Карательный механизм фашистской диктатуры в Германии в 1933-1945 гг.

СА (Sturmabteilung) – штурмовые отряды.Известны как коричневорубашечники – по цвету униформы — военизированные формирования НСДАП. Созданы 3 августа 1921 года на базе некоторых подразделений «Добровольческого корпуса» (фрайкора), 4 ноября 1921 года получили название «Штурмовых отрядов».

В СА набирали головорезов, преступников и прочие антисоциальные элементы.

После «пивного путча» в 1923 году были запрещены, но продолжали действовать под другим названием. Вновь легализованы в 1925 году. Руководители СА на местах постоянно вступали в конфликт с руководством НСДАП, что в 1930 году вылилось в «мятеж Штеннеса», после которого Гитлер лично возглавил штурмовые отряды, став Верховным фюрером СА (оставался им до 1945 г.). После «ночи длинных ножей» летом 1934 г. (когда СА приготовили путч против Гитлера), их политическая роль резко упала, и к 40-ым годам у них уже фактически не было политического влияния. На место СА приходят СС. На Нюрнбергском процессе СА даже не были признаны преступной организацией.

СС (Schutzstaffeln – «эскадрилья прикрытия») – История войск SS начинается с отряда телохранителей Гитлера, появившихся в 1923 из штурмовиков СА. Это были элитные отряды. Носили чёрную униформу, свастику и эмблему – череп с костями на фуражке – как знак преданности фюреру «до гроба».

9 ноября 1925 отряд получил своё окончательное наименование — Schutzstaffeln (охранные отряды), или SS. В СС мог вступить только немец в возрасте от 25 до 35 лет, имеющий двух поручителей из числа членов НСДАП, постоянно проживающий в данной местности не менее 5 лет, «здравомыслящий, дисциплинированный, сильный и здоровый».

В ноябре 1926 был введён пост рейхсфюрера SS. Его занял Йозеф Берхтольд.

6 января 1929 новым рейхсфюрером SS был назначен Гиммлер. В то время SS насчитывали всего 280 человек.

1938 — «боевое крещение» SS в ходе захвата Судетской области Чехословакии.

1940 — Образование первого иностранного подразделения SS — дивизии «Wiking», состоящей из трёх полков — фламандского «Westland», датско-норвежского «Nordland» и немецкого «Germania» (не путать с «Deutschland»).

В 1933—1945 в ведении СС находились концентрационные лагеря и лагеря смерти, в которых погибли миллионы людей. СС были основным организатором террора и уничтожения людей по расовым признакам, политическим убеждениям и государственной принадлежности как в Германии, так и в оккупированных ею странах.

В 1946 году в результате Нюрнбергского процесса SS была запрещена как организация преследующая преступные цели.

Гестапо (сокращение от нем. Geheime Staatspolizei - «тайная государственная полиция») — тайная государственная полиция Третьего рейха в 1933—1945 годах. Создана по инициативе Германа Геринга 26 апреля 1933. Входила в состав Министерства внутренних дел Германии. Гестапо занималось расследованиями деятельности всех враждебных режиму сил, при этом деятельность гестапо была выведена из-под надзора административных судов, в которых обычно обжаловались действия государственных органов. В то же время гестапо обладало правом превентивного ареста - заключения в тюрьму или концентрационный лагерь без судебного решения. Гестапо использовалось как орган для борьбы с гомосятиной, евреями, антисоциумами и инакомыслием.

Международным военным трибуналом в Нюрнберге признана преступной организацией.

Абвер (Abwehr — оборона) - орган военной разведки и контрразведки Германии в 1919—1944 годах, входил в состав Верховного командования вермахта. Создан в 1919 году правительством Веймарской республики как орган контрразведки в армейских частях. С 1935 года возглавлялся адмиралом Вильгельмом Канарисом. В 1938 реорганизован в Управление разведки и контрразведки Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии. С осени 1940 основные усилия направлялись против СССР согласно мероприятиям по плану «Барбаросса». В 1942 создан особый штаб по борьбе с партизанским движением на оккупированной территории СССР. В 1944 году в связи с неудачами в деятельности против СССР абвер был расформирован, а его отделы вошли в состав Главного управления имперской безопасности, подчинённого Генриху Гиммлеру.

