Форма осуществления правотворческих полномочий законодательного собрания субъекта Российской Федерации

Отношения регулируются ЗАКОНОМ субъекта РФ Отношения регулируются постановлением Законодательного собрания субъекта РФ
   

8. Используя нормы ст.76 Конституции Российской Федерации сформулируйте коллизионные правила соотношения юридической силы федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации:

1) по предметам ведения Российской Федерации …..

2) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации …..

3) по предметам ведения субъектов Российской Федерации …….

9. В Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области был направлен протест Прокурора Свердловской области на Областной закон от 29 июля 1996г № 30-ОЗ «Об использовании иностранных слов и письменных знаков в рекламе». По мнению прокурора закон «принят с превышением полномочий субъекта Российской Федерации и подлежит отмене в полном объеме», он противоречит ст.3 Федерального закона «О рекламе». Правомерен ли протест прокурора? Примет ли суд общей юрисдикции к своему рассмотрению этот спор?

10. Судоустройство в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Правомерно ли принятие законов субъектов РФ, регулирующих порядок формирования и юрисдикцию конституционных (уставных) судов и конституционный (уставный) судебный процесс?

11. Федеральным законом, вступившим в силу с 1.01.2002 года была изменена ставка единого налога на вмененный доход: с 20% до 15%. Закон был прият 31 декабря 2001 года в виде изменений в Налоговый Кодекс. В проекте областного закона Свердловской области о внесении соответствующих изменений в закон «О едином налоге на вмененный доход» было предложено ставку налога установить 15%. Согласно ст.2 проекта «Настоящий закон Свердловской области вступает в силу с 1 апреля 2002г.», т.е. до 1.04 2002 ставка налога сохраняется на уровне 20%.

Проект закона Свердловской области был рассмотрен на заседании Экспертного совета Уральского института регионального законодательства. Член Экспертного совета г-н К-в указал на то, что установление ставки налога – полномочие Российской Федерации, Свердловская область не вправе взимать налог в объеме 20%, в то время как уже с 1.01 2002 федерация установила ставку налога в 15%. Он предложил сохранить норму о вступлении закона Свердловской области с 1.04.2002, но дополнить его нормой о том, что правила, установленные этим законом, применяются к регулированию отношений с 1.01.2002 г.

Член Экспертного совета г-н Л-в возразил, заметив, что такое положение будет противоречить ст.5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, поскольку законы, меняющие ставки налогов, относятся к категории бюджетных и не могут иметь обратной силы, ведь закон о бюджете уже принят. Он предложил ст.2 областного закона сформулировать так: «закон вступает в силу одновременно с федеральным законом».

Однако в итоге было найдено иное, - единственно верное, - решение коллизии. Какое?

12. В декабре 2001 года в Областную Думу Свердловской области был внесен проект закона «О внесении изменений в закон Свердловской области от 22 декабря 2000 № 42-ОЗ «О программе управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2001 год». Экспертный совет в своем заключении на проект пришел к выводу, что, даже будучи принятым, закон «О внесении изменений…» будет юридически ничтожным с момента принятия. Почему?

13.Сравните наименования и общие положения законов Челябинской, Свердловской и Тюменской областей, а также ХМАО-Югры, регулирующих правотворческий процесс и систему правовых актов в этих субъектах Российской Федерации.

- Что является предметом правового регулирования в каждом из этих законов?

- Что, на ваш взгляд, должно быть определено в качестве предмета правового регулирования такого закона субъекта Российской Федерации?

- Какой из законов, на ваш взгляд, наиболее адекватно отражает предмет правового регулирования? - Какой из законов имеет наиболее точное наименование (с точки зрения соответствия своему предмету)?

14. Приведите примеры ненормативных актов правотворчества: 1) об утверждении нормативных правовых актов; 2) о введении в действие нормативных правовых актов. Определите, в каких случаях правотворческий орган использует акты об утверждении, а в каких случаях – акты о введении в действие? В чем функциональные различия этих актов?

15. При каких юридических условиях законы субъекта РФ могут быть оспорены в Конституционном Суде РФ, если а) это запрос государственного органа, уполномоченного обращаться в КС РФ (ст.125 Конституции РФ); б) жалоба лица на нарушение ее конституционных прав и свобод применением к нему норм закона субъекта РФ?

Интерактивные задания с использованием электронных ресурсов

16. Используя сайт «Федеральный регистр нормативных правовых актов РФ» и его опцию поиск, найдите нормативные правовые акты субъектов РФ и нормативные правовые акты ХМАО-Югры. Включите сортировку по дате принятия документа. Найдите реквизиты самого последнего (по дате принятия) нормативного правового акта ХМАО-Югры.

17. Какой первый закон был принят в ХМАО-Югре?

18. Какой правовой акт был принят первым в Югре?

19. Войдите в реестр соглашений субъектов РФ. Найдите соглашения, стороной которых является ХМАО-Югра. Какое соглашение было последним (по дате подписания)?

20. Поясните, почему нормативные правовые акты субъектов РФ и реестр соглашений субъектов РФ – это разные разделы Федерального регистра?

Разд. 2, 3. Правотворческий (законодательный) процесс. Порядок разработки и юридическая техника оформления проекта нормативного правового акта (6ч.)

1. Право законодательной инициативы: субъекты, содержание, формы осуществления.

2. Субъекты права законодательной инициативы в ХМАО-Югре и Тюменской области. Субъекты права внесения изменений в Уставы ХМАО-Югры и Тюменской области.

3. Гарантии прав субъектов законодательной инициативы.

4. Закрепление гарантий прав субъектов законодательной инициативы в ХМАО-Югре и Тюменской области: уставы, законы, регламенты Дум.

5. Предварительное рассмотрение законопроекта и принятие решения о его рассмотрении в первом чтении: различия в процедурах законодательных органов субъектов Российской Федерации.

6. Организация предварительного рассмотрения законопроектов в ХМАО-Югре и в Тюменской области.

7. Рассмотрение и принятие законопроектов (законов) в субъектах Российской Федерации.

8. Организация чтений по законопроектам в ХМАО-Югре и в Тюменской области.

9. Подписание, обнародование и вступление в силу законов субъектов Российской Федерации (на примере ХМАО-Югры и Тюменской области).

10. Планирование законопроектных работ в ХМАО-Югре и Тюменской области: порядок планирования и планы законопроектных работ на 2013 год.

11. Понятие и виды экспертизы законопроектов в субъектах Российской Федерации: сравнительный анализ законодательной практики в ХМАО-Югре и Тюменской области.

12. Судебный контроль за правовым качеством законов субъектов РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Порядок оспаривания законов субъектов РФ в Конституционном Суде РФ, судах общей юрисдикции, арбитражных судах.

13. Этапы процесса разработки проекта нормативного правового акта.

14. Оформление проекта нормативного правового акта.

Источники

Нормативные правовые акты и судебные решения:

Наши рекомендации