Для всех магистерских программ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине
«Правотворчество: МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА,
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА»
(дисциплина вариативной части)
Направление подготовки:41.04.01 «Юриспруденция»
Для всех магистерских программ
Квалификация (степень) выпускника:МАГИСТР
Форма обучения: ЗАОЧНАЯ
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Правотворчество: методология, методика, юридическая техника» является формирование знаний о системе и нормативных правовых актов, системе правотворческих органов, процессе принятия нормативного правового акта, порядке его разработки и оформления; об особенностях законодательного процесса в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
«Правотворчество: методология, методика, юридическая техника» является обязательной дисциплиной вариативной части общенаучного цикла (М.1.В.ОД.3).
Для освоения этой дисциплины обучающиеся используют знания, умения и навыки, сформированные при получении квалификации бакалавра (предметы «Теория государства и права», «Конституционное право»).
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачетных единицы; 1 контрольная работа. Форма промежуточной аттестации – зачет.
№ п/п | Разделы (или темы) дисциплины | курс | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
лекционные занятия | практические занятия | Самостоятель-ная работа | ||||
Раздел 1. Система нормативных правовых актов | ||||||
Нормативный правовой акт: юридические свойства, система. | 0,5 | Решение задач. | ||||
Правовые основы правотворчества в субъектах Российской Федерации. Судебный и внесудебный контроль за качеством нормативных правовых актов. | 0,5 | Решение задач. | ||||
Система правотворческих органов и нормативных правовых актов в Тюменской области и ХМАО-Югре. | 0,5 | Тестовая контрольная работа. | ||||
Раздел 2. Правотворческий (законодательный) процесс | ||||||
Правотворческий и законодательный процесс: понятие, стадии, субъекты и процедуры. | 0,5 | Решение задач. | ||||
Законодательный процесс в Тюменской области и ХМАО-Югре. | 0,5 | Решение задач. | ||||
Планирование правотворческой деятельности и экспертиза проектов нормативных правовых актов. | 0,5 | Решение задач. | ||||
Раздел 3. Порядок разработки и юридическая техника оформления проекта нормативного правового акта. | ||||||
Этапы процесса разработки проекта нормативного правового акта | 0,5 | Тестовая контрольная работа. | ||||
Оформление проекта нормативного правового акта | 0,5 | Кейс: разработка проекта Нормативного правового акта и пакета сопроводитель-ных документов к нему. | ||||
Итого: 108 ч. | Зачет – 4ч. |
Раздел 1: Система нормативных правовых актов (4ч.).
1. Юридические акты, акты правотворчества, нормативные правовые акты: соотношение понятий.
2. Признаки и виды нормативных правовых актов.
3. Признаки и виды «ненормативных актов правотворчества».
4. Субъекты и виды регионального правотворчества. Референдумное правотворчество в субъектах Российской Федерации. Судебное и договорное правотворчество в субъектах Российской Федерации.
7. Правовые основы правотворчества субъектов Российской Федерации.
8. Понятие законодательства субъекта Российской Федерации. Система и структура законов субъекта Российской Федерации.
9. Участие субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе.
10. Законы о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации: общая характеристика.
Источники
Нормативные правовые акты и судебные решения:
Правотворческие органы субъектов Российской Федерации
Субъект Российской Федерации | Перечень правотворческих органов | Норма закона субъекта Российской Федерации, определяющая перечень правотворческих органов |
ХМАО | ||
Тюменская область | ||
Свердловская область | ||
Челябинская область |
5.*Составьте таблицу следующего содержания:
Источники
Нормативные правовые акты и судебные решения:
ВАРИАНТ 1
(выполняется слушателями, чей день рождения приходится на нечетное число)
1. Определите хронологические рамки договорного процесса в Тюменской области (см. Филиппова Н.А. Новый этап договорного процесса в Тюменской области и перспективы правовой интеграции региона // Северный регион: наука, образование, культура. 2005. № 2. С. 7-15.)
2. Входят ли в состав регионального законодательства межрегиональные договоры?
3. Какие из перечисленных вопросов должны регулироваться законами субъекта Российской Федерации, какие – постановлениями его органа законодательной власти:
а) установление порядка управления и распоряжения собственностью;
б) утверждение целевых программ развития;
в) соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации;
г) назначение референдума субъекта Российской Федерации;
д) утверждение заключения и расторжения межрегиональных договоров.
(Укажите источник права, позволяющий установить вид нормативного правового акта)
4. Заполните таблицу:
Система правотворческих органов Тюменской области и ХМАО-Югры.
Устав Тюменской области | Устав ХМАО-Югры | Закон о нормативных правовых актах ХМАО-Югры |
5. Заполните таблицу:
Система правовых актов в Тюменской области:
Устав Тюменской области (п.1 ст.6 Устава) | Закон ТО от 7 марта 2003 г. № 121 «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области» |
6. Федеральный закон от 6.10. 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах…» устанавливает норму о первоочередном рассмотрении законопроекта, внесенного по инициативе:
А) граждан;
Б) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
В) высшего должностного лица субъекта и высшего исполнительного органа субъекта.
7. Заполните таблицу:
Субъекты права законодательной инициативы
Согласно ФЗ от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах…» | Согласно законодательству ХМАО-Югры | |
Обязательные | ||
Факультативные |
8. В декабре 2001 года в Областную Думу Свердловской области был внесен проект закона «О внесении изменений в закон Свердловской области от 22 декабря 2000 № 42-ОЗ «О программе управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2001 год». Экспертный совет в своем заключении на проект пришел к выводу, что, даже будучи принятым, закон «О внесении изменений…» будет юридически ничтожным с момента принятия. Почему?
9. Ниже перечислены полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения. Опираясь на ФЗ от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах …» определите, какие из них должна осуществлять область на территории автономного округа, входящего в состав области, если договором между ними не предусмотрено иное:
А) создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации;
Б) осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы;
В) организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
Г) организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации.
10. Дайте характеристику Совета Дум в Тюменской области. Когда он был создан? Какие функции выполнял?
ВАРИАНТ 2
(выполняетсяслушателями, чей день рождения приходится на четное число)
1. Определите, чем договорный процесс в Тюменской области отличается от договорного процесса в Архангельской области. Сравните юридические характеристики и предмет заключаемых договоров между органами государственной власти области и автономного округа (округов). (См.: Филиппова Н.А. Поглощение или интеграция? Согласование конкурирующих региональных интересов в Архангельской и Тюменской областях // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 2.)
2. Заполните таблицу:
Система нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа:
Устав Ханты-Мансийского автономного округа –Югры | Закон ХМАО от 25 февраля 2003г. № 14-оз «О нормативных правовых актах ХМАО-Югры» |
Используя окружное законодательство, установите систему (виды) органов исполнительной власти в ХМАО-Югре. Какие нормативные правовые акты они принимают?
3. Возможна ли народная (гражданская) законодательная инициатива в ХМАО-Югре? В Тюменской области? В чем заключается юридическое содержание этого института? Какова процедура его реализации (см. Закон Свердловской области «О правовых актах в Свердловской области»).
4. Может ли субъект Российской Федерации издавать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к предметам ведения Российской Федерации? По предметам совместного ведения с Российской Федерацией, если федеральный закон по этим вопросам еще не принят?
5. Используя положения Федерального закона от 6.10.199 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», составьте схематичное описание процедуры принятия федерального закона по предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ.
6. Вправе ли Сургутская городская Дума и Дума Сургутского района совместно внести в Думу ХМАО-Югры проект окружного закона? Аргументируйте ответ положениями окружного законодательства.
7. Заполните таблицу:
Комитеты Думы ХМАО-Югры, осуществляющие законодательные функции | Комитеты Тюменской областной Думы, осуществляющие законодательные функции |
8. Приведите примеры ненормативных актов правотворчества: 1) об утверждении нормативных правовых актов; 2) о введении в действие нормативных правовых актов.
9. Проведите различие между понятиями «система правовых актов в субъекте Российской Федерации» и «система правовых актов субъекта Российской Федерации»?
10. Дайте характеристику Совета Губернаторов. Когда он был создан в Тюменской области и автономных округах в ее составе? Какие функции выполняет в настоящее время?
Примерный перечень вопросов зачета
1. Понятие нормативного правового акта.
2. Правовые основы правотворчества субъектов РФ.
3. Субъекты, виды и акты регионального правотворчества. Ненормативные акты правотворчества.
4. Понятие регионального законодательства, его система и структура.
5. Содержание федеративной реформы и изменение правотворческих полномочий субъектов РФ.
6. История и конституционные основы взаимоотношений Тюменской области и автономных округов в ее составе.
7. Разграничение полномочий по предметам совместного ведения между органами государственной власти области (края) и органами государственной власти автономных округов в их составе.
8. Этапы и содержание договорного процесса в Тюменской области как сложноустроенном субъекте Российской Федерации.
9. Организационно-правовые формы взаимоотношений между органами государственной власти Тюменской области органами государственной власти автономных округов в ее составе. Совет Дум. Совет Губернаторов.
10. Система правотворческих органов в Тюменской области и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
11. Система правовых (нормативных правовых) актов в Тюменской области и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
12. Дума ХМАО-Югры и Тюменская областная Дума как правотворческие органы.
13. Система и структура законов ХМАО-Югры. Особенности законов о программах социально-экономического развития.
14. Понятие и стадии законодательного процесса в субъектах Российской Федерации.
15. Правовое регулирование законодательного процесса в субъектах РФ в федеральном законодательстве.
16. Понятие, формы, содержание и субъекты права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации.
17. Реализация права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации.
18. Предварительное рассмотрение законопроектов в субъектах Российской Федерации.
19. Рассмотрение и принятие законопроектов (законов) в субъектах Российской Федерации: количество и содержание «чтений» законопроекта (закона).
20. Подписание, официальное опубликование и вступление в силу законов субъектов Российской Федерации.
21. Особенности законодательного процесса в Тюменской области.
22. Особенности законодательного процесса в ХМАО-Югре.
23. Понятие и виды планирования правотворческой деятельности в субъектах РФ.
24. Организация планирования правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации, образующих УрФО.
25. Понятие, формы и виды экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации.
26. Организация независимой научной экспертизы в субъектах РФ.
27. Институты регионального законодательства (центров регионального законодательства) при органах государственной власти субъектов РФ (на примере УИРЗ).
28. Процесс подготовки (разработки) проекта нормативного правового акта.
Пример задания зачета в форме оценочного теста
Вариант 1
1. Республики в составе РФ получили право принятия республиканских законов
а) с 1925 г.; б) с 1990 г.; в) с 1992 г.; г) с 1993 г.
2. Республики в составе РСФСР по своим фактическим правовым признакам были:
а) ограниченными автономиями; б) автономиями;
в) субъектами федерации; г) ассоциированными государствами.
3. Какие из перечисленных вопросов должны регулироваться законами субъекта Российской Федерации, какие – постановлениями его органа законодательной власти:
а) установление порядка управления и распоряжения собственностью;
б) утверждение целевых программ развития;
в) соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации;
г) назначение референдума субъекта Российской Федерации;
д) утверждение заключения и расторжения межрегиональных договоров.
4. В соответствии с федеральным законодательством численность законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ
а) определяется исходя из численности избирателей;
б) определяется исходя из численности жителей;
в) не может быть менее 25 депутатов;
г) определяется субъектом Федерации по своему усмотрению.
5. К подзаконным нормативным правовым актам субъекта РФ относятся:
1)
2)
3)
4)
6. Перечень полномочий по предметам совместного ведения (ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.99 № 184-ФЗ):
а) открытый – для федеральных полномочий, закрытый – для полномочий субъектов Федерации;
б) закрытый – для федеральных полномочий, открытый – для полномочий субъектов Федерации;
г) открытый и для федеральных, и для региональных полномочий;
д) закрытый и для федеральных, и для региональных полномочий.
7. Сегодня в составе Российской Федерации в качестве субъектов Федерации имеется:
а) 10 автономных округов; б) 9 автономных округов;
в) 4 автономных округа; г) 1 автономный округ.
8. Тюменская область в одностороннем порядке вышла из Договора (2004г.).
Каковы правовые последствия этого акта для ХМАО-Югры?
Вправе ли область в одностороннем порядке выходить из договора?
9. В Совет Губернаторов входят:
а) губернаторы ТО, ХМАО-Югры, ЯНАО и секретарь Совета с правом совещательного голоса;
б) губернаторы ТО, ХМАО-Югры, ЯНАО с правом решающего голоса и главы нескольких муниципальных образований юга Тюменской области с правом совещательного голоса;
в) губернаторы ТО, ХМАО-Югры, ЯНАО и главы муниципальных городов - административных центров трех субъектов РФ, образующих сложноустроенную Тюменскую область (с правом совещательного голоса).
г) губернаторы ТО, ХМАО-Югры, ЯНАО.
10. В Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области был внесен проект закона «О порядке избрания члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя Законодательного Собрания Свердловской области». Вправе ли субъект федерации принимать такой закон? В чьем ведении находятся вопросы формирования федеральных органов государственной власти?
11. Виды нормативных правовых актов, принимаемых органами исполнительной власти ХМАО:
1)
2)
3)
12. Численность депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе в Тюменской области:
а) не определена; б) составляет не более 25% от численности Думы;
в) составляет не более 18 депутатов; г) на постоянной профессиональной основе работают председатель Думы и его заместители, количество депутатов, работающих «на освобожденной основе» не определено.
13. В системе законодательства ХМАО-Югры:
а) нет и не было Кодексов; б) нет Кодексов, но ранее они были;
в) есть Избирательный Кодекс; г) есть Градостроительный Кодекс.
14. Перспективное планирование законопроектных работ это планирование:
а) на квартал; б) на полгода; в) на год; г) на полтора года.
15. Планирование законопроектной работы в Думе ХМАО осуществляется в виде:
а) примерного перечня законопроектных работ;
б) примерного плана законопроектных работ;
в) программы законопроектной деятельности;
г) раздела о законотворческой деятельности Думы ХМАО в плане работы Думы.
