ПРЕЗИДЕНТ РФ – ГЛАВА ГОСУДАРСТВА.
В ранее действовавшей российской Конституции Президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти. Теперь он - глава государства. Эта формула более точна. Само понятие «президент» в конституционно-правовом смысле означает главу государства.
В политико-правовом плане естественность титула главы государства для президента объяснима. Политическая необходимость такой фигуры вытекает прежде всего из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами. Если остальные государственные структуры законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие, то главная задача Президента – олицетворять государство внутри страны и во вне. Именно поэтому президенты наделяются полномочиями верховного командования вооруженными силами, награждения орденами и другими знаками отличия, назначения выборов в парламент роспуска его палат, представительства государства в международных отношениях и рядом других.
Если же охарактеризовать президента как высшее должностное лицо, то это создает видимость, будто президент является только первым чиновником государства, и не более того. в странах же с неразвитыми демократическими традициями, к которым, к сожалению, пока относится и Россия, такое определение статуса президента вольно или невольно провоцировало бы конкуренцию руководителей разных ветвей власти. Тем более что термин «высший» не обязательно означает «верховный», «самый высокий» и вполне допускает существование в одном государстве нескольких должностных лиц.
В то же время российский Президент по новой Конституции перестал быть главой исполнительной власти. Однако это не означает, что он превращен в некий государственный символ и наделен лишь представительскими функциями. Новая Конституция, не отказавшись от модели «сильного президента», одновременно модифицировала ее через статус «сильного главы государства», не являющегося главой исполнительной власти. Конституционных оснований для такой новой характеристики поста Президента достаточно много. Хотя Президент и в силу ряда его полномочий, и по традиции, и в реальности наиболее близок к Правительству, чем к другим органам власти, тем не менее юридически он дистанцирован от всех ветвей власти. В правовом отношении Президент стал более защищенным, что в свою очередь позволяет укрепить авторитет федеральной государственной власти в целом.[5]
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА.
а) ПРЕЗИДЕНТ РФ И ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ.
Полномочия Президента, связанные с деятельностью парламента, содержаться в ст. 84 Конституции РФ.
Согласно п. «а», Президент назначает выборы Государственной Думы в связи с истечением срока ее полномочий, предусмотренного Конституцией, или в связи с ее роспуском. Порядок выборов устанавливается федеральным законом о выборах.
В соответствии с п. «б» Президент распускает Государственную Думу, но только в точно установленных Конституциях случаях. Роспуск возможен если: Государственная Дума большинством общего состава депутатов трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ (каждая кандидатура должна быть рассмотрена Думой в течение недели); Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству (однократное выражение недоверия роспуск Думы повлечь не может).
Согласно п. «г», Президент вносит законопроекты в Государственную Думу. В соответствии с практикой многих стран законодательная инициатива Президента имеет особый характер: в отличие от других субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, президентские законопроекты рассматриваются вне очереди.
В течение 14 дней Президент подписывает и обнародует (промульгирует) федеральные законы, т.е. законы, действующие на всей территории России (п. «д»). без подписи Президента закон не вступает в силу. Президент обязан подписать закон и в случае нежелания сделать это, когда президентское вето преодолено квалифицированным большинством (две трети) от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае, подписывая закон, президент удостоверяет его подлинность. Он обязан опубликовать такой закон в течение семи дней.
Ежегодные послания об основных направлениях внешней и внутренней политики государства (п. «е»), с которыми Президент обращается к Федеральному Собранию, рассматриваются на совместном заседании палат парламента (обычно палаты заседают раздельно).[6]
б) ПРЕЗИДЕНТ РФ И ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ.
Согласно п. «а» ст. 83 Конституции РФ, Президент назначает Председателя Правительства РФ. До акта назначения он должен получить согласие Государственной Думы.
Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства, занимая тем самым место Председателя Правительства (п. «б»). такая практика существовала в РФ, есть она и в зарубежных странах. На этих заседаниях рассматриваются наиболее важные вопросы государственной жизни.
Решение об отставке Правительства РФ, согласно п. «в», может быть принято Президентом в трех случаях: по собственному усмотрению, в случае подачи Правительством заявления об отставке, в случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой.
Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров без участия какого-либо иного органа, но делает это лишь по предложению Председателя Правительства (п. «д»).
в) ПРЕЗИДЕНТ РФ И СУБЪЕКТЫ РФ.
Согласительные процедуры, которые вправе использовать Президент при возникновении упомянутых в ч. 1 ст. 85 Конституции разногласий, могут выражаться в совместном обсуждении спорных вопросов, в предложении компромиссных вариантов, в поисках консенсуса и др., с тем чтобы найти взаимоприемлемый вариант. Если согласованное решение не будет найдено, Президент по своей инициативе может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Как правило, это Конституционный Суд Российской Федерации, но по согласованию сторон в случае спора между субъектами Федерации может быть избрана, например, форма третейского суда. В любом случае, однако, исключается передача дела в международный суд, поскольку речь идет о внутренних вопросах жизни государства.
