Для всех магистерских программ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине

«Правотворчество: МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА,

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА»

(дисциплина вариативной части)

Направление подготовки:41.04.01 «Юриспруденция»

Для всех магистерских программ

Квалификация (степень) выпускника:МАГИСТР

Форма обучения: ЗАОЧНАЯ

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «Правотворчество: методология, методика, юридическая техника» является формирование знаний о системе и нормативных правовых актов, системе правотворческих органов, процессе принятия нормативного правового акта, порядке его разработки и оформления; об особенностях законодательного процесса в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

«Правотворчество: методология, методика, юридическая техника» является обязательной дисциплиной вариативной части общенаучного цикла (М.1.В.ОД.3).

Для освоения этой дисциплины обучающиеся используют знания, умения и навыки, сформированные при получении квалификации бакалавра (предметы «Теория государства и права», «Конституционное право»).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачетных единицы; 1 контрольная работа. Форма промежуточной аттестации – зачет.

№ п/п Разделы (или темы) дисциплины курс Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекционные занятия практические занятия   Самостоятель-ная работа
Раздел 1. Система нормативных правовых актов
Нормативный правовой акт: юридические свойства, система. 0,5 Решение задач.
Правовые основы правотворчества в субъектах Российской Федерации. Судебный и внесудебный контроль за качеством нормативных правовых актов. 0,5 Решение задач.
Система правотворческих органов и нормативных правовых актов в Тюменской области и ХМАО-Югре. 0,5   Тестовая контрольная работа.
Раздел 2. Правотворческий (законодательный) процесс
Правотворческий и законодательный процесс: понятие, стадии, субъекты и процедуры. 0,5 Решение задач.
Законодательный процесс в Тюменской области и ХМАО-Югре. 0,5 Решение задач.
Планирование правотворческой деятельности и экспертиза проектов нормативных правовых актов. 0,5 Решение задач.
Раздел 3. Порядок разработки и юридическая техника оформления проекта нормативного правового акта.
Этапы процесса разработки проекта нормативного правового акта 0,5 Тестовая контрольная работа.
Оформление проекта нормативного правового акта 0,5 Кейс: разработка проекта Нормативного правового акта и пакета сопроводитель-ных документов к нему.
Итого: 108 ч.   Зачет – 4ч.


Раздел 1: Система нормативных правовых актов (4ч.).

1. Юридические акты, акты правотворчества, нормативные правовые акты: соотношение понятий.

2. Признаки и виды нормативных правовых актов.

3. Признаки и виды «ненормативных актов правотворчества».

4. Субъекты и виды регионального правотворчества. Референдумное правотворчество в субъектах Российской Федерации. Судебное и договорное правотворчество в субъектах Российской Федерации.

7. Правовые основы правотворчества субъектов Российской Федерации.

8. Понятие законодательства субъекта Российской Федерации. Система и структура законов субъекта Российской Федерации.

9. Участие субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе.

10. Законы о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации: общая характеристика.

Источники

Нормативные правовые акты и судебные решения:

Правотворческие органы субъектов Российской Федерации

Субъект Российской Федерации Перечень правотворческих органов Норма закона субъекта Российской Федерации, определяющая перечень правотворческих органов
ХМАО    
Тюменская область    
Свердловская область    
Челябинская область    

5.*Составьте таблицу следующего содержания:

Источники

Нормативные правовые акты и судебные решения:

ВАРИАНТ 1

(выполняется слушателями, чей день рождения приходится на нечетное число)

1. Определите хронологические рамки договорного процесса в Тюменской области (см. Филиппова Н.А. Новый этап договорного процесса в Тюменской области и перспективы правовой интеграции региона // Северный регион: наука, образование, культура. 2005. № 2. С. 7-15.)

2. Входят ли в состав регионального законодательства межрегиональные договоры?

3. Какие из перечисленных вопросов должны регулироваться законами субъекта Российской Федерации, какие – постановлениями его органа законодательной власти:

а) установление порядка управления и распоряжения собственностью;

б) утверждение целевых программ развития;

в) соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации;

г) назначение референдума субъекта Российской Федерации;

д) утверждение заключения и расторжения межрегиональных договоров.

(Укажите источник права, позволяющий установить вид нормативного правового акта)

4. Заполните таблицу:

Система правотворческих органов Тюменской области и ХМАО-Югры.

Устав Тюменской области Устав ХМАО-Югры Закон о нормативных правовых актах ХМАО-Югры
     
     
     
     

5. Заполните таблицу:

Система правовых актов в Тюменской области:

Устав Тюменской области (п.1 ст.6 Устава) Закон ТО от 7 марта 2003 г. № 121 «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области»
     

6. Федеральный закон от 6.10. 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах…» устанавливает норму о первоочередном рассмотрении законопроекта, внесенного по инициативе:

А) граждан;

Б) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

В) высшего должностного лица субъекта и высшего исполнительного органа субъекта.

7. Заполните таблицу:

Субъекты права законодательной инициативы

  Согласно ФЗ от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах…» Согласно законодательству ХМАО-Югры
Обязательные    
Факультативные  

8. В декабре 2001 года в Областную Думу Свердловской области был внесен проект закона «О внесении изменений в закон Свердловской области от 22 декабря 2000 № 42-ОЗ «О программе управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2001 год». Экспертный совет в своем заключении на проект пришел к выводу, что, даже будучи принятым, закон «О внесении изменений…» будет юридически ничтожным с момента принятия. Почему?

9. Ниже перечислены полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения. Опираясь на ФЗ от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах …» определите, какие из них должна осуществлять область на территории автономного округа, входящего в состав области, если договором между ними не предусмотрено иное:

А) создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации;

Б) осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы;

В) организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;

Г) организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации.

10. Дайте характеристику Совета Дум в Тюменской области. Когда он был создан? Какие функции выполнял?

ВАРИАНТ 2

(выполняетсяслушателями, чей день рождения приходится на четное число)

1. Определите, чем договорный процесс в Тюменской области отличается от договорного процесса в Архангельской области. Сравните юридические характеристики и предмет заключаемых договоров между органами государственной власти области и автономного округа (округов). (См.: Филиппова Н.А. Поглощение или интеграция? Согласование конкурирующих региональных интересов в Архангельской и Тюменской областях // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 2.)

2. Заполните таблицу:

Система нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа:

Устав Ханты-Мансийского автономного округа –Югры Закон ХМАО от 25 февраля 2003г. № 14-оз «О нормативных правовых актах ХМАО-Югры»
   

Используя окружное законодательство, установите систему (виды) органов исполнительной власти в ХМАО-Югре. Какие нормативные правовые акты они принимают?

3. Возможна ли народная (гражданская) законодательная инициатива в ХМАО-Югре? В Тюменской области? В чем заключается юридическое содержание этого института? Какова процедура его реализации (см. Закон Свердловской области «О правовых актах в Свердловской области»).

4. Может ли субъект Российской Федерации издавать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к предметам ведения Российской Федерации? По предметам совместного ведения с Российской Федерацией, если федеральный закон по этим вопросам еще не принят?

5. Используя положения Федерального закона от 6.10.199 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», составьте схематичное описание процедуры принятия федерального закона по предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ.

6. Вправе ли Сургутская городская Дума и Дума Сургутского района совместно внести в Думу ХМАО-Югры проект окружного закона? Аргументируйте ответ положениями окружного законодательства.

7. Заполните таблицу:

Комитеты Думы ХМАО-Югры, осуществляющие законодательные функции Комитеты Тюменской областной Думы, осуществляющие законодательные функции
   

8. Приведите примеры ненормативных актов правотворчества: 1) об утверждении нормативных правовых актов; 2) о введении в действие нормативных правовых актов.

9. Проведите различие между понятиями «система правовых актов в субъекте Российской Федерации» и «система правовых актов субъекта Российской Федерации»?

10. Дайте характеристику Совета Губернаторов. Когда он был создан в Тюменской области и автономных округах в ее составе? Какие функции выполняет в настоящее время?

Примерный перечень вопросов зачета

1. Понятие нормативного правового акта.

2. Правовые основы правотворчества субъектов РФ.

3. Субъекты, виды и акты регионального правотворчества. Ненормативные акты правотворчества.

4. Понятие регионального законодательства, его система и структура.

5. Содержание федеративной реформы и изменение правотворческих полномочий субъектов РФ.

6. История и конституционные основы взаимоотношений Тюменской области и автономных округов в ее составе.

7. Разграничение полномочий по предметам совместного ведения между органами государственной власти области (края) и органами государственной власти автономных округов в их составе.

8. Этапы и содержание договорного процесса в Тюменской области как сложноустроенном субъекте Российской Федерации.

9. Организационно-правовые формы взаимоотношений между органами государственной власти Тюменской области органами государственной власти автономных округов в ее составе. Совет Дум. Совет Губернаторов.

10. Система правотворческих органов в Тюменской области и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

11. Система правовых (нормативных правовых) актов в Тюменской области и в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

12. Дума ХМАО-Югры и Тюменская областная Дума как правотворческие органы.

13. Система и структура законов ХМАО-Югры. Особенности законов о программах социально-экономического развития.

14. Понятие и стадии законодательного процесса в субъектах Российской Федерации.

15. Правовое регулирование законодательного процесса в субъектах РФ в федеральном законодательстве.

16. Понятие, формы, содержание и субъекты права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации.

