Законы Вагнера 1935 г. и Тафта-Хартли 1947 г. в США.
ЗАКОН ВАГНЕРА 1935 г.– 229 стр. Хрестоматии
Другое название - «Акт о трудовых отношениях»
Впервые в истории США провозгласил официальное признание прав профсоюзов, и предусмотрел законодательные и судебные гарантии этих прав.
В ст. 7 Закона перечислялись права рабочих, нарушение которых входило в понятие «нечестная трудовая практика» предпринимателей, которым запрещалось вмешиваться в создание рабочих организаций, дискриминировать членов профсоюза при приеме их на работу (санкционировалась практика «закрытого цеха»), отказываться от заключения коллективных договоров с должным образом избранными представителями рабочих. Закон закреплял при этом так называемое «правило большинства», согласно которому от имени рабочих в договорные отношения с предпринимателем могла вступать лишь та организация, которая признавалась большинством рабочих, т. е. их профсоюз.
Закон закреплял и право рабочих на забастовку. Но всем своим содержанием он был направлен на сужение оснований для массовых конфликтов. С этой целью был создан новый орган – Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО), на который была возложена обязанность рассматривать жалобы рабочих на «нечестную трудовую практику» предпринимателя. Решения этого квазисудебного органа могли быть отменены только в судебном порядке.
Принятый в кризисной ситуации, преследовавший не в последнюю очередь политические цели Рузвельта перед очередными выборами Закон Вагнера 1935 г. создал определенный дисбаланс политических сил, ограничивая свободу действий, «нечестную трудовую практику» только предпринимателей, что не могло не вызвать бурного протеста с их стороны. Борьба вокруг Закона 1935 г. началась сразу же после его принятия. До 1937 г. борьба велась за признание закона неконституционным, затем за пересмотр его Конгрессом, в котором за последующие 10 лет было рассмотрено 200 соответствующих законопроектов.
В 1947 г. такой пересмотр состоялся, был принят Закон Тафта-Хартли, который действует по настоящее время.
ЗАКОН ТАФТА-ХАРТЛИ 1947 г. – 235 стр. Хрестоматии
Закон Тафта-Хартли (Закон о регулировании трудовых отношений) был призван создать механизм пресечения незаконных забастовок, а также предотвращения политизации профсоюзов. Достижение этих целей правящие круги видели в политике дальнейшей интеграции профсоюзов в регулирующий социальные отношения государственный механизм, а также в наделении президента значительными правами для предотвращения конфликтов в промышленности, особенно тех, которые угрожали общественной безопасности.
Закон пресекал ряд направлений «нечестной трудовой практики» профсоюзов:
§ запрещал некоторые виды забастовок, в том числе вторичные бойкоты (т. е. бойкоты против тех предпринимателей, которые не являлись непосредственными нанимателями бастующих рабочих),
§ стачки солидарности,
§ пикетирование предприятий с тем, чтобы добиться от предпринимателя заключения договора с профсоюзом, который не прошел установленной законом процедуры его официального признания,
§ забастовки государственных служащих,
§ стачки, создающие угрозу национальной безопасности, и т. д.
Допустимые формы забастовок оговаривались рядом условий:
§ введением двухмесячного «охладительного периода»,
§ обязательным извещением предпринимателя о намерении провести забастовку,
§ голосованием рабочих перед объявлением забастовки и проч.
Запретив договор «закрытого цеха» и ограничив возможность заключения договора «союзного цеха», Закон тем самым существенно ограничил право профсоюзов диктовать предпринимателям условия найма рабочей силы.
Закон создавал также постоянно действующий президентский механизм для пресечения «недозволенной профсоюзной активности». Президент мог запретить стачку на 80 дней, если, с его точки зрения, она «угрожала национальным интересам», мог обратиться в суд для вынесения судебного приказа о запрещении стачки, назначить арбитражную комиссию для рассмотрения трудового конфликта.
Значение Закона Тафта-Хартли:
1. привел большему упорядочению отношений между трудом и капиталом,
2. внес значительную лепту в согласование их целей и задач и тем самым способствовал укреплению политической стабильности, в чем интересы американских предпринимателей и профсоюзов никогда не расходились.