История государства и права зарубежных стран
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ЧАСТЬ 2
Ответы на экзаменационные вопросы 2011 года
1 потока ЮФ МГУ
Коллектив авторов
Коллектив авторов:
o Ахметов Азат Илдарович– основные вопросы 38 – 41, 54 – 59; дополнительные вопросы 17, 19, 29, 30;
o Грибкова Юлия Юрьевна – основные вопросы 16 – 22, 36, 48, 49; дополнительные вопросы 12, 13, 16, 18, 21 – 23, 25 – 28;
o Зикун Илья Игоревич – основные вопросы 1 – 8; дополнительные вопросы 1 – 11;
o Калайджян Офелия Гагиковна – основной вопрос 37;
o Кравченко Ксения Ивановна – основные вопросы 34, 35, 60;
o Садов Александр Сергеевич – основные вопросы 50 – 53;
o Сорокопуд Александр Владимирович – основные вопросы 9 – 15, 42 – 47; дополнительные вопросы 14, 15, 20, 24;
o Цветков Антон Сергеевич – основные вопросы 23 – 33.
Государственный строй Англии накануне революции. Петиция о праве 1628 г.
1)Государственный строй Англии имел традиционный характер. Правовой основой для него являлось общее право (common law). Согласно традиции, государство возглавлял король. Он обладал рядом прерогатив. Однако он рассматривался как часть Парламента, его власть не была абсолютной без согласия Парламента (king-in-parlament). Парламент включал в себя не только духовных и светских лордов, но и самого короля. Король созывал и распускал Парламент по своему усмотрению. Форму правления Англии этого периода называют «смешанной»: исполнительная и законодательная власть оказались соединены. Парламент нельзя отнести к органам какой-либо ветви власти: были и законодательная функция (принятие биллей), исполнительно-распорядительная (утверждение налогов), судебная (принятие билля об опале). В Парламенте формируются «комитеты всей Палаты» для предварительной выработки решения. В них не соблюдается парламентская процедура, поэтому можно было более глубоко вникнуть в суть вопроса. Король и Тайный совет мало влияли на выработку решений в этих комитетах. Тенденция к увеличению власти Парламента.
2) Петиция явилась результатом конфликта короля и Парламента. Король в очередной раз ввёл дополнительный сбор. 5 рыцарей отказались от уплаты. Их арестовали на основании, что так распорядился король. В конце 1627 король их освободил. Парламент узнал об этом, начался спор о королевских прерогативах. Начались разногласия между Палатой лордов и Палатой общин. Палата лордов, с одной стороны, выступала против произвола короля (хотела усиления власти парламента), с другой стороны, за власть короля (король – глава феодального строя, от него все привилегии). В результате была принята Петиция о праве 1628 года.
Произвол короля ограничивался:
- Нельзя принуждать участвовать в займах для короля;
- Новые сборы и налоги устанавливались совместно королём и Парламентом.
- Требование соблюдения ст. 39 Великой Хартии Вольностей.
- Солдаты не могут останавливаться на постой в домах мирных жителей.
- Ликвидация чрезвычайных судов.
- Беззакония, которые происходили до принятия петиции, не должны были стать прецедентом.
Законодательство Англии в период Реставрации монархии Стюартов. Habeas Corpus Act 1679 г.
Протекторат был свергнут. В 1660 году на трон призван Карл II Стюарт, который сразу потребовал казни убийц Карла I.
Бредская декларация. Провозглашается свобода совести. Человек не наказывается за религиозные разногласия, которые не нарушают спокойствия в королевстве. Споры, которые возникали насчёт земли, пожалованной солдатам в прошлые годы, разрешались через Парламент.
Акт об устранении остатков феодализма и установлении акциза. Упраздняются: 1. Палата феодальных сборов, 2. платежи при передаче и получении имущества, 3. сборы при заключении брака, 4. другие сборы такого же рода, 5. все держания от короля упраздняются. Поместья, имения, владения переходят в свободное держание.
Акт о добровольном и общем прошении, освобождении и забвении. Прежние договоры, обязательства сохраняются.
Habeas Corpus Act 1679 г.
I этап. Лицо, совершившее уголовное преступление, посажено в тюрьму. В течение 2 дней подаёт прошение о копии ареста и Habeas Corpus Act в королевский суд.