16. Законопроекты в сфере природопользования рассматриваются ответственной комиссией Думы только при наличии заключения департамента природопользования и охраны окружающей среды. Какая это экспертиза? В каждой строке подчеркните верный вариант ответа:
1) служебная, независимая научная, общественная;
2) обязательная, факультативная;
3) внешняя, внутренняя;
4) общая, специализированная.
17. Назовите основные гарантии независимости экспертов при проведении независимой научной экспертизы:
1)
2)
18. Перечень предложений в перечень законопроектных работ в основном разрабатывается:
а) экспертами-консультантами УИРЗ;
б) Экспертным Советом УИРЗ;
в) группой организационно-технического обеспечения УИРЗ;
г) правовым управлением законодательного собрания Свердловской области.
19. В соответствии с законодательством субъекта РФ право внесения проекта закона о бюджете реализуется только правительством субъекта РФ. Это право законодательной инициативы является:
а) общим; б) специальным; в) исключительным.
20. Информирование субъектов права законодательной инициативы гарантировано законодательством:
а) Тюменской области, но не ХМАО-Югры;
б) ХМАО-Югры, но не Тюменской области;
в) и Тюменской области, и ХМАО-Югры;
г) этой гарантии нет в законодательстве Тюменской области и ХМАО-Югры.
21. Федеральный закон от 6.10. 1999 г. «Об общих принципах…» № 184-ФЗ устанавливает норму о первоочередном рассмотрении законопроекта, внесенного по инициативе:
а) граждан;
б) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
в) высшего должностного лица субъекта и высшего исполнительного органа субъекта.
22. Определите цель и процедуру первого чтения
23. Законы ХМАО вступают в силу (если самим законом не предусмотрено иное):
а) со дня их официального опубликования;
б) по истечении 7 дней со дня официального опубликования;
в) правило «А», кроме законов, регулирующих защиту прав личности;
г) правило «Б», кроме законов, регулирующих защиту прав личности.
24. Высшее должностное лицо субъекта РФ не подписал закон, принятый законодательным собранием субъекта РФ, вернув его со своими замечаниями. Депутаты парламента согласились с одним замечанием, но не согласились с остальными десятью. Каким образом следует принимать спорный закон?
а) большинством не менее 2\3 от числа присутствующих на заседании депутатов;
б) большинством не менее 2\3 от общего числа депутатов;
в) большинством от числа присутствующих на заседании депутатов;
г) большинством от общего числа депутатов.
25. Сколько чтений, по общему правилу, требуется для принятия закона Тюменской области?
__________________________________________________________________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине
«Правотворчество: МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА,
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА»
(дисциплина вариативной части)
Направление подготовки:41.04.01 «Юриспруденция»
Для всех магистерских программ
Квалификация (степень) выпускника:МАГИСТР
Форма обучения: ЗАОЧНАЯ
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Правотворчество: методология, методика, юридическая техника» является формирование знаний о системе и нормативных правовых актов, системе правотворческих органов, процессе принятия нормативного правового акта, порядке его разработки и оформления; об особенностях законодательного процесса в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
«Правотворчество: методология, методика, юридическая техника» является обязательной дисциплиной вариативной части общенаучного цикла (М.1.В.ОД.3).
Для освоения этой дисциплины обучающиеся используют знания, умения и навыки, сформированные при получении квалификации бакалавра (предметы «Теория государства и права», «Конституционное право»).
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачетных единицы; 1 контрольная работа. Форма промежуточной аттестации – зачет.
№ п/п | Разделы (или темы) дисциплины | курс | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
лекционные занятия | практические занятия | Самостоятель-ная работа | ||||
Раздел 1. Система нормативных правовых актов | ||||||
Нормативный правовой акт: юридические свойства, система. | 0,5 | Решение задач. | ||||
Правовые основы правотворчества в субъектах Российской Федерации. Судебный и внесудебный контроль за качеством нормативных правовых актов. | 0,5 | Решение задач. | ||||
Система правотворческих органов и нормативных правовых актов в Тюменской области и ХМАО-Югре. | 0,5 | Тестовая контрольная работа. | ||||
Раздел 2. Правотворческий (законодательный) процесс | ||||||
Правотворческий и законодательный процесс: понятие, стадии, субъекты и процедуры. | 0,5 | Решение задач. | ||||
Законодательный процесс в Тюменской области и ХМАО-Югре. | 0,5 | Решение задач. | ||||
Планирование правотворческой деятельности и экспертиза проектов нормативных правовых актов. | 0,5 | Решение задач. | ||||
Раздел 3. Порядок разработки и юридическая техника оформления проекта нормативного правового акта. | ||||||
Этапы процесса разработки проекта нормативного правового акта | 0,5 | Тестовая контрольная работа. | ||||
Оформление проекта нормативного правового акта | 0,5 | Кейс: разработка проекта Нормативного правового акта и пакета сопроводитель-ных документов к нему. | ||||
Итого: 108 ч. | Зачет – 4ч. |