17. Реализация права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации.

18. Предварительное рассмотрение законопроектов в субъектах Российской Федерации.

19. Рассмотрение и принятие законопроектов (законов) в субъектах Российской Федерации: количество и содержание «чтений» законопроекта (закона).

20. Подписание, официальное опубликование и вступление в силу законов субъектов Российской Федерации.

21. Особенности законодательного процесса в Тюменской области.

22. Особенности законодательного процесса в ХМАО-Югре.

23. Понятие и виды планирования правотворческой деятельности в субъектах РФ.

24. Организация планирования правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации, образующих УрФО.

25. Понятие, формы и виды экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации.

26. Организация независимой научной экспертизы в субъектах РФ.

27. Институты регионального законодательства (центров регионального законодательства) при органах государственной власти субъектов РФ (на примере УИРЗ).

28. Процесс подготовки (разработки) проекта нормативного правового акта.

Пример задания зачета в форме оценочного теста

Вариант 1

1. Республики в составе РФ получили право принятия республиканских законов

а) с 1925 г.; б) с 1990 г.; в) с 1992 г.; г) с 1993 г.

2. Республики в составе РСФСР по своим фактическим правовым признакам были:

а) ограниченными автономиями; б) автономиями;

в) субъектами федерации; г) ассоциированными государствами.

3. Какие из перечисленных вопросов должны регулироваться законами субъекта Российской Федерации, какие – постановлениями его органа законодательной власти:

а) установление порядка управления и распоряжения собственностью;

б) утверждение целевых программ развития;

в) соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации;

г) назначение референдума субъекта Российской Федерации;

д) утверждение заключения и расторжения межрегиональных договоров.

4. В соответствии с федеральным законодательством численность законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ

а) определяется исходя из численности избирателей;

б) определяется исходя из численности жителей;

в) не может быть менее 25 депутатов;

г) определяется субъектом Федерации по своему усмотрению.

5. К подзаконным нормативным правовым актам субъекта РФ относятся:

1)

2)

3)

4)

6. Перечень полномочий по предметам совместного ведения (ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.99 № 184-ФЗ):

а) открытый – для федеральных полномочий, закрытый – для полномочий субъектов Федерации;

б) закрытый – для федеральных полномочий, открытый – для полномочий субъектов Федерации;

г) открытый и для федеральных, и для региональных полномочий;

д) закрытый и для федеральных, и для региональных полномочий.

7. Сегодня в составе Российской Федерации в качестве субъектов Федерации имеется:

а) 10 автономных округов; б) 9 автономных округов;

в) 4 автономных округа; г) 1 автономный округ.

8. Тюменская область в одностороннем порядке вышла из Договора (2004г.).

Каковы правовые последствия этого акта для ХМАО-Югры?

Вправе ли область в одностороннем порядке выходить из договора?

9. В Совет Губернаторов входят:

а) губернаторы ТО, ХМАО-Югры, ЯНАО и секретарь Совета с правом совещательного голоса;

б) губернаторы ТО, ХМАО-Югры, ЯНАО с правом решающего голоса и главы нескольких муниципальных образований юга Тюменской области с правом совещательного голоса;

в) губернаторы ТО, ХМАО-Югры, ЯНАО и главы муниципальных городов - административных центров трех субъектов РФ, образующих сложноустроенную Тюменскую область (с правом совещательного голоса).

г) губернаторы ТО, ХМАО-Югры, ЯНАО.

10. В Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области был внесен проект закона «О порядке избрания члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя Законодательного Собрания Свердловской области». Вправе ли субъект федерации принимать такой закон? В чьем ведении находятся вопросы формирования федеральных органов государственной власти?

11. Виды нормативных правовых актов, принимаемых органами исполнительной власти ХМАО:

1)

2)

3)

12. Численность депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе в Тюменской области:

а) не определена; б) составляет не более 25% от численности Думы;

в) составляет не более 18 депутатов; г) на постоянной профессиональной основе работают председатель Думы и его заместители, количество депутатов, работающих «на освобожденной основе» не определено.

13. В системе законодательства ХМАО-Югры:

а) нет и не было Кодексов; б) нет Кодексов, но ранее они были;

в) есть Избирательный Кодекс; г) есть Градостроительный Кодекс.

14. Перспективное планирование законопроектных работ это планирование:

а) на квартал; б) на полгода; в) на год; г) на полтора года.

15. Планирование законопроектной работы в Думе ХМАО осуществляется в виде:

а) примерного перечня законопроектных работ;

б) примерного плана законопроектных работ;

в) программы законопроектной деятельности;

г) раздела о законотворческой деятельности Думы ХМАО в плане работы Думы.