II этап. Королевский суд выдаёт writ (приказ) of Habeas Corpus. Приказ не выдаётся: 1. лицам, обвиняемым в измене государству или фелонии, 2. лицу, не уплатившему долг, 3. лицу, обвинённому в гражданском правонарушении. Приказ выдаётся: Высоким судом канцелярии, Судом Казначейства, Судом Королевской скамьи, Судом общих тяжб. Habeas Corpus Act действует на территории государства. Если Habeas Corpus Act незаконно не выдавался, то чиновники несли ответственность.
III этап. Доставка в суд для выяснения законности ареста (от 3 до 20 дней).
IV этап. Судебное разбирательство. Если арест незаконен, то освобождение. Если законен, то: 1) в тюрьму, если нет денег для залога, 2) освобождают под залог на поруки до рассмотрения дела по существу. Habeas Corpus Act заканчивает действие. Заключённого нельзя принудительно судить в другом месте. Допускается транспортировка по ходатайству заключённого. Допускается транспортировка из Ирландии, Шотландии, любого острова и плантации, которые принадлежат государству.
Арест должен быть законен. Заключённый имеет право знать, за что его арестовали. Ограничен срок предварительного следствия. Нельзя дважды арестовывать за одно и то же.
Плюсы:
1. древняя процедура Habeas Corpus впервые зафиксирована в документе,
2. должностные лица несут ответственность.
Минусы:
1. большой залог для освобождения,
2. Habeas Corpus Act мог быть приостановлен,
3. Habeas Corpus Act не распространялся на неоплатных должников.
ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
Конгресс созывает Конституционный Конвент для предложения поправок по инициативе 2/3 обеих палат Конгресса или 2/3 легислатур штатов. Поправки затем должны быть ратифицированы 2/3 легислатур штатов.
Билль о правах США 1791 г.
Билль о правах США – это первые 10 поправок к Конституции США 1787 года.
Билль принят Конгрессом в 1789 г., поправки вступили в силу в 1791 г.
Билль о правах условно можно разделить на 2 части:
1) Поправки I-IV: классические демократические права и свободы граждан
а) Свобода выбора вероисповедания
б) Свобода слова и печати
в) Право на мирные собрания и на петиции
г) Неприкосновенность личности, жилица, бумаг и имущества
д) Запрет необоснованных обысков и арестов
е) Право народа хранить и носить оружие
ж) Запрет постоев в домах в мирное время без согласия хозяев
2) Поправки V-VIII: гарантии правил «надлежащей правовой процедуры»
а) Право на информирование о сущности и основаниях обвинения
б) Право на безотлагательное и публичное разбирательство дела судом присяжных
в) Право на адвоката
г) Право не свидетельствовать против себя
д) Запрет на привлечение к ответственности повторно за одно и то же преступление
е) Запрет требовать чрезмерные залоги, штрафы, назначать жестокие и необычные наказания
Поправка X: всё, что не относится к компетенции США по Конституции, относится к компетенции штатов.
Конституция Пруссии 1850 г.
Октроированная - дарованная королем. Действовала до 1918 года. Принята как следствие революции 1848 года, не смотря на то, что революция была подавлена. Более обширный чем в предыдущих германских конституциях перечень прав и свобод.:
§ равенство всех перед законом
§ уничтожение сословных привилегий и преимуществ
§ доступность общественных должностей
§ личная свобода
§ неприкосновенность частной собственности и жилища
§ свобода слова, собраний, союзов
Подробная регламентация действия этих прав должна была конкретизироваться в текущем законодательстве, которое так и не было разработано.
Значительное внимание в конституции было уделено проблемам школьного образования. Было провозглашено бесплатное обучение в публичных начальных школах. Также декларировалась свобода науки и преподавания. В тоже время за школами осуществлялся строгий надзор, всякое вольнодумство мгновенно пресекалось. (Когда Бисмарка спросили, что стало главное силой объединившей Германию, он сказал - "школьный учитель".)
Система государственных органов Пруссии по Конституции 1850 г.:
КОРОЛЬ o Главнокомандующий o Решает вопросы войны и мира o Дипломатические функции |
ЛАНДТАГ |
1 палата Назначается королем |
2 палата 443 чел. Избирается |
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ |
МИНИСТРЫ |
Назначает и увольняет |
Назначает судей |
АРМИЯ |
Импичмент Контроль |
Может распустить Право вето |
Король неприкосновенен, но не священен, в его руках находится исполнительная власть, законодательную он осуществляет совместно с Ландтагом. Король назначает министров, и канцлера (глава правительства), а также членов верхней палаты Ландтага. Король может присутствовать на заседаниях Ландтага, имеет право роспуска и созыва Ландтага, обладает правом абсолютного вето. (но при роспуске он должен в установленный срок назначить перевыборы --> следовательно не может распустить парламент навсегда). Командование Армией также находится у короля. Король пожизненно назначает судей. Имеет право созыва народного ополчения, а также право при помощи армии подавлять внутренние беспорядки. Может единолично утверждать законопроект при особых условиях: "если этого требуют соображения внутренней безопасности и общественного порядка, во время парламентских каникул и если этот акт не противоречит конституции". Король решает вопросы войны и мира, в его руках находится международное сотрудничество (право заключать международные договоры), король обладает правом законодательной инициативы.
