Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002г.:структура ФЗ:основные направления правового регулирования гражданства РФ.
До 1 июля 2002 года в Российской Федерации основными документами, регулирующими правоотношения по вопросам гражданства, являлись Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года и Федеральный закон РФ от 28.11.1991г. N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
Необходимо отметить, что Конституция РФ была принята позднее указанного выше закона, и, следовательно, содержит в себе изменения, которые произошли в сфере правоотношений по вопросам гражданства в период с 1991 по 1993 годы. В связи с этим, в правоприменительной практике выявлялось несоответствие между отдельными положениями этих двух документов. В вышеуказанный Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» неоднократно вносились изменения и дополнения, но, как показывала практика, они не смогли должным образом привести в соответствие нормы закона и реальные правоотношения по вопросам гражданства.
Исходя из этого, был принят разработанный Президентом РФ новый Федеральный закон РФ от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", который вступил в силу с 1 июля 2002 года.
Отметим основные положения нового варианта Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации».
Во-первых, частично изменена структура самого Закона. При том что сохраняется общее количество глав (девять), за счет более четкой организации материала число статей сократилось с 51 до 45. В частности, во избежание декларативности в новом Законе отсутствует преамбула. Как не применяемые на практике исключены положения о почетном гражданстве. Вместе с тем в отдельную главу IV выделены вопросы отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.
Глава I «Общие положения» по структуре и содержанию приведена в соответствие с современными российскими и международными юридико-техническими требованиями.
В более строгой логической последовательности с учетом российского законодательства, правоприменительной практики и международных стандартов в Законе изложены процедурные вопросы (Глава VII «Производство по делам о гражданстве Российской Федерации» и Глава VIII «Обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, и действий их должностных лиц. Разрешение споров по вопросам гражданства Российской Федерации»).
Во-вторых, следует отметить появление новых и отмену некоторых действовавших терминов. Принципиально новым является введение понятий «общего» и «упрощенного» порядка рассмотрения вопросов гражданства. Так, под общим порядком приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации понимается порядок рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные Законом о гражданстве. Под упрощенным порядком приобретения или прекращения гражданства подразумевается порядок рассмотрения и принятия решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные этим нормативным правовым актом. Новым также является и конституционное положение о гражданстве Российской Федерации как о едином и равном независимо от оснований его приобретения. Введение упомянутых понятий значительно упрощает изложение последующих статей Закона, их понимание и применение.
Что касается отмены комментируемым документом некоторых понятий, предусмотренных Законом о гражданстве от 28.11.1991г. N 1948-1, то здесь можно привести следующие примеры. В статье 11 главы II, посвященной основаниям приобретения гражданства Российской Федерации, в качестве оснований приобретения гражданства исключены признание (исчерпало себя) и регистрация (в связи с введением процедуры упрощенного порядка). Соответственно отсутствуют отдельные статьи о приобретении гражданства Российской Федерации в порядке признания и в порядке регистрации.
Существенные изменения и дополнения комментируемый Закон вносит в условия приобретения гражданства. Так, в качестве обычного условия приема в гражданство срок проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления увеличивает с трех до пяти лет, что отвечает положениям Европейской конвенции о гражданстве. Вместе с тем с учетом интересов государства и общепринятой практики условия приобретения гражданства дополнены обязательством уважать и соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, указанием о наличии законного источника существования и отказом от имеющегося иного гражданства, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или если такой отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин.
Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с широко распространенной законодательной и правоприменительной практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства согласно статье 62 Конституции Российской Федерации.
Особое место в вопросе приема в гражданство Российской Федерации новый Закон уделяет интересам россиян, оказавшихся после распада СССР за пределами России.
С учетом практики реализации Закона о гражданстве от 28.11.1991г. N 1948-1 и международного опыта процедура восстановления в гражданстве теперь будет приравнена к приобретению гражданства. Основным условием при этом является проживание на территории Российской Федерации. Новый Закон не повторяет исчерпавшую себя норму о том, что бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в российском гражданстве.
Комментируя вопросы приема в гражданство Российской Федерации, следует также отметить, что новый Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» конкретизирует и значительно расширяет перечень оснований для отклонения заявлений о приобретении гражданства.
Новым также является и то, что теперь в категорию лиц, имеющих право на сокращение обычного срока проживания, будут вноситься лица, состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет. До 1.07.2002 г. этого требования не существовало, что служило почвой для злоупотреблений в форме заключения фиктивных браков в целях приобретения российского гражданства без всяких условий.
Статья 20 Федерального закона о гражданстве уточняет основания для отказа в выходе из российского гражданства. В соответствии с ней, выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации: а) имеет невыполненное обязательство перед Российской Федерацией, установленное федеральным законом; б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства или гарантий приобретения иного гражданства.
Рассматривая новый вариант Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», следует также отметить в нем принципиально новый подход, отраженный в главе IV («Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации»), согласно которой решение по вопросам гражданства в случае его отмены считается недействительным с даты его принятия. В действовавшем ранее законе такое положение отсутствовало.
Более четко в главе V комментируемого документа («Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц») регулируется порядок рассмотрения и принятия решений по соответствующим вопросам в конкретных ситуациях. Часть первая статьи 26 закрепляет важное положение о том, что «ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его иностранными гражданами или иностранным гражданином, сохраняет гражданство Российской Федерации».
В соответствии с рассматриваемым нормативным правовым актом, полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом. В этом перечне отсутствует ранее действующая Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Глава VI нового Закона («Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации») уточняет и дополняет функции органов, которые наделяются соответствующими полномочиями данным Федеральным законом.
Подводя итог приведенной характеристике Федерального закона РФ от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», нужно отметить, что он является новым и необходимым документом для российского права.