Различные взгляды на типологию права

Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции формационного и цивилизационного подходов.

Формационный подход: типология права производится на основе видов общественно-экономической формации. В зависимости от типов экономического базиса выделяют типы права:

1. рабовладельческий,

2. феодальный,

3. буржуазный и

4. социалистический.

О цивилизационном подходе

Цивилизационный подход: типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с этими критериями выделяют типы права:

· национальные правовые системы и

· правовые семьи.

Национальные правовые системы представляют собой конкретно-историческую совокупность права, юридической техники и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

Правовые семьи представляют собой совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры прав и исторического пути его формирования. Различают правовые семьи:

1.

1. общего права,

2. романо-германская,

3. славянская,

4. мусульманская, индусская и др.

Исторические типы права, выделенные на основе формационного подхода

Исторический тип права - совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих сущность и условия развития правовой системы определенной общественно-экономической формации.

Исторически первым типом права возникает рабовладельческое право.

Рабовладельческое право

Рабовладельческое право – это возведенная в закон воля класса рабовладельцев.

Основные признаки рабовладельческого права:

· право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относительно рабов;

· право открыто закрепляло неравенство среди свободного населения;

· отрыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчин и женщин, господства отца над детьми;

· центральное место в праве занимает институт частной собственности, охрана ее сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее;

· в праве преобладал правовой обычай, обычное право было неписанным. Большое значение имел судебный и административный прецедент;

· систематизация права на цивильное право (устанавливал народ; частное и публичное) и естественное право (установленное природой).

Феодальное право

Феодальное право – это возведенная в закон воля господствующего класса феодалов.

Основные признаки феодального права:

· право было правом правителей: защищало крупные землевладения и личности феодалов;

· оно закрепляло классовое и сословное неравенство людей, закрепляло крепостную зависимость крестьян;

· представители господствующего класса не считали себя связанными нормами права, т.к. всегда могли опереться на силу. Неограниченный произвол был особенно характерен для феодального собственника в его отношениях с крестьянством;

· ему не присуще деление на частное и публичное право;

· применение силы считалось нормальным способом разрешения споров, поэтому феодальное право часто называют «кулачным правом»;

· право носило религиозный характер, что определялось местом и ролью церкви, санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.

Буржуазное право

Буржуазное право – это возведенная в закон воля класса буржуазии.

Основные признаки буржуазного права:

· светский характер – право не связано с религией;

· высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;

· разделение права на частное и публичное;

· признание закона основным источником права;

· получило свое развитие социальное законодательство;

· постепенно узаконивается светский брак (церковный не обязательно), роль мужа в семье уже не та, что была в предыдущие столетия;

· отказ от наказания за религиозные убеждения, усиление наказания за политические преступления;

· отделение судебной власти от исполнительной власти. Выборность судей на основе имущественного ценза, а затем и их несменяемость;

· узакониваются профсоюзы.

Социалистическое право

Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой

1. на первом этапе – этапе становления развития социалистического государства – возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции,

2. на втором этапе – этапе развитого социализма – возведенную в закон волю всего народа.

Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним.

Социалистическое право провозглашает равенство, справедливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как он открыто предоставляет преимущество пролетариату и его классовым союзникам. В последующем оно объявляется общенародным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находящейся у власти партийно-государственной бюрократии. Поэтому можно сказать, что социалистическое право носило декларативный характер, и было подчинено государству.

53.Правовая система общества: понятие, структура

Правовая система (не путать с системой права!) - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей.

Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

Право - ядро и нормативная основа правовой системы; по его характеру судят о сущности правовой системы.

Элементы правовой системы:

· право;

· правотворчество;

· правосудие;

· юридическая практика;

· нормативные правовые акты;

· правоотношения;

· субъективные права и обязанности;

· правовые учреждения;

· законность;

· правосознание и др.

Исчерпывающий перечень дать трудно, т.к. правовая система сложное, многоуровневое, динамическое образование.

Блоки правовой системы:

1. нормативный;

2. правообразующий;

3. доктринальный (научный);

4. статистический;

5. прав и обязанностей и др.

Ценность правовой системы - в системном подходе.

Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое.

Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Это - интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это "вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений".

54.Классификация правовых систем.

В основу классификации правовых систем положены различные факторы: исторические, религиозные, технико-юридические, идеологические, культурно-правовые, этнические и другие факторы. Некоторые авторы насчитывают около 200 правовых систем, другие ограничиваются различением трех больших групп среди всех правовых систем: правовой системы западного типа, правовой системы советского типа и религиозной правовой системы. «По отношению к государству и политическим системам правовые системы могут быть подразделены на следующие типы: догосударственные, дополитические системы; политико-государственные системы права; постполитические (политико-государственные) правовые системы».[146] Некоторые авторы выделяют восемь типов правовых систем: романистические, нордические, социалистические, правовые системы немецкого типа, правовые системы, основанные на обычном праве, основанные на исламских традициях, на индусской традиции, правовые системы Дальнего Востока. Но правовые системы группируются также по правовым семьям.

Одна из самых распространенных – классификация правовых систем (семей), данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев – идеологии, которая включает в себя религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, основанной, прежде всего, на источниках права. Совершенствуя свою классификацию правовых систем, Рене Давид выделил среди них четыре системы: романо-германские правовые системы, англосаксонские правовые системы, социалистические, религиозные и традиционные правовые системы. Особое внимание при классификации правовых систем уделяется таким критериям, как общность их исторических корней, сходство стиля или модели правового мышления, близость основных правовых институтов и др. [147]

Сравнительно-правовой анализ государственно-правовых институтов, принципов и норм различных стран позволяет выделить общее и особенное в этих странах и свести все многообразие национального регулирования в определенную систему мирового права. Здесь исходным элементом выступает уже не норма права, а целостная национальная правовая система или их группа (тип, семья). Сравнимость правовых систем – необходимое условие их систематизации или объединения (типологии).

В основу классификации можно взять также критерий «правового стиля» (К.Цвайгерт и Г.Котц), который складывается из следующих основных факторов: происхождение и эволюция правовых систем, особенности юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы.

На основе этих факторов различаются так называемые «правовые круги» – романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право.

В основе марксистской типологии права лежит критерий общественно-экономической формации – рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право.

Многофакторная классификация правовых семей построена на основе трех взаимосвязанных критериев: исторического генезиса правовых систем, системы исторического права и структуры правовой системы. В соответствии с этими критериями выделяют – романо-германскую правовую семью, правовую семью общего права, скандинавскую правовую семью, латино-американскую, мусульманскую, индусскую, дальневосточную правовую семью и семью обычного права. В российском правоведении традиционно используются классификации, в основе которых лежат национально-исторические, технико-юридические и конкретно-географические признаки права.

В современном правоведении в целом обычно различают – национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем.

Национальная правовая система представляет собой конкретно-историческую совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии отдельного государства. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве единичного проявления общего (типового) явления.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического способа его формирования.

Внутри отдельной правовой семьи возможны дальнейшие классификации. Например, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского (Италия, Франция, Испания, Португалия, право латино-американских стран, церковно-католическое право), и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия, скандинавские страны). Внутри семьи общего права выделяют правовые системы Англии, США, право англо-язычных стран. Славянская правовая семья включает в себя группу российского права и западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, современная Югославия). Но в наиболее устоявшейся, ставшей уже традиционной классификации, различают правовые семьи – общего (англосаксонского) права, романо-германского права, социалистического, мусульманского права, семьи религиозного и традиционного права.

55.Право в системе социальных норм.

Система нормативного регулирования предст-ет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение лю­дей в различных сферах жизнедеятельности.

В обществе существуют две подсистемы норм: технические и социальные. Тех-е нормы— это правила исп-я тех-х средств, зданий, производственных комплексов, технологий и явле­ний природы в процессе их эксплуатации. Эти нормы выступают как средство организации производственных процессов в режиме безопасности и наибольшей эффективности. Тех-е нормы ре­гулируют отношения типа "человек — машина" (субъект — объект). Соц-е нормыпредст-ют собой средства организации обществ-х отношений: они регулируют поведение людей в обществе. Соц-е нормы упорядочивают отношения в связ­ке "человек — человек" (субъект — субъект).

Тех-е нормы и соц-е взаимодействуют между со­бой. Важнейшие для общества технические нормы закрепляются го­с-ми стандартами, инструкциями, спец-ми прави­лами и охр-ся гос-вом от нарушений, в т.ч. уголовно-правовыми мерами.

Осн-ми видами соц-х норм являются обычаи, тра­диции, нормы морали, религиозные нормы, нормы права и кор­поративные нормы.

Объединяющим началом поведенческих норм выступает их со­циальный хар-р, общность выполняемых ф-ций. Различие соц-х норм проявл-ся по способу их установл-я и средствам охраны от нарушений. На этой основе выделяют общий признак соц-х норм — правило поведения — и отличит-е признаки — источник происхожд-я, способ обеспечения их действия.

Обычаи — это правила поведения, сложившиеся под воздей­ствием обст-в и выполняемые в силу привычки. Традиции — это исторически сложившиеся правила пове­д-я, выполняемые под воздействием обществ-го мнения. Нормы морали — правила повед-я, сложившиеся в об­щ-ве в соотв-вии с общепринятыми представлениями о до­бре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения. Религиозные нормы — это правила повед-я, сложив­шиеся в соотв-и с духовными потребностями чел-ка, вы­полняемые в силу внутреннего убеждения. Корпоративные нормы — это правила повед-я, ус­т-е обществ-ми организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами. Нормы права — это правила повед-я, уст-е ли­бо санкционированные гос-вом и обеспеченные его силой.

Соц. нормы м. б. классифицированы по различ­ным основаниям:

1. По источнику возникновения различают: обычаи (традиции), нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и юридиче­ские.

2. По сфере урегулирования общественных отношений: выделяют политические, организационные эстетические и правовые нормы.

3. По способу выражения: письменные и устные соц. нормы.

Право - совокупность общеобязат-х, формально-определенных норм, кот-е выражают гос. волю общества, ее общечеловеческий и классовый хар-р; издаются или санкционируются гос-вом и охраняются от нарушений возможностью гос. принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Признаки права.

1) Нормативность. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно, они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения. Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.

2) Формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

3) Системность. Право – это прежде всего совокупность, а точнее – система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система.

4) Связь с гос-вом.В мире сущ. множество систем различных соц. норм, но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, гос-во действует непосредственно через свои уполномоченные органы.

5) Интеллектуально - волевой характер. Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций.

Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, регулирующее действие права, возможно, лишь при

№ 31. «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы. В-третьих, право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими, духовными, а так же национальными, религиозными, демографическими и другими условиями его жизни. Государственная воля аккумулирует интересы различных классов, слоев и групп населения и объективизируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установления, правилах поведения, именуемых правовыми нормами.

6) Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государственное принуждение подразделяется на: физическое и психическое.

Под физическим принуждением понимаются всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например, заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.

При психологическом принуждении на первом плане стоит страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения. Именно страх психически принуждает граждан сообразовывать своё поведение с требованиями права.

7) Общеобязательный характер.Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

56.Система и классификация социальных норм.

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Рассмотрим общие признаки социальных норм.

Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Социальные нормы строятся по типу Субъект-Субъект.

Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Они не регулируют случайные или уникальные ситуации. Предмет регулирования социальных норм - стандартные, типичные, широко распространенные отношения. Нормативное регулирование предполагает формирование официальных моделей правомерного поведения - что можно, нужно или нельзя делать при наступлении определенных, заранее установленных обстоятельств.

Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В них ярко проявляются особенности исторического развития общества, национальная специфика, общекультурные достижения. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить. Для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, например между правом и моралью, правом и традициями. Регулирующее воздействие одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Так, право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.

Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

Рассмотрим виды социальных норм.

Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах. Локальные сообщества - это устойчивые, формализованные организации - семья, политическая партия, футбольный клуб, кооператив, профсоюз, так и неформализованные группы кратковременного характера, например коллектив охотников или игроков в карты. При этом любая совместная деятельность людей подразумевает наличие правил, ее регулирующих.

Корпоративные правила устанавливаются членами сообщества, выражают их коллективную волю, защищают их общие интересы. В некоторых сообществах такие нормы формализуются, то есть закрепляются документально в уставах, положениях, регламентах. Но корпоративные правила могут и не иметь документальной фиксации.

Отличительным признаком корпоративных правил является их локальный характер, то есть отсутствие общеобязательности. Они обязательны только для членов данного коллектива. К нарушителям применяются различные меры воздействия, самое серьезное из которых - исключение из коллектива. Чтобы быть членом сообщества, необходимо выполнять его корпоративные предписания. Нарушение последних приводит лицо к разрыву с сообществом. Разумеется, корпоративные правила действуют строго в рамках закона.

Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни. Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Традиционно религиозные нормы передаются людям как божественные откровения через избранных пророков (Иисус, Магомет) и, как правило, формализуются в освященных источниках (Библия, Коран и др.). Как проявление воли Высшего существа (Бога, Абсолютного Разума) религиозные нормы не требуют логического, рационального обоснования. Их основа - религиозная вера, убеждения людей.

Позитивные стимулы и санкции для нарушителей религиозных норм носят перспективный характер: речь идет об ответственности за свои действия непосредственно перед Богом. Характерным является понятие греха, а также рая для избранных и ада для грешников. Идея «страшного суда» - мощное психологическое средство, обеспечивающее добровольное исполнение религиозных норм. Религиозные нормы действуют с ранних этапов развития цивилизации. Религиозные системы оказали огромное влияние на развитие различных правовых систем. Библия, Коран, буддистские источники, языческие ритуалы и традиции - многие правовые нормы обязаны своим появлением именно этим религиозным источникам.

В отличие от права религиозные нормы не отличаются четкой определенностью. Здесь, как правило, используется притчевая форма изложения, требующая тщательного истолкования. Причем толкованием религиозных норм занимаются специально подготовленные церковные деятели, то есть особо посвященные лица.

Обычаи - это правила, сложившиеся стихийно в результате многократного, длительного, повсеместного использования в какой-либо сфере общественной или частной жизни.

Главная особенность обычных норм состоит в полном отсутствии их материальной фиксации. Они не закрепляются документально и обеспечиваются силой привычки. Обычай представляет собой привычные для определенной группы людей или общества в целом действия. Причем эти правила могут быть внешне не мотивированы, не содержать логического объяснения. Возможно, когда-то тот или иной обычай имел рациональное обоснование, но со временем оно утрачивается.

57.Социальные и технические нормы. Технико - юридические нормы.

В юридической науке вся действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы – социальные и технические. Под техническими нормамив данном случае понимаются все несоциальные нормы, куда помимо сугубо технических входят, например, такие, как санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др. Важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить объективные критерии, отличительные черты, особенности.

Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы – отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство».

Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т. д.

Социальные нормыобусловлены уровнем развития социально экономического строя и регулируют поведение людей в обществе, определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

· социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

· норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

· норма неотделима от отношении обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Социальные нормы– это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности.

Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты:

1) все они регулируют общественные отношения;

2) все социальные нормы адресуются людям или их объединениям;

3) они определяют границы должного и возможного поведения;

4) преследуют одну и ту же цель - упорядочение общественных отношений;

В юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией.

Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

1. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

2. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).

3. Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.).

Классифицировать социальные нормыможно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям механизма (регулятивным особенностям) и сферы действия.

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций).Такое деление в юридической литературе считается общепризнанным.

Второе основание деления, которое во многом позволит решить проблемные вопросы классификации социальных норм, – по содержанию сферы регулируемых общественных отношений:политические, организационные, этические, эстетические нормы и т. п.

Технико-юридические нормы —это нормы, которые в качестве диспозиции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) — юридическую норму. Поэтому их можно расценивать и как юридические нормы технического содержания, и как разновидность технических норм.

58.Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречие

Единство и различие права и морали

Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соответствующие типу культуры и характеру социальной организации и т.д.
Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия.

Таким образом, правовые нормы являются институциональными, т.е. четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных институтов.

Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не институционализирована, т.е. не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности и т. п., которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этического осмысления мира.

Взаимодействие и противоречие права и морали

Взаимодействие права и морали достаточно сложно. Разумеется, в современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Более того, принято говорить об общечеловеческих ценностях (жизнь, свобода, равенство и т.д.), которые закреплены как нравственные принципы, представлены в международных и национальных юридических актах как права человека. Следовательно, можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы, по крайней мере в странах европейской культурной традиции.

Вместе с тем в плане содержания моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали, т.е. системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя и т.д., которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью. Так, мы говорим об антисоциальной морали криминальных слоев общества, где налицо не просто безнравственное, противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Более сложной является коллизия правовых и моральных норм в обществах, находящихся в состоянии повышенной социальной динамики, переживающих реформы разного рода. В этих случаях неизбежно частичное разрушение общественной морали и правовой системы общества (зависящее от степени кардинальности идущих реформ), сопряженное со сменой их типа. Однако переход к новой морали осуществляется, как правило, медленнее, нежели модернизация правовых институтов и юридических структур. Иначе говоря, между юридическими и моральными нормами возникает некоторая "историческая рассинхронизация", что неизбежно порождает их коллизии. Правда, по сравнению с ассоциальной групповой моралью они менее глубоки, но зато более масштабны.

59.Правосознание: понятие и структура.

Правосознание— это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания я

Наши рекомендации