Понятие процессуально-правового механизма и его элементы.
Первоначально идею механизма воздействия права на общественные отношения выдвинул Н.Г. Александров. В работе «Право и законность в период развитого строительства коммунизма» им был сделан набросок основных направлений правового воздействия на условия общественной жизни. Определенные теоретические обобщения по данной проблеме в этот период были проведены Л.С. Явичем[1], а несколько позднее В.М.Горшеневым[2].
Н.Г. Александров выделяет следующие звенья правового регулирования: 1) установление правового статуса лица; 2) придание известным видам жизненных фактов значения юридических фактов; 3) установление моделей правоотношений; 4) установление мер правовой охраны и юридической ответственности.
Определенный вклад в разработку вопросов механизма правового регулирования внесли П.Е. Недбайло, А.С. Пиголкин, М.П. Лебедев, Н.И. Матузов и многие другие.
С.С. Алексеев внес наиболее существенный вклад в виде развернутого научного обоснования и законченности конструкции. С.С. Алексеев характеризует механизм правового регулирования как взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Правовые средства – такие институционные образования (формы, установления), реальное функционирование, использование которых приводит к практическому осуществлению объективного и субъективного права, его претворению в жизнь, достижению конечного социально-экономического результата. По содержанию и функциям правовые средства подразделяются на регулятивные и охранительные. Охранительные правовые средства вступают в действие в случаях, когда регулятивные средства не обеспечивают надлежащей реализации права. К ним относятся, например, юридические санкции и акты их реализации, притязания, выраженные в виде жалобы, заявления, иска.
Алексеев С.С. полагает, что механизм правового регулирования позволяет не только собрать вместе все явления правовой действительности, связанные с решением жизненных ситуаций, и обрисовать их как целостность, но и представить их в работающем, системно воздействующем виде. Эта категория выработана для момента движения, функционирования правовой формы.
В соответствии со стадиями правового регулирования С.С. Алексеев выделяет три основных элемента (звена) в механизме правового регулирования: 1) юридические нормы; 2) правовые отношения; 3) акты реализации прав и обязанностей. Факультативным элементом являются акты применения права.
Изложенное представление о структуре МПР широко распространено, но не является единственно существующим. Существуют и иные точки зрения на указанную проблему.
Правовое регулирование состоит из следующих стадий:
1) издание нормы права и ее общего воздействия (регламентация общественных отношений);
2) возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
3) реализация субъективных прав и юридических обязанностей, воплощение их в конкретном фактическом поведении участников общественного отношения;
4) применение права (эта стадия) правового регулирования является факультативной и существует между первой и второй или второй и третьей стадией.
Первым элементом механизма правового регулирования является норма права – эта исходная юридическая база для правового регулирования, в ней заложена модель нужного поведения. Для того, чтобы заложенная в правовой норме модель поведения воплотилась в реальной действительности необходимо наступление специальных условий – юридических фактов. Юридические факты (фактический состав, фактическая система) являются таким образом, вторым элементом механизма правового регулирования. Однако некоторые ученые не признают за юридическими фактами статуса самостоятельного элемента механизма правового регулирования, полагая, что значение юридических фактов сводится к тому, чтобы обеспечить переход от одной стадии правового регулирования к другой. «Сам по себе юридический факт – пишет, например, Ю.И. Гревцов, - является жизненным обстоятельством, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Следовательно, юридический факт – необходимая предпосылка правоотношения и не большее»
В противовес этому существует мнение, что юридические факты выполняют в механизме правового регулирования ряд самостоятельных задач. Понимание юридических фактов лишь как предпосылки движения правоотношения, - обедняет их подлинное значение. – важнейшее составной части механизма правового регулирования. (Реутов С.И.)
Самостоятельность юридических фактов в механизме правового регулирования, по мнению В.Б. Исакова, предопределяется тем, что юридические факты связаны не только с правоотношениями, но и с иными элементами механизма правового регулирования. Правильное закрепление юридических фактов в гипотезах юридических норм – одна из задач, стоящих перед правотворческими органами при разработке нормативно-правовых актов. Полное, точное и достоверное установление юридических фактов – необходимая предпосылка для применения правовых норм (Исаков В.Б.).
Кроме того, роль юридических фактов в механизме правового регулирования не исчерпывается образованием, изменением, и прекращением правоотношений.
Стадии реализации субъективных прав и обязанностей, воплощения их в конкретном фактическом поведении субъектов соответствует следующий элемент механизма правового регулирования – правовые отношения. Правоотношение является главным средством, которое позволяет определить, кто и как будет выполнять требование нормы права, В нем общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются и воплощаются в жизнь их субъективные права и обязанности. И именно здесь, в правоотношении, заканчивается нормативное действие механизма правового регулирования, обеспечивается то фактическое реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя. Итак, представляется, логически неоправданным выделение в качестве самостоятельного такого элемента МПР, как акты реализации прав и обязанностей. Если правоотношение понимать как единство юридической формы и фактического содержания (именно такого понимания мы придерживаемся), то этот элемент механизма правового регулирования будет включать как юридический элемент – наделение субъектов правами и обязанностями, так и фактический – акты реализации прав и обязанностей. Таким образом, механизм правового регулирования включает в себя следующие элементы: 1) нормы права; 2) юридические факты; 3) правоотношения. Акты применения права считаются факультативным элементов МПР.
Эти же элементы необходимо взять за основу при конструировании механизма процессуального регулирования.
Процессуально-правовой механизм – это элемент общего механизма правового регулирования, относительно самостоятельная подсистема правовых средств. Он вступает в действие на некоторых этапах общего правового регулирования, в случаях возникновения препятствий нормальной реализации правовых норм и имеет охранительную направленность.
Данная правовая категория позволяет адекватно отразить одну из важнейших правовых подсистем, полнее выявить особенности процессуальных явлений, ибо они наиболее четко выражены в общем механизме их действия; глубже понять природу юридического процесса через изучение его взаимосвязей с другими процессуальными явлениями.
В.Н. Протасов определяет процессуально-правовой механизм как совокупность процессуальных средств отраслевого характера, необходимых и достаточных для выявления и реализации материального охранительного отношения.
Основными элементами процессуально-правового механизма, считает автор, выступают основной процесс (процесс-правоотношение), предпроцесс (процесс – юридический факт) и нормативная основа их функционирования. Предпроцесс – (процесс-юридический факт) – формирующаяся на базе норм процессуального права система процессуальных отношений – отличается от основного процесса своей целью. Если назначение последнего состоит в становлении действительного существования охранительного правоотношения и его последующей реализации, то цель предпроцесса – установить достаточность оснований для возникновения основного процесса.
Эти рассуждения нуждаются в некотором уточнении.
1. Установление действительного существования охранительного правоотношения и его последующая реализация – это конечная цель всего юридического процесса, в том числе и предпроцесса. Непосредственной же целью основного процесса является реализация норм процессуального права в фактическом поведении.
2. Целью предпроцесса (процесса-юридического факта) является установление достаточности оснований не только для возникновения, но и для развития основного процесса; или создания условий для реализации норм процессуального права, путем установления оснований возникновения, изменения и прекращения процессуальных отношений.
Таким образом, можно определить, что процессуально-правовой механизм – эта динамическая система правовых средств, при помощи которой упорядочивается охранительная деятельность уполномоченных органов в области юрисдикционного правоприменения.
Основными элементами процессуального правового механизма, т.е. явлениями, в которые процессуальное право «развертывается» каждый раз, когда возникает потребность в разрешении конкретного юридического дела, являются:
1) нормы процессуального права;
2) юридические факты, опосредующие процессуальные правоотношения или процессуальная фактическая система;
3) процессуальные правоотношения (юридический процесс)
Все указанные элементы процессуально-правового механизма имеют сложное строение. Для процессуальных норм характерна их системность, которая проявляется в том, что применительно к каждому конкретному делу, оно обслуживается не отдельными нормами, а целой сложной и целостной нормативной основой функционирования данного юридического процесса. Сложным является и следующий элемент процессуально-правового механизма – процессуальная фактическая система. Она относится к типу больших систем и является широким комплексом юридических фактов, взятых в масштабе нормативного акта, правового института, отрасли или всей правовой системы за определенный промежуток времени.
Фактическая система – это совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения и развития юридического процесса при разрешении конкретного юридического дела, перечень которых установлен в законодательстве исчерпывающе.
Процессуальная фактическая система характеризуется сложным составом, сложным характером связи между ее компонентами и другими элементами механизма правового регулирования (правоотношениями).
По своему строению процессуальная фактическая система не просто юридически значимая деятельность, а система процессуальных действий и правоотношений, формирующаяся на основе норм процессуального права. При этом процессуальные действия и правоотношения, как основные и необходимые юридические факты в процессуальном фактическом составе выполняют в ППМ функцию гарантий законности. Эти юридические факты – своего рода ключевые точки процессуально-правового регулирования. Например, законное принятие искового заявления, возбуждение уголовного дела предопределяет правомерность для всех последующих действий.
Сложное динамическое образование представляет собой юридический процесс, состоящий из множества процессуальных правоотношений и развивающиеся стадийно.
Процессуальное правоотношение – это в свою очередь динамичная, развивающаяся, изменяющаяся правовая связь субъектов процесса. Особенностью процессуальных правоотношений является их взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность; процессуальные правоотношения представляют собой систему, направленную на достижение единой цели.
Особенностью механизма процессуального регулирования является релятивность (относительность) составляющих его элементов. На уровне процессуально-правового механизма правового регулирования в целом она проявляется во взаимопревращении одних его элементов в другие. Так, в процессуальном механизме юридические факты и правоотношения могут « «меняться» местами, правоотношения способны выступать в роли юридических фактов. На уровне отдельных элементов релятивность проявляется в частности в том, что процессуальная норма-предписание рассматривается в определенном аспекте, может выступать как гипотеза, диспозиция или как санкция. Процессуально-правовой механизм обладает рядом других особенностей, исследование которых является перспективной задачей правовой науки.