Конституционным Судом Российской Федерации.

Специальной гарантией является депутатская непри­косновенность. Неприкосновенность (парламентский им­мунитет), закрепленная в ст. 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. По своему содержанию это гарантия более высокого уров­ня по сравнению с общими конституционными гаран­тиями неприкосновенности личности. Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой харак­тер, призвана служить публичным интересам, обеспе­чивая повышенную охрану законом личности парламен­тария в силу осуществляемых им государственных фун­кций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламен­тария и тем самым — парламента, их самостоятельнос­ти и независимости.

Закрепление неприкосновенности в Конституции РФ является определенным исключением из общей конституционной нормы о равенстве всех перед зако­ном и судом, что обусловлено необходимостью кон­ституционной защиты специального статуса парламентария как члена федерального представительного и законодательного органа. Нарушение положений за­кона, регулирующего вопросы неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государствен­ной Думы, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Члены Совета Федерации и депутаты Государствен­ной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть при­влечены к уголовной или к административной ответ­ственности, налагаемой в судебном порядке, задержа­ны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия со­ответствующей палаты Федерального Собрания, кро­ме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением слу­чаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Непри­косновенность парламентариев распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и слу­жебные транспортные средства, переписку, использу­емые ими средства связи, а также на принадлежащие им документы.

Члены Совета Федерации и депутаты Государствен­ной Думы не могут быть привлечены к уголовной и ад­министративной ответственности за высказанное мне­ние, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Члены Совета Федера­ции и депутаты Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им извес­тными в связи с выполнением ими своих обязанностей. Вопрос о лишении членов Совета Федерации и де­путатов Государственной Думы неприкосновенности ре­шается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой. Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной от­ветственности, налагаемой в судебном порядке, на за­держание, кроме случаев задержания на месте преступ­ления, арест и обыск члена Совета Федерации или де­путата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в соответствующую палату федерального Собра­ния представление. Палаты рассматривают это пред­ставление в порядке, установленном регламентом со­ответствующей палаты, принимают по нему мотивиро­ванное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора. При необходимости от Гене­рального прокурора могут быть истребованы дополни­тельные материалы. В рассмотрении вопроса в Совете Федерации, в Государственной Думе вправе участво­вать соответственно член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление, О прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отно­шении члена Совета Федерации или депутата Государ­ственной Думы орган дознания, следователь либо суд в трехдневный срок сообщают соответствующей пала­те Федерального Собрания.

Неответственность депутата– результат принципа свободы дебатов и голосования. Между тем неответственность не касается случаев, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления или клевета, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.

Российской Федерации.

107.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (правовое положение и основания досрочного прекращения полномочий); система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации: правовое регулирование, виды, особенности правового положения. Органы государственной власти Самарской области: правовое регулирование, система, основные полномочия.

VIII.

108.Понятие местного самоуправления; законодательная основа местного самоуправления. 109.Территориальная основа местного самоуправления; муниципальное образование и его

особенности; иные территориальные образования в системе муниципального образова- ния.

110.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. 111.Предметы ведения местного самоуправления (вопросы местного значения и вопросы

государственного значения, в решении которых принимают участие органы местного самоуправления) и собственные полномочия органов местного самоуправления.

Наши рекомендации