Если акты органов исполнительной власти субъектов Федерации противоречат Конституции России, Федеральным законам, международным обязательствам РФ, а также нарушают права и свободы человека и гражданина, Президент России вправе приостановить действие таких актов. Речь идет прежде всего об актах правительств (и аналогичных им органов) субъектов Федерации, а также глав администраций. По отношению к актам законодательных органов субъектов Федерации Президент таких полномочий не имеет. Что же касается актов президентов, которые имеются в некоторых субъектах Федерации, то осуществление указанного полномочия Президента России зависит от того, рассматриваются или нет президенты субъектов Федерации по конституциям республик в качестве носителей исполнительной власти. Президент лишь приостанавливает действие упомянутых актов субъектов Федерации. Окончательно решает этот вопрос (т.е. восстанавливает действие оспариваемого акта или признает акт окончательно утратившим силу) соответствующий суд. Таким судом может быть Конституционный суд РФ, но Президент может обратиться и в орган конституционного контроля того субъекта Федерации, исполнительная власть которого издала оспариваемый акт.
г) ПРЕЗИДЕНТ РФ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ.
В соответствии с принципом разделения властей и независимости судей Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Он лишь участвует в формировании органов судебной власти, и то совместно с Советом Федерации.
Согласно п. «е» ст. 83 Конституции РФ, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ.
С этими полномочиями тесно связано и право Президента влиять на назначение Генерального Прокурора РФ. В соответствии с п. «е» ст. 83 Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанности Генерального Прокурора РФ.
Для обеспечения деятельности Президента и представления его интересов в Конституционном Суде РФ Указом Президента РФ от 31 декабря 1996 г. введен институт полномочного представителя Президента РФ в Конституционном Суде РФ. Полномочный представитель Президента в Конституционном Суде представляет сторону Президента в конституционном судопроизводстве; представляет Президенту проекты обращений, предлагаемых к внесению в конституционный Суд, а также осуществляет иные полномочия по представлению интересов Президента.
д) ВОЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ.
В соответствии с занимаемой должностью Президент, по традиции является Главнокомандующим Вооруженными Силами. В мирное время он осуществляет лишь самое общее политическое руководство Вооруженными Силами. Более конкретным руководством и строительством Вооруженных Сил занимается Правительство России: оперативным управлением войсками ведает Министр обороны через подчиненные ему воинские службы и воинских начальников. В условиях чрезвычайных обстоятельств Президент РФ может принять на себя непосредственное управление Вооруженными Силами, некоторыми соединениями и частями и как Главнокомандующий отдать соответствующие приказы Министру обороны. Президент может принять на себя также непосредственное командование войсками в случае войны, агрессии со стороны иностранных государств.
При агрессии или непосредственной угрозе агрессии против России со стороны иностранных государств Президент РФ издает указ о введении военного положения оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. В условиях военного положения государственная власть может быть сосредоточена в руках военачальников, воинских командиров, а некоторые конституционные права и свободы граждан могут быть ограничены (например, свобода собраний, уличных демонстраций, свобода печати). Такие ограничения возможны в данном случае только в той мере и на такой период времени, в каких это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, участником которого является Россия, а также в соответствии со ст. 56 Конституции некоторые конституционные права и свободы не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения. Эту норму по аналогии можно распространить в каком-то объеме и на военное положение. Запрещаются отступления от статей Конституции, провозглашающих право на жизнь, свободу совести, неприкосновенность частной жизни, свободу предпринимательской деятельности, запрещающих рабство, пытки и др.
При введении военного положения Президент РФ немедленно сообщает об этом Государственной Думе и Совету Федерации. Указ Президента о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.
Е) ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
Условия и порядок введения чрезвычайного положения должны быть определены, как предусмотрено в Конституции, федеральным конституционным законом. В соответствии с действующим законодательством (Закон РФ от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении») основаниями для введения чрезвычайного положения являются попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающая жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных институтов, а также стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
О введении чрезвычайного положения Президент издает Указ, в котором должны быть приведены обстоятельства, служащие основанием для такого введения, обоснование необходимости его введения, перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень ограничений прав и свобод граждан, государственные органы, отвечающие за осуществление чрезвычайного положения, и точные пределы полномочий этих органов, границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение, время вступления в силу Указа о чрезвычайном положении, точный срок, на который вводится чрезвычайное положение.
Указ доводится до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его в силу (кроме случаев, требующих неотложных мер по спасению населения). На период чрезвычайного положения Указом могут устанавливаться: особый режим въезда и выезда и ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, усиленная охрана общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, запрещение проводить собрания, митинги, демонстрации и иные массовые мероприятия, запрещение забастовок, ограничение передвижения транспортных средств. В случае насильственных действий по изменению конституционного строя могут дополнительно вводиться: комендантский час, ограничение свободы, печати путем установления предварительной цензуры, временное изъятие множительных средств, временное приостановление (после предупреждения) деятельности политических партий, проверка документов, личный досмотр, выдворение нарушителей общественного порядка, оказавшихся на данной территории, к месту их постоянного жительства.
Если чрезвычайное положение вводится в условиях стихийных бедствий, то могут применяться и другие дополнительные меры: эвакуация граждан, введение особого порядка распределения продуктов питания, карантин, изменение режима работы предприятий, мобилизация трудоспособного населения для проведения спасательных и иных работ и др.
При введении режима чрезвычайного положения в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, участником которого является и Россия, права и свободы граждан могут ограничиваться только в такой мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. В акте о введении чрезвычайного положения указываются пределы ограничения прав человека и гражданина, а также срок действия этих ограничений. Некоторые основные права ограничены быть не могут, введение чрезвычайного положения не может быть основанием для применения пыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, для каких-либо ограничений права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии.
Вводя чрезвычайное положение, Президент РФ незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента России о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации.[7]