16. Законопроекты в сфере природопользования рассматриваются ответственной комиссией Думы только при наличии заключения департамента природопользования и охраны окружающей среды. Какая это экспертиза? В каждой строке подчеркните верный вариант ответа:

1) служебная, независимая научная, общественная;

2) обязательная, факультативная;

3) внешняя, внутренняя;

4) общая, специализированная.

17. Назовите основные гарантии независимости экспертов при проведении независимой научной экспертизы:

1)

2)

18. Перечень предложений в перечень законопроектных работ в основном разрабатывается:

а) экспертами-консультантами УИРЗ;

б) Экспертным Советом УИРЗ;

в) группой организационно-технического обеспечения УИРЗ;

г) правовым управлением законодательного собрания Свердловской области.

19. В соответствии с законодательством субъекта РФ право внесения проекта закона о бюджете реализуется только правительством субъекта РФ. Это право законодательной инициативы является:

а) общим; б) специальным; в) исключительным.

20. Информирование субъектов права законодательной инициативы гарантировано законодательством:

а) Тюменской области, но не ХМАО-Югры;

б) ХМАО-Югры, но не Тюменской области;

в) и Тюменской области, и ХМАО-Югры;

г) этой гарантии нет в законодательстве Тюменской области и ХМАО-Югры.

21. Федеральный закон от 6.10. 1999 г. «Об общих принципах…» № 184-ФЗ устанавливает норму о первоочередном рассмотрении законопроекта, внесенного по инициативе:

а) граждан;

б) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

в) высшего должностного лица субъекта и высшего исполнительного органа субъекта.

22. Определите цель и процедуру первого чтения

23. Законы ХМАО вступают в силу (если самим законом не предусмотрено иное):

а) со дня их официального опубликования;

б) по истечении 7 дней со дня официального опубликования;

в) правило «А», кроме законов, регулирующих защиту прав личности;

г) правило «Б», кроме законов, регулирующих защиту прав личности.

24. Высшее должностное лицо субъекта РФ не подписал закон, принятый законодательным собранием субъекта РФ, вернув его со своими замечаниями. Депутаты парламента согласились с одним замечанием, но не согласились с остальными десятью. Каким образом следует принимать спорный закон?

а) большинством не менее 2\3 от числа присутствующих на заседании депутатов;

б) большинством не менее 2\3 от общего числа депутатов;

в) большинством от числа присутствующих на заседании депутатов;

г) большинством от общего числа депутатов.

25. Сколько чтений, по общему правилу, требуется для принятия закона Тюменской области?

__________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине

«Правотворчество: МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДИКА,

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА»

(дисциплина вариативной части)

Направление подготовки:41.04.01 «Юриспруденция»

Для всех магистерских программ

Квалификация (степень) выпускника:МАГИСТР

Форма обучения: ЗАОЧНАЯ

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «Правотворчество: методология, методика, юридическая техника» является формирование знаний о системе и нормативных правовых актов, системе правотворческих органов, процессе принятия нормативного правового акта, порядке его разработки и оформления; об особенностях законодательного процесса в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

«Правотворчество: методология, методика, юридическая техника» является обязательной дисциплиной вариативной части общенаучного цикла (М.1.В.ОД.3).

Для освоения этой дисциплины обучающиеся используют знания, умения и навыки, сформированные при получении квалификации бакалавра (предметы «Теория государства и права», «Конституционное право»).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачетных единицы; 1 контрольная работа. Форма промежуточной аттестации – зачет.

№ п/п Разделы (или темы) дисциплины курс Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекционные занятия практические занятия   Самостоятель-ная работа
Раздел 1. Система нормативных правовых актов
Нормативный правовой акт: юридические свойства, система. 0,5 Решение задач.
Правовые основы правотворчества в субъектах Российской Федерации. Судебный и внесудебный контроль за качеством нормативных правовых актов. 0,5 Решение задач.
Система правотворческих органов и нормативных правовых актов в Тюменской области и ХМАО-Югре. 0,5   Тестовая контрольная работа.
Раздел 2. Правотворческий (законодательный) процесс
Правотворческий и законодательный процесс: понятие, стадии, субъекты и процедуры. 0,5 Решение задач.
Законодательный процесс в Тюменской области и ХМАО-Югре. 0,5 Решение задач.
Планирование правотворческой деятельности и экспертиза проектов нормативных правовых актов. 0,5 Решение задач.
Раздел 3. Порядок разработки и юридическая техника оформления проекта нормативного правового акта.
Этапы процесса разработки проекта нормативного правового акта 0,5 Тестовая контрольная работа.
Оформление проекта нормативного правового акта 0,5 Кейс: разработка проекта Нормативного правового акта и пакета сопроводитель-ных документов к нему.
Итого: 108 ч.   Зачет – 4ч.

Наши рекомендации