Как и в Италии, мы видим здесь не одну полицию, а несколько. Гестапо подчиняется правительству. Штурмовики и эсэсовцы - партии. Одна полиция следила за другой, и ни одна не доверяла другой. Такая система была основой тотальной слежки, что помогало держать власть в стране.

Образование ГДР и ФРГ. Основной закон ФРГ 1949 г. Объединение Германии в 1989-1990 гг.

После поражения Германии во Второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945 г.) Германия была разделена на 4 оккупационные зоны: советскую на востоке, американскую, английскую и французскую на западе. Совместному управлению подлежала столица – Берлин. Общее управление сосредоточилось в созданном 5 июня 1945 г. Союзном контрольном совете, в который входили командующие вооруженными силами оккупационных держав. Решения в Совете должны были приниматься на основе консенсуса, каждый член совета имел право вето, которым и воспользовалась в это время Франция, когда возник вопрос о создании центральных немецких департаментов. В каждой зоне осуществлялось управление по типу военного губернаторства, на которое возлагались все вопросы восстановления гражданской жизни, проведения политики денацификации и демилитаризации, преследования военных преступников и др.

В условиях, когда становилось все более очевидным, что преодолеть разногласия по вопросу создания единого немецкого государства в обозримом будущем не представляется возможным, страны Запада все более склонялись к идее образования государственности на территории западных зон оккупации. Большое значение при этом имело развитие и ужесточение «холодной войны». Восстановленное западногерманское государство должно было стать бастионом западной цивилизации, противостоящим коммунистической зоне влияния. Уже июне в 1946 г. государственный секретарь США Джеймс Бирнс заявил о коренном изменении сущности военного присутствия союзников в западной Германии: из оккупационной и контрольной она все больше превращается в оборонительную против СССР. По инициативе Штатов оккупационные зоны стали объединяться. Сначала объединились зоны США и Англии, образовав «Бизонию», затем к ним присоединилась Франция, и получилась «Тризония».

Было принято решение создать специальный орган для выработки проекта конституции западногерманского государства. Таким органом стал Парламентский совет, в состав которого вошли депутаты ландтагов всех западногерманских земель пропорционально численности представленных в земельных парламентах политических партий. В состав Совета вошли 65 делегатов (кроме того, в работе участвовали 5 представителей от Западного Берлина с совещательным голосом): по 27 мандатов имели ХДС--ХСС (Христианско-демократический союз -- Христианско-социальный союз) и СДПГ (Социал-демократическая партия Германии), 5 мест -- СвДП (Свободная демократическая партия), по 2 места -- партия Центра, Немецкая партия, а также КПГ (Коммунистическая партия Германии). Председателем Парламентского совета был избран К. Аденауэр, лидер западногерманской партии ХДС и будущий канцлер ФРГ. К работе Парламентского совета, проходившей исключительно в комитетах, привлекались крупнейшие германские специалисты в области конституционного права. Подготовленные разделы конституции направлялись военным губернаторам, которые по существу утверждали их. 8 мая 1949 г. Парламентский совет 53 голосами против 12 принял весь текст Основного закона. 12 мая его санкционировали военные губернаторы, после чего он был передан в ландтаги. В течение недели, с 16 по 22 мая 1949 г., ландтаги западногерманских земель одобрили текст конституции, за исключением ландтага Баварии, который 101 голосом против 63 (при 9 воздержавшихся) отклонил Основной закон. Тем не менее для принятия конституции было достаточно одобрения большинства земель. 23 мая текст Основного закона был опубликован и на следующий день вступил в силу. Была создана Федеративная Республика Германия. Согласно Основному закону она была открыта для присоединения остальных германских земель. Однако в советской зоне оккупации 7 октября 1949 г. была принята своя конституция, созданная по советскому образцу, и провозглашена Германская Демократическая Республика. Начался длительный период сосуществования двух германских государств, который закончился 2 октября 1990 г. присоединением ГДР к ФРГ на основе ст. 23 Основного закона (после чего эта статья утратила силу и затем была принята в новой редакции). С этого времени Основной закон стал конституцией объединенной Германии.