Ландтаг (парламент) - состоит из двух палат. В нижнюю палату проводятся двухстепенные выборы. Министры ответственны перед парламентом, используется принцип контрасигнатуры. Парламент осуществляет процедуру импичмента в отношении министров. Королю для утверждения закона касающегося финансов требуется согласие ландтага. Каждая из палат Ландтага обладает правом законодательной инициативы. Парламент может наложить вето на законопроект короля.
Судебная власть провозглашена независимой. Судьи занимали свои посты пожизненно, Отстранение судьи от должности возможно только лишь в силу судебного решения.
Этапы объединения Германии в XIX веке. Образование Германской империи. Конституция Германской империи 1871 г.
Первый этап
В 18 веке Священная римская империя германской нации лишь формально представляла собой единое государства, на деле же она состояла из 7 курфюршеств, 300 владений имперских князей и аббатов, вольных городов. Империя скреплялась культурной и языковой общностью народа.
Во второй половине 18 века влияние Пруссии внутри империи все возрастало. Там в период царствования Фридриха 2 проводилась прогрессивная для того времени политика просвещенного абсолютизма. Падение священной римской империи германской нации под ударами наполеоновских солдат дало, в тоже время, положительный импульс для развития Германии по капиталистическому пути. Наполеон значительно укрупнил политическую карту Германии. В 1806 г. был создан Рейнский союз в который в итоге вошли 36 зависимых от Наполеона государств. На этих землях внедрялось прогрессивное французское законодательство (ФГК, французская судебная система, отменены сословные привилегии дворянства и духовенства, отменена крепостная зависимость крестьян).
После сокрушительного поражения от Франции в 1807 г., Пруссия, лишенная половины своих территорий и обложенная огромной контрибуцией, благодаря лишь заступничеству Александра 1 сохранилась как государство. Процесс восстановления начался с серии буржуазных реформ (отмена личной зависимости крестьян, свободная купля - продажа земли, реформа армии, секуляризация церковных земель и др.), которые в последствии помогли стать Пруссии ядром объединения Германии.
В 1815 г. после завершения эпохи наполеоновских войн государствами победителями был создан Германский союз, в который вошли 35 суверенных государств Германии.
Второй этап
Борьба Пруссии за гегемонию в Германии. С 1818 (был принят прусский таможенный кодекс) по 1833 годы Пруссия боролась за создание единого экономического пространства на территории всей Германии. На этом этапе основным противником Пруссии была Австрия. В 1861 году Германский союз принимает Прусский проект торгового уложения. Для дальнейшего объединения Германии Пруссия силовым способом устраняет своих противников и присоединят новые немецкие земли:
- 1864 г. Война с Данией
- 1866 г. Война с Австрией (после этой войны Австрия окончательно теряет свое влияние в Германском союзе)
В ходе этих войн под рукой Пруссии были собраны все северные ряд западных и южных немецких государств. В 1866 г. был упразднен Германский союз и образован Северо-Германский союз, в который вошли 28 государств. Причина развала Германского союза – поражение Австрии в войне с Пруссией, Австрия ушла с политической арены). В 1867 г. принимается конституция Северо-Германского союза.
Третий этап
Завершила объединение Германии Франко - Прусская война 1871 г. Видя победу и силу Пруссии в состав Северо-Германского союза вошли последние немецкие земли (Баден, Бавария, Вюртемберг, Гессен-Дармштад). 18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма 1, провозглашена Германская империя. 16 апреля то гоже годы была принята конституция Германской империи (Das Reich Zwei). Объединение Германии завершилось.
Реформы
Перед новым правительством стояла задача укрепления политического и военного положения страны. Важным шагом к осуществлению этих целей стала аграрная реформа 1872-1873 гг. Реформа закрепила новые, уже сложившиеся к тому времени поземельные отношения, привела к ликвидации феодальных прав на землю. Земля превратилась в частную капиталистическую собственность, облагаемую, в замен феодальных платежей, единым поземельным налогом в пользу казны. У крестьян была изъята общинная земля, крестьяне арендаторы не получили землю в собственность. Реформа сохранила кабальные условия аренды земли и способствовала обезземеливанию крестьян, расширению землевладения так называемых новых помещиков, которые выходили из зажиточных крестьян и ростовщиков. В результате реформ у новых помещиков оказалась треть всей обрабатываемой земли. Высокий поземельный налог - до 70 % урожая определил главный экономический результат аграрной реформы.
Наряду с аграрной реформой важное значение для стимулирования развития капиталистических отношений играла капитализация компенсаций за утраченные феодальные привилегии 300 семействам бывших дайме (наиболее привилегированные аристократы) и 2 млн. самураев. Что способствовало к быстрому переходу последних в разряд торгово-промышленной и финансовой верхушки. В месте с землей дайме теряли и политическую власть в своих княжествах, от которой они отказались в пользу императора.
Этому способствовала и административная реформа, в результате которой, в итоге, были введены префектуры по всей территории страны. Вставшие во главе их префекты за свои действия несли строгую ответственность перед правительством. Таким образом был ликвидирован феодальный сепаратизм и завершено государственное объединение страны, способствовавшее развитию внутреннего капиталистического рынка. Реформа имела важные политические последствия. Сохранившееся помещичье землевладение и японский абсолютизм были взаимно-связаны. Помещичье землевладение могло оставаться нетронутым почти до середины 20 в. даже в условиях хронического кризиса сельского хозяйства, только за счет прямой поддержки абсолютистским государством. В тоже время "новые помещики" становились неизменной опорой поддерживающего их режима.
Проведение военной реформы было обусловлено выработанной в условиях угрозы внешней экспансии концепцией: "Богатая страна, сильная армия". Теперь низшие сословия были привлечены к несению воинской повинности. В 1873 г. принимается закон "о всеобщей воинской повинности", его принятие было связано с роспуском самурайских формирований, а также с провозглашением в 1871 г. равенства всех сословий.
Изменения в организации армии проведенные в ходе военной реформы:
§ создан Генеральный штаб, подчиняющийся напрямую императору.
§ 3 года действительной службы
§ призывы по 6 военным округам , с 20 лет, по одному человеку от каждой семьи
§ офицерами стали бывшие самураи
§ армейская идеология базировалась на средневековой самурайской морали с культом императора
§ воинская повинность не была всеобщей, от неё можно было откупиться, также от воинской службы освобождались студенты, чиновники и крупные налогоплательщики.
В 1872 г. был принят закон о ликвидации старых званий, упрощавших все сословное деление на высшую знать (дайме и кугэ), простое дворянство (самураи), и простой народ. Это уравнение не шло дальше допущения низших сословий к военной службе и разрешения смешанных браков. За представителями первых двух групп сохранялся ряд привилегий. (была возможность откупиться от наказания за совершенное преступление)
Помимо вышесказанного была осуществлена:
§ ликвидация внутренних таможенных границ
§ ликвидация всех ограничений торговли
§ упорядочение денежной системы
§ свобода передвижения и выбора профессии
§ государство вкладывало деньги в строительство мостов, железных дорог, телеграфных линий и т.д.
§ внедрение новейших технологий в производство проведена реформа в сфере образования, в ходе которой образование осталось платным и достаточно дорогим, но в тоже время повысился общий уровень грамотности, и с внедрением европейских достижений науки и культуры не был затронут внутренний духовный стержень японского народа.
Вывод: не смотря на противоречивость реформ периода реставрации Мэйдзи, они значительно ускорили модернизацию страны на пути ее капиталистического развития.
Конституция Японии 1889 г.
В 1889 году император октроирует конституцию великой Японской империи, отменить или изменить которую мог только он сам. Решающую роль в подготовке конституции сыграл глава конституционного комитета, первый премьер -министр Японии Ито, который считал центральной объединяющей силой внутри страны должна стать императорская династия, олицетворяющая государство и нацию.
Конституция представляла собой умелое переложение заимствованных принципов из западных конституций и в первую очередь из конституции Пруссии 1850 года.
Конституция характеризовалась следующими чертами:
§ государственный суверенитет принадлежал не народу а императору, обладавшему верховной законодательной исполнительной и судебной властью.
