Тема 2. Административно-правовые нормы и отношения.

План:

1. Понятие и признаки административно-правовых норм.

2. Виды административно-правовых норм.

3. Административное правотворчество и нормотворчество.

4. Действие и реализация административно-правовых норм.

5. Источники административного права.

6. Административно-правовые отношения: понятие и особенности.

7. Виды административно-правовых отношений. Горизонтальные и вертикальные отношения.

8. Юридические факты в административном праве.

Рекомендации по самостоятельному изучению темы: Административно-правовые нормы представляют собой устанавливаемые государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти (в сфере государственного управления). Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие нормативные акты. Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, а потому обладают всеми свойственными им общими признаками. Большая часть административных правоотношений — властеотношения (вертикальные), но в некоторых из них власть не участвует (горизонтальные). Участниками горизонтальных административных правоотношений являются субъекты, ни один из которых не имеет властных полномочий по отношению к другому. По первому вопросу следует рассмотреть понятие и основные признаки административно-правовых норм. По второму вопросу необходимо выяснить какие существуют виды и классификации административно-правовых норм. По третьему вопросу нужно разобрать содержание категорий административного правотворчества и нормотворчества. По четвёртому вопросу необходимо выяснить особенности действия и реализации административно-правовых норм. По пятому вопросу следует рассмотреть основные источники административного права, их виды и особенности. По шестому вопросу необходимо уяснить содержание административно-правовых отношений. По седьмому вопросу необходимо выяснить какие существуют виды административно-правовых отношений, а также разобрать содержание горизонтальных и вертикальных административных отношений. По восьмому вопросу необходимо рассмотреть понятие и виды юридических фактов в административном праве.

Нормативно-правовая база:

1. Конституция Российской Федерации (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691. 2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ,1997, № 51, ст. 5712); 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с изм. и доп. (СЗ РФ. 2002. № 1. ст. 1, 2); 4. Уголовный кодекс РФ, с изм. и доп. (СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2954);

Литература:

1. Административное право и административный процесс. Актуальные проблемы. Отв. Ред. Л.Л. Попов, М.С. Студеникина. – М., Юристъ. 2004.

2. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. – М.2006.

3. Лапина М.А. Структура административных правоотношений // Административное право и процесс. 2009. № 2.

4. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. – М. 2010.

5. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право РФ. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-издат, 2013.

Контрольные вопросы по теме:

1. Каково понятие административно-правовой нормы?

2. Какие существуют признаки административно-правовых норм?

3. В чем разница между административным нормотворчеством и правотворчеством?

4. Понятие и виды административных правоотношений.

5. Какие имеются юридические факты в административном праве. Темы контрольных работ и рефератов:

1. Публичное право и административное право.

2. Административное право и частное право

3. Международные акты как источники административного права.

4. Административное правотворчество.

5. Конклюдентные действия в административном праве.

Задачи по теме:

1. Проанализируйте по каким основаниям необходимо осуществлять классификацию следующих административно-правовых норм:

-уполномачивающие; -управомачивающие; - запрещающие; - обязывающие; -поощрительные; - стимулирующие; - отсылочные; -бланкетные; -рекомендательные; -императивные; -диспозитивные; - федеральные; - региональные; - чрезвычайные; - срочные; - временные; - бессрочные; материальные; -процессуальные.

Приведите примеры каждой из указанных норм в нормативных правовых актах.

2. Найдите в нормативно-правовых актах примеры административно-правовых норм, регулирующих:

- организацию и деятельность федеральных органов исполнительной власти;

- организацию и деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ;

- государственно-служебные отношения;

- административно-юрисдикционные отношения;

- административно-процедурные отношения.

3. Проанализируйте содержание административно-правовой нормы с позиций ее структуры. Найдите нормы, содержащие только диспозицию; гипотезу и диспозицию; все три элемента структуры нормы.

Анализ можно провести на базе КоАП РФ.

4. Проанализируйте приведенные ситуации:

- гражданин Н. обратился в органы социальной защиты с заявлением о назначении ему пенсии;

- прокурор города проверил работу с письмами и жалобами граждан и издал по результатам проверки приказ (в одном случае - в районных прокуратурах; в другом - в аппарате городской администрации);

- мэр города Ш. своим распоряжением передал здание, являющееся объектом муниципальной собственности, из ведения одной муниципальной организации в ведение другой;

- гражданин Б. обратился с жалобой на неправильно назначенное ему административное наказание в суд;

- гражданин С. обратился к прокурору на предмет привлечения к ответственности гражданина Ц., нанесшего ему побои.

Определите и обоснуйте, какие из названных правоотношений можно отнести к числу административно-правовых?

5. Какого рода правовые отношения возникают между:

- главой республики, входящей в состав РФ, и предприятиями, находящимися в федеральной собственности;

- администрацией области и областным фондом имущества;

- республиканским министерством и администрацией района, города;

- федеральным министерством и федеральным агентством;

- ректором вуза и студентами;

- общественным объединением и гражданами, являющимися его членами, а также не являющимися таковыми?

Кейсы (казусы) к практическому занятию:

Кейс 1. Начальником ОВД Ивановым на гражданина Семенова наложен административный штраф в размере 5 000 руб. за нарушение правил охоты, которые были установлены ранее лесничим Сидоровым. В протоколе было указано, что Семенов охотился без специального чехла для оружия. В виде дополнительного наказания у него было конфисковано охотничье ружье. Семенов обратился в суд с жалобой на неправомерную конфискацию оружия, сославшись на то, что он охотник-профессионал, и для него охота – единственный источник средств к существованию.

Вопросы и задания к кейсу:

Перечислите нормативные правовые акты, которые необходимы для разрешения данной ситуации.

Укажите всех участников административных отношений в данной ситуации.

Правомерно ли поступил начальник ОВД Иванов, исходя из условий задачи?

Есть ли у гражданина Семенова юридические основания для обжалования решения начальника ОВД?

Дополнительное задание. Составьте проект жалобы Семенова на действия Иванова.

Кейс 2. Согласно части 4 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» «структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ». Однако в части 7 статьи 26.3 указанного Федерального закона содержится исключение из нормативного порядка, предусмотренного ст. 17 ФЗ «Об общих принципах…», согласно которому законы о передаче полномочий на уровень субъектов РФ должны содержать положения, предусматривающие «права и обязанности федеральных органов исполнительной власти … связанные с определением структуры органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия».

Вопросы и задания к кейсу:

Можно ли сделать вывод о слишком широкой трактовке принципа единства исполнительной власти, несоразмерном вмешательстве в организационную самостоятельность субъектов Российской Федерации, в том числе в части права влиять на определение структуры исполнительных органов власти субъектов трактуется слишком широко? Определите, присутствует ли здесь коллизия правовых норм.

Наши рекомендации