Раздел VII. Местное самоуправление

Глава 27. Организация местного самоуправления

§ 1. Конституционно-правовые основы

§ 2. Органы и должностные лица местного самоуправления

§ 3. Формы прямого волеизъявления граждан

§ 4. Финансово-экономическая основа местного самоуправления

§ 5. Гарантии местного самоуправления

§ 6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Раздел VIII. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации

Глава 28. Общие положения

§ 1. Теоретические основы учредительной власти, правомочной изменять конституцию

§ 2. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации

§ 3. Изменение состава Российской Федерации и наименований субъектов Российской Федерации

Предисловие

Конституционное право — системообразующая отрасль права, оно гораздо быстрее и заметнее других отраслей права соприкасается с принципами демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права.

Разобраться в этой борьбе — значит понять, куда идет страна и насколько обеспечена защита прав и свобод граждан. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит «войти в политику» и почувствовать дыхание истории. Исходя из этой необходимости, автор излагает материал в тесной связи с политическими реалиями нашего времени, без чего конституционное право выглядит как сухая догма.

Данное, шестое издание переработано с учетом новых реалий в конституционно-правовом развитии страны, отражающих усиление роли государства в жизни общества. Сохраняя основы свободы личности и рыночного хозяйства, государственная власть в последние годы стала более активно обеспечивать экономический и социальный прогресс, наращивать правозащитную деятельность, особенно в связи с обострением проблем терроризма и экстремизма. Это породило определенные нейтралистские тенденции в организации исполнительной власти, потребовало внести изменения в правовые основы федерализма. Именно в последние годы стала складываться новая партийная система, что повлекло за собой изменения в правовом регулировании положения партий и избирательном законодательстве. Много нового появилось и в других институтах конституционного права.

Происшедшие изменения вызвали — внутри страны и за рубежом — предположения об «откате»» России от демократии, об утверждении в стране авторитарного правления. Автор учебника не считает себя вправе навязывать студентам политические оценки

новых законов, полагая, что такие оценки рождаются из собственных взглядов каждого студента и как раз из знания конституционного права. Но желательно, чтобы студенты понимали: Россия соблюдает мировые стандарты в области прав человека и правового государства, но строит систему государственной власти с учетом своих условий и потребностей.

Как учебная дисциплина конституционное право в различных вузах преподается не одинаково. Кафедры и преподаватели выдвигают собственные программы и руководствуются своими теоретическими подходами. Это имеет положительное значение, ибо расширяет спектр предложений для студентов и порождает импульсы для общего развития конституционно-правовой науки.

Автор исходит из факта создания в России нового конституционного права, опирающегося на принципы демократического правового и социального государства. Конституционное право в нашей стране воспринимает многие категории дореволюционного российского права и в то же время опыт развития передовых демократических государств мира. Поэтому, по возможности, автор излагает материал в сравнительно-правовом плане, знакомит студентов с господствующими представлениями, сложившимися в зарубежной теории.

Разрабатывая концепцию данного учебника, автор пришел к выводу о необходимости вести преподавание курса конституционного права России с учетом двух важных факторов. Во-первых, в связи с коренным изменением характера и природы конституционного права на первое место в нем вышла регламентация прав и свобод человека, а следовательно, изложение этих прав и свобод должно осуществляться в учебнике не в общем плане, а конкретно и подробно, то есть с характеристикой каждого индивидуального права. Такой подход, помимо его прямого прагматического значения, призван помочь студентам в понимании того, что механизм государства при всей его важности все же вторичен, ибо призван в первую очередь охранять и обеспечивать права и свободы граждан.

Во-вторых, учебник должен учить не только общим категориям и понятиям конституционного права, но и самому этому праву. А следовательно, студент должен получать из него знание конкретных законов и других источников конституционного права. Разумеется, в рамках учебника нельзя ознакомить студента со всем нормативным материалом. Конституционно-правовые акты, такие, например, как Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и многие другие, весьма объемные. В учебнике приводятся только некоторые, основные положения этих актов в расчете на то, что, заинтересовавшись, студент самостоятельно изучит тот или иной закон полностью. Возможно, не все преподаватели конституционного права разделяют такой подход к курсу и учебнику, но автор имел возможность убедиться, что любознательные студенты его одобряют. Учебник вообще рассчитан на углубленное изучение конституционного права России, на творческое усвоение этой сложной науки. Этому, в значительной степени, призвано способствовать изучение приведенной в учебнике судебной практики, т.е. постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, в огромной степени влияющих на конституционно-правовую динамику.

При написании учебника автор учитывал, что курс конституционного права читается в вузах после курса теории государства и права. Это позволяет уйти от рассмотрения многих общетеоретических вопросов права, хотя они и тесно связаны с конституционным правом. Эта связь, столь важная для формирования юридического мировоззрения, должна быть понята, если, разумеется, теория государства и права преподавалась с демократических позиций.

Автор верен своему правилу указывать даты последней редакции законов. Это, в частности, позволяет студентам наглядно увидеть, сколь существенно обновилось законодательство как раз в 2005—2006 гг. Источники приводятся по состоянию на 10 февраля 2007 г.

Наши рекомендации