§ японцам предоставлялись права, но не как естественные и неотчуждаемые, а как дарованные императором.
§ каждое из закрепленных прав имело предел, очерченный в законе
§ разделение властей только дополняло власть императора
Император по конституции царствует и правит Японией, его особа священна и неприкосновенна, он принадлежит к вечной на все времена династии.
К ведению императора отнесено: вопросы войны и мира, заключение международных договоров, руководство вооруженными силами, право роспуска парламента, почетные награды и звания, введение осадного положения и т.д.
Законодательная власть также принадлежала императору, который осуществлял её в согласии с имперским парламентом. Император утверждал законы и предписывал их исполнение. В целях общественной безопасности и спокойствия указы императора могли приобрести силу закона между сессиями парламента (парламентские каникулы 9 месяцев в году).
Министры назначаются императором и ответственны перед ним. Их деятельность рассматривалась как служение императору - сакральному центру конституционного порядка. Нет вотума недоверия. Сам император ответственен только перед богами. Считалось, что конституция - божественный дар императора народу и самоограничение императора.
Парламент состоял из палаты пэров и палаты депутатов. Для решения вопросов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов. Каждая палата обладала правом законодательной инициативы, и правом выступать с представлениями правительству. Для нижней палаты был установлен 25 летний возрастной ценз, имущественный ценз в 15 иен прямого налога и ценз оседлости в 1,5 года. Женщины и военнослужащие не получили избирательных прав. В верхней палате заседали принцы крови, представители титулованной и финансовой аристократии - люди имеющие особые заслуги перед императором. Сроки полномочий: нижняя - четыре года, верхняя - семь лет.
Парламент практически не имел рычагов воздействия на правительство. Парламент не контролировал финансы т. к. без согласия парламента бюджет мог утвердить император, от парламентских запросов правительство могло уйти сославшись на секретность запрашиваемого вопроса.
Действительно сильными и наделенными властью органами в Японии в то время был Тайный совет, Гэнро (совет старейшин) и министерство двора. Тайный совет назначался Императором, члены тайного совета всегда происходили из высших военно-бюрократических кругов. Тайный совет был независим как от парламента так и от кабинета министров. Этот орган обсуждал важнейшие государственные дела по запросам императора (ст. 56). Гэнро - внеконституционный орган, несмотря на это оказывал значительное влияние на политику страны в течении полувека, состоял из знати занимавшей свои посты пожизненно. Вся армия и военный флот были напрямую подчинены императору минуя даже соответствующих министров в правительстве.
Глава 2 была посвящена правам (свобода перемещения, местожительства, защита от произвольных арестов, свобода петиций, союзов и др.) и обязанностям (налоги, служба в армии) японского народа. Все права осуществлялись в установленном законом пределе. Также было провозглашено формальное право на свободу вероисповедания, а бывшая до этого государственной религия синто перешла в разряд государственного ритуала. демонстрация = формального характера прав.
Конституция 1889 года была сугубо консервативной, но несмотря на это она стала определенным шагом на пути ограниченной демократизации японского общества, что положительно сказалось на дальнейшем капиталистическом развитии Японии.
История создания
Еще ходе революции 18 века были упразднены многие чисто средневековые гражданско-правовые институты и заложены основы современного частного права. Но только при Наполеоне сложились необходимые условия для принятия единого французского гражданского кодекса.
В 1790 году Учредительное собрание приняло решение о выработке г.к. Далее конституция 1791 года подтверждает необходимость принятия г.к., общего для всего королевства. В июне 1793 года Конвент вынес постановление о выработке г.к. в месячный срок.
1й проект Ж.Ж. Камбасереса, состоявший из 695 статей, был представлен для обсуждения в августе 1793 г. Но проект был признан слишком сложным и недостаточно революционным.
В сентябре 1794 года Камбасерес представил второй проект г.к. из 297 статей, в котором формулировались главным образом общие принципы, направленные на обеспечение естественных прав личности.
В июне 1796 г при Директории этот проект был существенно изменен. Новый г.к. обладал всеми кодификационными достоинствами и был в целом принят, но в действие вступили только две первые его статьи.
При Наполеоне речь пошла уже не о пересмотре имеющихся проектов г.к., а о создании совершенно нового проекта в духе "равенства, справедливости и естественных оснований".
