Система государственного (конституционного) права Российской Федерации как отрасли права.
Составные части и элементы ГП – это его общие принципы, правовые институты и ГПН.
Место, занимаемое той ли иной группой однородных ПН в системе отрасли ГП РФ зависит от:
1) От принципов, на основе которых строится данная отрасль;
2) От удельного веса ПН, охватываемых данной группой, и их значения;
3) От тех целей, которые законодатель ставит перед отраслью права в каждый конкретный период развития государства.
Между государственно-правовыми институтами существует, прежде всего, государствообразующая, а затем и государственно-правовая форма взаимодействия.
Одним из структурных элементов государства является власть. Для реализации этой функции, для обеспечения своей властной деятельности государство формирует систему своих государственных органов и соответствующих органов местного самоуправления. Система органов ГП РФ строится с учетом разделения ее на законодательные, исполнительные и судебные органы. В соответствии с этим в РФ образуются:
- законодательные (представительные) органы ГВ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из 2х палат);
- законодательные (представительные) органы ГЫ субъектов РФ (например, Самарская Губернская Дума);
- соответствующие системы органов исполнительной и судебной власти;
- органы местного самоуправления.
6. Источники государственного (конституционного) права Российской Федерации как отрасли права: виды, содержание.
ГП основано на материальных и юридических источниках.
Материальные источники – это фактические условия жизни государства и общества, свойственные им политические, экономические, социальные и другие отношения. Они предопределяют сущность и содержание права, в том числе и государственного права РФ.
Юридические источники – это те формы, в которых выражены государственно-правовые нормы. Поэтому юридическим источником ГП являются такие правовые акты, которые содержат нормы ГП (!).
Особое место среди источников ГП принадлежит Конституции РФ, которая выступает Основным законом государства и одновременно основным источником ГП, обладает высшей юридической силой и является актом прямого действия.
К числу источников ГП, в которых устанавливаются ГПН общефедерального значения, относятся федеральные законы РФ.
Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов (ФКЗ).
ФКЗ:
1) Принимаются по вопросам, которые указаны в Конституции;
2) Отличаются от обычных федеральных законов особым порядком принятия;
3) Характеризуются невозможностью использования по отношению к ним вето Президента РФ;
4) Обладают особой юридической силой, которая проявляется в том, что федеральный закон не может противоречить ФКЗ.
Федеральный закон– самый распространенный источник ГП. Однако, в отличие от ФКЗ, ФЗ будут источниками ГП только в том случае, когда они содержат нормы ГП (!). к числу таких законов относятся: ФЗ «О гражданстве РФ», «О политических партиях, все ФЗ о выборах и др.
ФЗ:
1) указы Президента РФ. Указы, чтобы быть источником ГП, также должны содержать нормы ГП.
2) отдельные акты, принимаемые палатами Федерального Собрания.
3) К числу источников ГП в настоящее время относятся акты, принимаемые Конституционным Судом РФ по вопросам, определенным в ст. 125 КРФ.
4) Отдельные постановления Правительства РФ и некоторых федеральных органов исполнительной власти.
Названные нормативно-правовые акты относятся к той группе источников ГП, которые содержатся в нормативно-правовых актах органов гос. власти РФ (ГВ).
Следующую группу источников ГП составляют нормативные правовые акты, принимаемые законодательными (представительными) органами ГВ субъектов РФ.
· Конституции республик в составе РФ;
· Уставы других субъектов РФ;
· Законы, принимаемые этими органами по вопросам ГП характера – о выборах представительных органов, о статусе депутатов представительных органов и др.
К числу особых видов источников ГП следует отнести декларации, которые являются актами, носящими учредительный характер.
Особую группу источников ГП составляют договоры. В соответствии со ст. 15 КРФ источником ГП могут быть общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора РФ в том случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом.