Форма осуществления правотворческих полномочий законодательного собрания субъекта Российской Федерации
Отношения регулируются ЗАКОНОМ субъекта РФ | Отношения регулируются постановлением Законодательного собрания субъекта РФ |
8. Используя нормы ст.76 Конституции Российской Федерации сформулируйте коллизионные правила соотношения юридической силы федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации:
1) по предметам ведения Российской Федерации …..
2) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации …..
3) по предметам ведения субъектов Российской Федерации …….
9. В Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области был направлен протест Прокурора Свердловской области на Областной закон от 29 июля 1996г № 30-ОЗ «Об использовании иностранных слов и письменных знаков в рекламе». По мнению прокурора закон «принят с превышением полномочий субъекта Российской Федерации и подлежит отмене в полном объеме», он противоречит ст.3 Федерального закона «О рекламе». Правомерен ли протест прокурора? Примет ли суд общей юрисдикции к своему рассмотрению этот спор?
10. Судоустройство в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Правомерно ли принятие законов субъектов РФ, регулирующих порядок формирования и юрисдикцию конституционных (уставных) судов и конституционный (уставный) судебный процесс?
11. Федеральным законом, вступившим в силу с 1.01.2002 года была изменена ставка единого налога на вмененный доход: с 20% до 15%. Закон был прият 31 декабря 2001 года в виде изменений в Налоговый Кодекс. В проекте областного закона Свердловской области о внесении соответствующих изменений в закон «О едином налоге на вмененный доход» было предложено ставку налога установить 15%. Согласно ст.2 проекта «Настоящий закон Свердловской области вступает в силу с 1 апреля 2002г.», т.е. до 1.04 2002 ставка налога сохраняется на уровне 20%.
Проект закона Свердловской области был рассмотрен на заседании Экспертного совета Уральского института регионального законодательства. Член Экспертного совета г-н К-в указал на то, что установление ставки налога – полномочие Российской Федерации, Свердловская область не вправе взимать налог в объеме 20%, в то время как уже с 1.01 2002 федерация установила ставку налога в 15%. Он предложил сохранить норму о вступлении закона Свердловской области с 1.04.2002, но дополнить его нормой о том, что правила, установленные этим законом, применяются к регулированию отношений с 1.01.2002 г.
Член Экспертного совета г-н Л-в возразил, заметив, что такое положение будет противоречить ст.5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, поскольку законы, меняющие ставки налогов, относятся к категории бюджетных и не могут иметь обратной силы, ведь закон о бюджете уже принят. Он предложил ст.2 областного закона сформулировать так: «закон вступает в силу одновременно с федеральным законом».
Однако в итоге было найдено иное, - единственно верное, - решение коллизии. Какое?
12. В декабре 2001 года в Областную Думу Свердловской области был внесен проект закона «О внесении изменений в закон Свердловской области от 22 декабря 2000 № 42-ОЗ «О программе управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2001 год». Экспертный совет в своем заключении на проект пришел к выводу, что, даже будучи принятым, закон «О внесении изменений…» будет юридически ничтожным с момента принятия. Почему?
13.Сравните наименования и общие положения законов Челябинской, Свердловской и Тюменской областей, а также ХМАО-Югры, регулирующих правотворческий процесс и систему правовых актов в этих субъектах Российской Федерации.
- Что является предметом правового регулирования в каждом из этих законов?
- Что, на ваш взгляд, должно быть определено в качестве предмета правового регулирования такого закона субъекта Российской Федерации?
- Какой из законов, на ваш взгляд, наиболее адекватно отражает предмет правового регулирования? - Какой из законов имеет наиболее точное наименование (с точки зрения соответствия своему предмету)?
14. Приведите примеры ненормативных актов правотворчества: 1) об утверждении нормативных правовых актов; 2) о введении в действие нормативных правовых актов. Определите, в каких случаях правотворческий орган использует акты об утверждении, а в каких случаях – акты о введении в действие? В чем функциональные различия этих актов?
15. При каких юридических условиях законы субъекта РФ могут быть оспорены в Конституционном Суде РФ, если а) это запрос государственного органа, уполномоченного обращаться в КС РФ (ст.125 Конституции РФ); б) жалоба лица на нарушение ее конституционных прав и свобод применением к нему норм закона субъекта РФ?
Интерактивные задания с использованием электронных ресурсов
16. Используя сайт «Федеральный регистр нормативных правовых актов РФ» и его опцию поиск, найдите нормативные правовые акты субъектов РФ и нормативные правовые акты ХМАО-Югры. Включите сортировку по дате принятия документа. Найдите реквизиты самого последнего (по дате принятия) нормативного правового акта ХМАО-Югры.
17. Какой первый закон был принят в ХМАО-Югре?
18. Какой правовой акт был принят первым в Югре?
19. Войдите в реестр соглашений субъектов РФ. Найдите соглашения, стороной которых является ХМАО-Югра. Какое соглашение было последним (по дате подписания)?
20. Поясните, почему нормативные правовые акты субъектов РФ и реестр соглашений субъектов РФ – это разные разделы Федерального регистра?
Разд. 2, 3. Правотворческий (законодательный) процесс. Порядок разработки и юридическая техника оформления проекта нормативного правового акта (6ч.)
1. Право законодательной инициативы: субъекты, содержание, формы осуществления.
2. Субъекты права законодательной инициативы в ХМАО-Югре и Тюменской области. Субъекты права внесения изменений в Уставы ХМАО-Югры и Тюменской области.
3. Гарантии прав субъектов законодательной инициативы.
4. Закрепление гарантий прав субъектов законодательной инициативы в ХМАО-Югре и Тюменской области: уставы, законы, регламенты Дум.
5. Предварительное рассмотрение законопроекта и принятие решения о его рассмотрении в первом чтении: различия в процедурах законодательных органов субъектов Российской Федерации.
6. Организация предварительного рассмотрения законопроектов в ХМАО-Югре и в Тюменской области.
7. Рассмотрение и принятие законопроектов (законов) в субъектах Российской Федерации.
8. Организация чтений по законопроектам в ХМАО-Югре и в Тюменской области.
9. Подписание, обнародование и вступление в силу законов субъектов Российской Федерации (на примере ХМАО-Югры и Тюменской области).
10. Планирование законопроектных работ в ХМАО-Югре и Тюменской области: порядок планирования и планы законопроектных работ на 2013 год.
11. Понятие и виды экспертизы законопроектов в субъектах Российской Федерации: сравнительный анализ законодательной практики в ХМАО-Югре и Тюменской области.
12. Судебный контроль за правовым качеством законов субъектов РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Порядок оспаривания законов субъектов РФ в Конституционном Суде РФ, судах общей юрисдикции, арбитражных судах.
13. Этапы процесса разработки проекта нормативного правового акта.
14. Оформление проекта нормативного правового акта.
Источники
Нормативные правовые акты и судебные решения: