Государственный строй Веймарской республики в Германии. Конституция Германии 1919 г.
В 1918 году в Европе бушует Первая мировая война. Ресурсы воюющих стран истощены, налоги постоянно ростут. В Германии всё это проявлялось особенно остро. Поэтому активизируется революционная оппозиция. Не последнюю роль тут сыграла и социалистическая революция в России. На российско-германском фронте участились случаи братания, большевистские идеи проникали сначала в немецкую армию, а через неё – на германский пролетариат.
Настоящие революционные действия развернулись с восстания моряков в Киле 4 ноября 1918 года. Моряки создали «Совет матросов», требовали отставки кайзера. Рабочие по всей Германии подхватили волну революционного движения, повсюду стали стихийно возникать Советы.
Кайзер Вильгельм отрёкся от обоих престолов (прусского и имперского) и передал свои полномочия вождю социал-демократов Фридриху Эберту. После этого товарищ Эберта по СДПГ (социал-демократическая партия Германии) - Филипп Шейдеман - объявил о падении монархии и 9 ноября 1918 года провозгласил Германию республикой. Кайзер Вильгельм бежал в Голландию. Таким образом была ликвидирована императорская власть династии Гогенцоллернов, а также правителей более мелких монархий и княжеств, входивших в состав империи.
СДПГ и НСДПГ (независимая социал-демократическая партия Германии) формируют новое правительство – «Совет народных уполномоченных» (Временное правительство).
Имперский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, проходивший с 16 по 21 декабря 1918 года, большинством голосов (344 против 98) отказался от немедленного обобществления собственности и проголосовал за скорейшее проведение выборов в Национальное Собрание (прибл. 400 против 50 голосов).
Выборы в Национальное Собрание были назначены Временным правительством на 19 января 1919 года. Право голоса получили «все немецкие мужчины и женщины, которым на день выборов исполнилось 20 лет», и тем самым женщины впервые получили в Германии избирательные права.
Обстановка в Берлине была крайне нестабильной. Опасаясь продолжения выступлений, Временное правительство переносит Национальное Собрание в город Веймар (отсюда и пошло название «Веймарская республика»).
Как и в России, в Германии возникает некое «двоевластие»: решался вопрос, кто возьмёт власть в свои руки, Временное правительство или Советы. Временное правительство представляло интересы германской буржуазии, промышленников, монополистов, старой бюрократии и юнкерства. Советы представляли интересы рабочего класса.
Ситуация накалялась. В январе 1919 года в Берлине было жестоко подавлено выступление рабочих, разгромлен штаб немецких коммунистов, зверски убиты основатели Коммунистической партии Германии Карл Либкнехт и Роза Люксембург.
10 января – 9 февраля 1919 года – Бременская Советская республика.
6 апреля – 1 мая 1919 года – Баварская Советская республика.
Эти государственные образования просуществовали недолго. Советская власть была свергнута в них войсками Временного правительства и фрайкорами (свободные корпуса).
Желая закрепить существующий строй, Веймарское правительство приступает к созданию конституции. Идея была в том, чтобы закрепить буржуазно-капиталистический строй, но при этом не забыть и про Советы – чтобы не бушевали рабочие. Поэтому Веймарская конституция – это «конституция компромиссов».
В Национальном собрании при создании конституции разгорелись ожесточённые споры.
1. Само название конституции: «Конституция Германской республики» или «Конституция Германской империи» («Verfassung des Deutschen Reichs»). Был утверждён второй вариант, несомненно, более консервативный.
2. Форма государственного устройства. Было три пути: единое унитарное государство – империя; федерация; федерация с раздроблением Пруссии. Выбрали второй вариант.
3. Права и свободы граждан (или немцев) – вопросы с формулировкой и содержанием.
4. Система разделения властей. Полномочия рейхстага.
5. Место Советов в конституции.
В соответствии с традициями конституционного права Германии Веймарская конституция состояла из трёх частей. В первую очередь она разграничивала во внешних отношениях полномочия империи и входящих в её состав земель (бывших союзных государств кайзеровской империи). Далее конституция устанавливала органы имперской государственной власти и их полномочия по отношению друг к другу. Третья часть конституционных норм регулировала отношения между государством и гражданами. В отличие от Имперской конституции Бисмарка 1871 года Веймарская конституция устанавливала во второй части обширный перечень основных конституционных прав и свобод.
После долгих дебатов Национальное Собрание отклонило название «Конституция Германской республики», сохранив прежнее монархическое название – «Конституция Германской империи» («Verfassung des Deutschen Reichs»).
Возникли также трудности с переводом на иностранные языки слова «Reich». Французы и англичане переводили его как «Empire». В результате статья 1 получила парадоксально звучащую формулировку: «Германская империя является республикой».
Структура органов власти и управления Веймарской республики несла на себе печать незаконченности буржуазно-демократических преобразований.
Первое место среди верховных органов власти – Рейхстаг. Конституция определяла, что рейхстаг избирается путём всеобщих выборов сроком на 4 года (ст. 23), заседания его публичны, за исключением тех случаев, когда он сам не установит иное (ст. 29). Депутаты пользовались парламентской неприкосновенностью, бесплатным проездом на транспорте и другими льготами (ст. 36-40).
Главной функцией рейхстага объявлялась законодательная деятельность. Статья 68 устанавливала, что имперские законы издаются рейхстагом. Правом законодательной инициативы обладали непосредственно депутаты, правительство и рейхсрат. Для принятия закона достаточно было простого большинства, а для закона, изменявшего конституцию, требовалось квалифицированное большинство (2/3 голосов при участии не менее 2/3 депутатов).
Однако власть рейхстага была существенно урезана другими высшими органами власти, прежде всего, рейхсратом, наследником бундесрата и преемником Комитета государств. Рейхсрат предназначался для представительства германских областей в законодательстве и управлении империи (ст. 60). Это был бюрократический орган, состоящий из членов правительств земель (ст. 63). Рейхсрат имел право вето, мог опротестовать законы, принятые рейхстагом, которые в этом случае поступали на вторичное рассмотрение и нуждались в квалифицированном большинстве (ст. 74).
Влияние рейхстага на исполнительную власть, формально ему подчинённую, тоже было ограничено. Правда, согласно конституции, имперское правительство, состоящее из рейхсканцлера и министров, назначаемых и увольняемых президентом (ст. 52, 53), нуждалось для своей деятельности в вотуме доверия со стороны большинства рейхстага (ст. 33, 54).
При внесении в рейхстаг законопроектов правительство обязано было предварительно согласовать их с рейхсратом. И в своей административной деятельности правительство вынуждено было считаться с рейхсратом, испрашивая его согласие на издание тех или иных распоряжений (ст. 67, 77, 88).
Стремление реакционных кругов уже в период становления Веймарской республики всемерно усилить исполнительную власть особенно ярко проявилось в вопросе о положении имперского президента.
«Президент империи, - устанавливала статья 41 Веймарской конституции, - избирается всем немецким народом. Избран может быть каждый немец, которому исполнилось 35 лет». Президент избирался на 7 лет с неограниченным правом переизбрания (ст. 43). В его обязанности входило представительство империи в международно-правовых отношениях, назначение правительства и министров, принятие их отставки (ст. 43, 45). Преимущественное отношение президента по отношению к рейхстагу заключалось прежде всего в праве президента распустить рейхстаг и назначить новые выборы. Но была оговорка, что президент может распустить рейхстаг «не более одного раза по данному поводу», новые выборы должны состояться не позже, чем через 60 дней, а новый рейхстаг должен был собраться через месяц после выборов (ст. 25).
Рейхстаг мог выдвинуть обвинения против президента, но для этого требовалось квалифицированное большинство (ст. 43, 59).
Одним из важнейших источников силы президента было то, что он являлся главой чиновничьей иерархии, имел право назначения и увольнения имперских чиновников и судей (ст. 46). Также президент мог вынести какой-нибудь законопроект на референдум. Президент являлся главнокомандующим вооружёнными силами (ст. 47), назначал офицерский состав (ст. 46).
Но всё же главные права президента были заключены в ст. 48 конституции, обычно именуемой статьёй о президентской диктатуре. Первая часть её давала президенту право «союзной экзекуции», а вторая распространяла это право также и на действия против «внутренних врагов» буржуазного государства.
Второй абзац 48-ой статьи в окончательной редакции гласил: «Если в пределах Германской империи серьёзно нарушены общественная безопасность и порядок или если грозит серьёзная опасность такого нарушения, то президент империи может принимать меры, необходимые для восстановления общественной безопасности и порядка, в случае надобности с помощью вооружённой силы. С этой целью он может временно приостанавливать полностью или частично гарантии основных прав, данные ст. 114, 115, 117, 118, 123, 124 и 153».
Таким образом, президент мог одним росчерком пера отменить основные права граждан, гарантированные конституцией: свободу слова, печати, собраний и союзов, неприкосновенность личности, жилища, собственности и тайну переписки. Несложно догадаться, что президентская диктатура широко применялась в борьбе против оппозиции и против рабочего класса.
Конституция декларировала, что «судьи не сменяются и подчиняются только закону» (ст. 102). В отношении органов власти и управления земель, а также местных органов Веймарская конституция предписывала, что земли должны были иметь республиканскую конституцию; ландтаги и местные собрания должны избираться на основе всеобщего избирательного права, а правительства земель должны опираться на мнение ландтагов (ст. 17). Организация власти, название органов, административное деление в различных землях были разные.
Конституция устанавливала пропорциональную систему представительства. Конституция провозгласила «свободу и тайну выборов» (ст. 125), распространила положение о всеобщем избирательном праве на все выборы: рейхстага, президента, ландтагов земель и местных органов. Выбирать могли лица (в т.ч. женщины – впервые в Германии + ст. 109), достигшие 20-летнего возраста (ст. 22). Ст. 123- свобода собраний для немцев «мирно, без оружия».
Избирательная система была в целом лучше и демократичнее, чем в других капиталистических странах.
Конституционное закрепление Советов (ст. 165): «Рабочие и служащие получают для защиты своих социальных и хозяйственных интересов законное представительство в виде рабочих советов предприятий, а также окружных рабочих советов для отдельных хозяйственных отраслей и имперского рабочего совета».
Право на труд (ст. 163): «Каждому немцу должна быть предоставлена возможность добывать себе пропитание хозяйственным трудом. Поскольку ему не может быть указан соответствующий труд, он должен получать необходимую поддержку»
Право на страхование (ст. 161): «Для сохранения здоровья и работоспособности, для охраны материнства и для предупреждения экономических последствий старости, недугов и различных жизненных случайностей империя создаёт широко поставленное страхование, в котором страхуемым предоставляется решающее участие».
Церковь не была отделена от школы.
Итог:
Форма правления – смешанная республика, т.к.:
1. Президент избирается всенародно (а в парламентских республиках – парламентом)
2. Президент может сам распустить рейхстаг (а в парламентских республиках – только по рекомендации правительства)
3. Президент сам назначает имперское правительство.
Форма государственного устройства – федерация
Политический режим – демократия.
51. Законодательное оформление национал-социалистического государства в Германии в 1933-1934 гг.
30 января 1933 года Гитлер был назначен рейхсканцлером. С самых же первых дней своего правления фюрер стал ломать парламентский строй.
