозицию правительству — парламентскую и внепарламентскую. Но это не может стать основанием для какого бы то ни было ограничения деятельности отдельных партий, а тем более их запрещения.
В демократических странах встречаются различные партийные системы — двухпартийные, многопартийные. Это зависит от активности самих граждан, состояния их политического сознания. Однако ни в одной из таких стран не существует однопартийной системы — это признак тоталитарного государства или крайне низкого развития политической культуры. Конституция России отвергает однопартийность, и любые попытки ликвидировать плюрализм в пользу одной «руководящей и направляющей» силы следует квалифицировать как антиконституционный переворот. По смыслу Конституции, правомерна только такая партийная система, которая включает как минимум две политические партии. Государство не может, конечно, регулировать количество партий, но оно заинтересовано в создании жизнеспособной политической системы, чтобы в парламентах были представлены крупные партии, выражающие устойчивые интересы широких слоев населения. Свобода создания политических партий не должна служить инструментом для прихода к власти разного рода экстремистов и криминальных элементов.
Все партии, как и другие общественные объединения, равны перед законом. Это означает, что к ним предъявляются одинаковые требования при регистрации, устанавливается единый порядок защиты имущества и прекращения деятельности. Но это не означает, что во всех случаях партии должны оказываться в равном положении. Например, если партия не набирает установленного законом количества подписей при выдвижении кандидатов, то она лишается права требовать занесения этих кандидатов в избирательные бюллетени. Практически во всех странах малочисленные партии жалуются на дискриминацию, но чаще всего речь идет о неизбежной государственной селекции в целях создания реальных и эффективных механизмов формирования органов власти. Отдельные условия, которые в равной мере ставятся перед всеми партиями, не означают нарушения равенства прав всех общественных объединений для их участия в политической жизни. Также не нарушают принципа свободы деятельности законодательные ограничения хозяйственной деятельности партий и других общественных объединений, если эта деятельность не соответствует уставным целям, направлена на извлечение прибыли в личных интересах отдельных руководителей и т. д.
Правовое положение партий (институциализация) в каждой стране имеет особенности. Место и роль партий фиксируются в Основном законе Германии («партии содействуют формированию воли народа» — п. 1 ст. 21), в конституциях Испании, Португалии, Греции и др. Свобода создания и деятельности партий закреплена в конституциях или судебных решениях США, Франции, Германии, Португалии и др. В то же время от них конституционно требуется «уважать принцип национального суверенитета и демократии» (Франция), соответствовать «основам свободного демократического строя» (Германия). В некоторых государствах действуют законы, регламентирующие широкий круг вопросов, связанных с образованием и деятельностью партий (Россия, Германия, Австрия, Португалия, Испания и др.). В других законодательно регулируется только финансирование партий (Франция, Италия, Швеция, Финляндия и др.). Законы многих стран прямо запрещают партии фашистского толка (Италия, Испания, Португалия и др.), но в любом случае запрещение партии возможно только судебным решением. Для предотвращения коррупции законы регулируют размеры частных пожертвований в партийные кассы, ограничивают предвыборные расходы партий, вводят государственное финансирование партий (США, Россия и др.).
В Российской Федерации Федеральный закон «О политических партиях» (в редакции от 30 декабря 2006 г.) установил требования к партиям: в партии должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов, а в остальных — не менее 250. Партии, не отвечающие этим требованиям Закона, подлежат преобразованию в общественные объединения или ликвидации. Запрещено создание и деятельность партий, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Не допускается создание структурных подразделений партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах, в правоохранительных и иных государственных органах, на предприятиях и в учреждениях, вмешательство партий в учебный процесс. Закон устанавливает порядок регистрации партий, которую осуществляет Министерство юстиции РФ, внутреннее устройство партии, а также государственную поддержку и государственное финансирование партий, их участие в выборах и референдумах. Регламентирован порядок приостановления деятельности и ликвидации политических партий (см. также § 2 гл. 12 учебника).
Общественные объединения
В это понятие включаются как политические партии, так и разного рода общественные организации — профсоюзы, молодежные, женские организации и др. Число таких организаций в развитом обществе всегда велико. Общественные объединения — это проявление самодеятельности народа, его участия в общественной жизни. Они, следовательно, выступают как составная часть демократии и форма жизни гражданского общества. Конституция РФ гарантирует право граждан создавать общественные объединения и свободу их деятельности (ст. 30).
Общественные объединения нуждаются в определенных, установленных законом правах, и прежде всего свободно осуществлять свои уставные задачи. Для этого они учреждают свою прессу, создают предприятия и другие хозяйственные единицы, беспрепятственно собирают членские взносы. Они самостоятельно расходуют средства из собственного бюджета, обладают жилищным фондом и т. д. Государственные органы не вправе вмешиваться в их внутреннюю деятельность, хотя могут помогать некоторым из них. Эти объединения участвуют в работе многих органов государственной власти и государственных совещаниях.