В Основном законе особое внимание уделялось правам человека. И это было не случайно – нужно было открещиваться от фашистского прошлого, от нацистской идеологии. Многие положения Основного закона были переписаны с Веймарской конституции (В ст. 140 Основного закона сказано, что ст. 136, 137, 138, 139 и 141 Веймарской конституции являются составными частями Основного закона. Эти статьи регулируют взаимоотношения государства и церкви). Свобода вероисповедания и совести (ст. 4), свобода выражения мнений, собраний (ст. 8), союзов и обществ, в том числе и "для охраны и улучшения условий труда и экономических условий" (ст. 9), свобода передвижения (ст. 11), выбора профессии (ст. 12), тайна переписки (ст. 10), неприкосновенность жилища (ст. 13), основные права в сфере правосудия, например, на "законного судью" и пр. В этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых решений. Перечень этих прав дополняется гарантиями, закрепленными в самой Конституции или в текущем законодательстве. Так, предоставление свободы совести сопровождается правом на отказ от военной службы против своей совести, в соответствии с которым в 1973 г. был принят "Закон о гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы".

Гос. Механизм. Как правило, президент представляет одну из ведущих партий в бундестаге. Однако на время исполнения своих обязанностей он приостанавливает свое (что?). Закрепленный Конституцией федерализм подразумевал, что отдельные германские земли пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные органы, свое законодательство (в установленных Конституцией пределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст. 31). Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом. Конституционное устройство земель обязано было соответствовать принципам Боннской конституции. К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство, основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность. Остальное считалось сферой конкурирующего законодательства (т.е. земли могли законодательствовать в других сферах при отсутствии федеральных постановлений). За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные – т. е. посредством той же администрации. Из старых германских порядков XIX в. было перенесено право экзекуции – принуждения со стороны федерации в отношении какой-либо земли.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту: верхняя палата – Бундесрат, нижняя – Бундестаг. Собственно парламентом, то есть органом представительной и законодательной власти, является бундестаг. Однако, в германской и отечественной литературе, посвященной проблемам парламентского права, есть и иная точка зрения на германский парламент: парламент ФРГ – это однопалатный Бундестаг, а Бундесрат является Федеральным советом, символизирующим участие земель в делах федерации и Евросоюза.

Бундестаг состоит из 662 членов и избирается всем народом Германии на четыре года. Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина – на основе партийных списков по принципу пропорционального голосования. Партия, собравшая менее 5% голосов, лишается всякого представительства.

Бундестаг выбирает главу правительства, федерального канцлера, несущего перед ним ответственность, и тем самым принимает решение о формировании правительства. Во взаимодействии с бундесратом принимает законы и государственный бюджет.

В бундестаге депутаты объединяются в различные фракции. По существенным вопросам фракция выступает с единым мнением. Регламент предоставляет фракциям или 5 % членам бундестага исключительное право выступать с парламентскими, в том числе с организационными, инициативами в процессе законотворчества и во многих других случаях. Только они могут, например, вносить законопроекты и проекты решений, вносить изменения во время третьего слушания, только они имеют право требовать проведения Следственного комитета, Опросной комиссии, а также проведения поименного голосования и т.д. Фракции – это центры парламентской работы.

Регламентом бундестага предусмотрен общий совещательный орган для управления работой бундестага – Совет старейшин. В его задачу входит определение плана работы бундестага на следующий парламентский год.

Бундесрат - это специальный конституционный орган, представляющий интересы 16 земель и участвующий в законодательной деятельности и управлении. Правительство каждой из "земель" назначает в Бундесрат своих уполномоченных. Число голосов, которые имеет в палате данная "земля" определяется численностью ее населения. Земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. - 4 голосами, а свыше 6 млн. - пятью.

Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты – он имеет председателя, бюро палаты, комиссии – то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются, как один голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

Бундесрат защищает интересы своих земель перед федерацией, а через нее и перед Европейским союзом; принимает участие в законотворчестве, обладая правом законодательной инициативы; как и другие органы государственной власти федерации, он несет общегосударственную ответственность за дела ФРГ.

Недопустимо двойное членство в бундестаге и бундесрате.

Партийных фракций в бундесрате не существует.

Сроком на один год по принципу ротации бундесрат избирает своего председателя – президента из числа премьер-министров земель. Президент бундесрата исполняет обязанности федерального президента, когда последний не в состоянии их осуществлять.

Главой государства является федеральный президент. Однако, учитывая парламентский характер нынешней республики в Германии, его полномочия достаточно ограничены. Фактически президенту отведена роль «лица нации», не занимающегося конкретно управлением.

Президентом может стать любой немец, обладающий избирательным правом, и достигший сорока лет. Срок его полномочий составляет пять лет. Повторное переизбрание допускается лишь однажды. Федеральный президент избирается не непосредственно народом, а специальным конституционным органам – Федеральным собранием. Оно созывается лишь для этой цели и состоит из всех депутатов бундестага и такого же количества делегатов, избираемых ландтагами земель (всего более 1300 делегатов).

Компетенция президента определена в ст. 59, 60, 63, 64, 82 Основного закона. Президент предлагает на утверждение бундестага кандидата на пост главы правительства, которым во всех случаях становится лидер партии, победившей на выборах. Он представляет страну на международной арене, осуществляет право помилования, а также назначает и увольняет чиновников и судей федерации, офицеров и унтер-офицеров. Однако членство в партии и не подчиняется партийной дисциплине. Президент представляет собой надпартийный, объединяющий фактор в рамках государства и конституционного строя.

Исполнительная власть Германии на федеральном уровне состоит из федерального правительства и федеральных органов управления. Федеральное правительство – «кабинет» состоит из федерального канцлера и федеральных министров (ст. 62). Численность федерального правительства Основной закон не устанавливает. В федеральном правительстве канцлер занимает по отношению к федеральным министрам самостоятельное и вышестоящее положение. Канцлер вообще занимает ключевое положение в системе политических координат страны. Германская система правления в Новейшее время не зря именуется «канцлерской демократией».

Срок полномочий федерального канцлера (4 года) совпадает со сроком полномочий Бундестага, однако возможно неоднократное переизбрание.

Канцлер без одобрения бундестага формирует кабинет министров и делает представления об увольнении министров, обязательные для президента. Но главное – он направляет всю внешнюю и внутреннюю политику страны и несет за нее ответственность только перед бундестагом (ст. 65).

Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия правительству, имеет место так называемый конструктивный вотум недоверия, означающий, что если Бундестаг выразил канцлеру вотум недоверия, то Бундестаг обязан большинством голосов избрать преемника канцлера (ст. 67). Поскольку при партийном плюрализме в Бундестаге такое избрание маловероятно, то президент по представлению канцлера вправе распустить Бундестаг и назначить новые выборы.

Правительство не только пользуется законодательной инициативой, но и может быть творцом делегированного законодательства, а в случае "состояния законодательной необходимости" оно, с согласия бундесрата, законодательствует и осуществляет контроль за исполнением землями федеральных законов (ст. 81).

Основной закон не планировался с самого начала как конституция на века. Предполагалось, что он прослужит несколько переходных лет до восстановления единства Германии (изначально в преамбуле говорилось о 25 годах действия Закона). Именно поэтому, чтобы подчеркнуть временность этого документа, и было выбрано название Основной закон, а не Конституция. И, тем не менее, даже после объединения Германии в 1990г. новая конституция не была принята.

В Основной закон был внесен лишь ряд изменений. Основной закон не утратил своей силы до сих пор, хоть со дня его принятия прошло более 60 лет. Это свидетельствует о том, что его положения еще не изжили себя и актуальны и по сей день.

Наши рекомендации