Начал он с самых ненавистных противников нацизма – немецких коммунистов. 24 февраля штурмовики при содействии полиции разгромили штаб КПГ. Нацистская пропаганда уверяла, что КПГ готовила государственный переворот. Конечно, тогда в это мало кто мог поверить. А такие способы борьбы с оппозицией вызывали отвращение у широких слоёв населения. И тогда нацисты пошли на необычный шаг – они с помощью спецотрядов штурмовиков 27 февраля подожгли здание рейхстага и объявили коммунистов виновными в поджоге.
На следующее утро Гитлер направился к Гинденбургу с проектом указа об «охране народа и государства». Указ упразднял важнейшие статьи Веймарской конституции, гарантировавшие демократические свободы граждан. Престарелому президенту Гитлер нарисовал страшную картину «коммунистических козней». Поджог здания парламента он изобразил как последнее звено разветвлённого коммунистического заговора, как сигнал к перевороту. Перепуганный генерал-фельдмаршал без особого сопротивления подписал указ. Статья первая указа давало право правительству вводить любые меры «по ограничению свободы личности и свободы мнений». Правительству разрешалось также ограничивать свободу печати, нарушать тайну переписки и телефонных переговоров, отдавать распоряжения об обысках и конфискации имущества и т.д. Фашистский террор, таким образом, официально был узаконен президентом республики.
Гитлер развернул широкомасштабную борьбу с коммунистами и иными своими противниками. Уже тогда существовали концлагеря и подпольные нацистские тюрьмы.
На 5 марта 1933 года были назначены очередные выборы в рейхстаг. НСДАП развернула широкомасштабную пропаганду, как идеологическими методами, так и силовыми (избиения и убийства противников фюрера). Но, несмотря на всё это, нацисты так и не смогли набрать абсолютного большинства голосов. Чтобы стать диктатором, Гитлер должен был полностью отбросить легальные средства, уничтожить парламент, ликвидировать демократический режим. Для этой цели нацисты представили на утверждение нового парламента «закон о ликвидации бедственного положения народа и государства». На заседание рейхстага, которое теперь проходило в Потсдаме, не пустили депутатов КПГ, а принятие закона сопровождалось угрозами расправы со стороны штурмовиков (согласно конституции, необходимо было квалифицированное большинство – ст.76).
В результате закон был принят 441 голосом против 94 (голоса социал-демократов). Он содержал всего пять статей. За правительством было окончательно закреплено право принимать законы без санкции парламента (ст. 1), при этом было оговорено, что законы, принимаемые правительством, могут не соответствовать конституции (ст. 2) – фактически эти положения делали конституцию фиктивной. Канцлер получал полномочия сам разрабатывать и вносить в правительство такого рода законы, и они вступали в силу на следующий день после их утверждения (ст. 3) – так Гитлер получал фактически диктаторские полномочия. Договоры с иностранными государствами не подлежали более ратификации парламентом (ст. 4).
Устанавливался и срок действия нового закона, он был введён якобы на 4 года до 1 апреля 1937 года (ст. 5).
21 марта 1933 г. – «закон против образования новых партий». В ст. 1 говорится, что в Германии в качестве единственной политической партии существует НСДАП.
1 декабря 1933 г. – «Закон об обеспечении единства партии и государства». В ст. 1 говорится, что НСДАП «неразрывно связана с государством».
14 февраля 1934 г. соответствующим законом был ликвидирован рейхсрат.
Полномочия рейхспрезидента также фактически были сведены на нет. 2 августа 1934 года Гинденбурга не стало. Прямо в день его смерти нацистское правительство издало указ о слиянии постов президента и канцлера («закон о верховном главе Германской империи). Гитлер, который теперь в одном лице олицетворял два высших поста в государстве, принял на себя тем самым и другую важнейшую функцию: он стал главнокомандующим вооружёнными силами Германии. Гитлер получил официальный титул «фюрера и канцлера Германской империи» и неограниченную власть.
Веймарскую конституцию, что интересно, фашисты так и не отменили официально. Чисто формально она действовала до конца Третьего Рейха.