Например, их представители участвовали в работе Конституционного совещания, созванного Президентом для разработки проекта Конституции. Общественные объединения тесно сотрудничают с комитетами Государственной Думы и Совета Федерации.
Помимо этого «высшего уровня» сотрудничества, осуществляется привлечение общественных объединений к работе ряда министерств и ведомств. Так, профсоюзы входят в состав Трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам, участвуют в работе Федеральной службы по труду и занятости, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и др. Таким путем демократическое государство стремится противостоять бюрократизации государственного аппарата, обеспечивать гласность его работы и устойчивую связь с общественностью.
Государству небезразличны цели и задачи общественных объединений, поскольку некоторые объединения могут действовать в антигосударственных и антиобщественных целях. Такие объединения ставятся вне закона, прямо запрещаются или преследуются. К их числу относятся, например, террористические организации, фашистские объединения и т. п. Однако ограничение права на их создание или деятельность возможно только на основе конституционных или законодательных норм и только по суду. В Российской Федерации для проверки законности целей и действий общественных объединений введена процедура их регистрации, осуществляемая Министерством юстиции, но отказ в регистрации дает право на обжалование в суд.
Согласно Конституции (ч. 5 ст. 13) запрещению подлежат общественные объединения, цели и действия которых направлены на:
1) насильственное изменение основ конституционного строя;
2) нарушение целостности Российской Федерации;
3) подрыв безопасности государства;
4) создание вооруженных формирований;
5) разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Эти пять оснований сформулированы в предельно сжатой форме, а потому требуют значительной детализации в специальных правовых актах или судебных решениях. Это особенно важно для того, чтобы избежать чиновничьего субъективизма в оценке целей и действий объединений. Государство правомерно стремится обезопасить себя и общество от организованного экстремизма, сепаратизма, терроризма, способных дестабилизировать обстановку, подорвать конституционную законность и создать опасность государственного переворота. Государство не может терпеть на своей территории каких-либо вооруженных формирований, кроме тех, которые подчинены правительству.
Оно обязано гарантировать спокойную жизнь всех социальных, расовых, национальных, религиозных групп. Одновременно эти гарантии направлены против разжигания межклассовых столкновений, межэтнических и межнациональных конфликтов, а в конечном счете и гражданской войны. Этим целям служит Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (в редакции от 27 июля 2006 г.). Под определение экстремистской деятельности подпадают действия общественных и религиозных объединений либо иных организаций и их руководителей, средств массовой информации, физических лиц по насильственному изменению конституционного строя, захват или присвоение властных полномочий, подрыв безопасности РФ, создание незаконных вооруженных формирований, публичная клевета в отношении государственных деятелей, осуществление террористической деятельности, возбуждение национальной, социальной или религиозной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, пропаганда превосходства или неполноценности граждан по социальным, расовым, религиозным, национальным или языковым основаниям, осуществление массовых беспорядков и хулиганских действий и актов вандализма, финансирование указанной деятельности и др. Закон относит к экстремистской деятельности, в частности, пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Осуществление такой деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу такого вреда, а также деятельности соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, влечет за собой ответственность.
Механизм ответственности предусматривает предостережение, приостановление, предупреждение, ликвидацию и запрещение экстремистской организации по заявлению Генерального прокурора решением суда. За осуществление такой деятельности ответственность несут также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Общественным объединением особого рода является Общественная палата РФ, создаваемая на основе Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» от 27 декабря 2005 г. Палата обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства, органов исполнительной власти и местного самоуправления и за соблюдением свободы слова в СМИ. Она формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций. Среди целей и задач палаты — поддержка разного рода гражданских инициатив, проведение общественной экспертизы законов, выработка рекомендаций органам власти и др.
Закон устанавливает полномочия этого органа по осуществлению общественного контроля за соблюдением свободы слова в СМИ. В частности, Общественная палата наделена правом привлекать граждан, общественные объединения и представителей СМИ к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в СМИ, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, а также вырабатывать по данным вопросам рекомендации. Закон также предоставляет Общественной палате право давать заключения о нарушениях свободы слова в СМИ, которые в зависимости от содержащихся в них выводов могут направляться в регистрирующие, надзорные или правоохранительные органы, в СМИ, допустившие нарушения, либо непосредственно учредителям или руководству этих СМИ, а также иные компетентные государственные органы или должностным лицам.
Общественная палата состоит из 126 граждан, одна треть которых утверждается Президентом РФ, а две трети формируются общественными объединениями. Члены палаты избирают совет Общественной палаты и секретаря. Федеральный закон закрепляет гарантии и формы деятельности палаты, правовое положение ее членов и проч.
Общественная палата РФ призвана способствовать становлению гражданского общества в России, развитию демократической активности ее граждан.