13 августа 1800 года 1й консул издал постановление об учреждении Комиссии для выработки нового проекта г.к. В нее вошли четыре видных юриста, знатока римского и кутюмного права, назначенные самим Наполеоном: Тронше, Порталис, Биго де Приамне, Мельвиль. Сам Наполеон нередко участвовал в обсуждении норм будущего г.к. и иногда вносил туда существенные изменения и поправки. Комиссия подготовила 36 отдельных законопроектов по различным институтам гражданского права, которые были объединены и официально изданы под названием "гражданский кодекс французов" 21 марта 1804 года. При первой и второй империи он официально именовался Кодексом Наполеона.
{Почему не смогли ввести в действие г.к. разработанный в ходе революции? - нестабильная политическая обстановка, борьба за власть.}
Общая характеристика
Источники:
1. кутюмы Франции (юг-влияние римских норм, реципированного римского права, север-влияние норм германского права),
2. революционное законодательство,
3. старое (дореволюционное) законодательство в части, не противоречащей новому (революционному) законодательству,
4. проекты г.к. созданные в период революции до прихода Наполеона к власти (1799).
Схема построения кодекса: институцинная.
§ По схеме построения Институций Гая: 3 книги (лица, вещи, иски);
§ В ФГК: вводный титул, книга 1: О лицах, книга 2: Об имуществах и о различных видоизменениях собственности, книга 3: О различных способах приобретения собственности. Исков в ФГК нет ибо они перекочевали в французский ГПК.
Достоинства и недостатки ФГК:
"+":простой язык (написан как учебник; кодекс для всего народа), стройность изложения, сжатость, четкость формулировок, определенность и четкость трактовки основных понятий.
"-": много отсылочных норм, что в первую очередь связано с выбором институционной системы; некоторые нормы имели излишне общий, абстрактный характер, это привело к тому, что многое отдавалось на усмотрение судей. (в вводном титуле норма: судья должен решать спор, даже если закон молчит или его содержание не ясно).
Историческое значение.
Для Франции (как и для всего мира в целом) революционное значение, т.к. 1й кодифицированный свод гражданских законов Франции - унификация французского гражданского права, закрепил смену модели общественных отношений: переход от феодального к буржуазному гражданскому праву.
В мире ФГК оказал влияние на гражданское право 70 государств. Хотя, во многие из этих стран ФГК был принесен на штыках французских солдат.
ФГК, измененный и дополненный, действует до настоящего времени.
Дети по ФГК
- законнорожденные
- внебрачные
- незаконнорожденные в браке
- от кровосмесительного брака
(Подробнее см. 20 дополнительный вопрос)
Возможные изменения правового статуса детей: узаконение - своих детей (например внебрачных), усыновление чужих детей, также может быть учреждена опека над ребенком, не достигшим совершеннолетия (21 год)
История создания
Важнейшим событием на пути эволюции немецкого права являлось создание первого в истории Германии общегерманского кодекса – ГГУ в 1896 году. до этого в стране насчитывалось более 30 действовавших партикулярных правовых систем, также действовало общее право Германии, в состав которого входили имперские законы и пандектное право. В ряде областей действовал ФГК 1804 года. Многие из этих норм устарели и тормозили экономическое и правовое развитие страны. Поэтому в начале 19 века отдельные представители германской буржуазии и наиболее прогрессивные юристы выступили за единство и кодификацию гражданского права, но эти попытки потерпели крах, так как юнкерство (помещики), сохраняя политическое главенство, были против, опасаясь потери своих привилегий.
Объединение германских государств под главенством Пруссии и установление единой германской империи в 1871 году стало объективно благоприятным условием для кодификации. Начало было положено созывом Предварительной комиссии, сформированной Бундесратом в 1874 году, которая должна была создать общий план реформы. 2 июля 1874 года Бундесрат создал первую официальную комиссию по выработке ГГУ. Входило всего 11 членов. Материал был разделён на 5 книг:
- общая часть.
- вещное право
- обязательственное право
- семейное право
- наследственное право
Использовалась система пандектного права.
1887 год - опубликование проекта. В течение 2х лет обсуждение, подвергся резкой критике. Общие недостатки:
§ чрезмерная романизированность - много латинских терминов.
§ много определений
§ резкое несоответствие существующей действительности.
В результате принято решение о переработке проекта ГГУ коренным образом.
1890 год – создана 2я комиссия. Сюда уже вошли представители промышленников, банкиров и учёные – германисты. Они устранили множество сугубо римских принципов, появление ряда правил из германских источников.
1896 год – создан 3й проект кодекса, который представлен Рейхстагу. Обсуждался на пленарном заседании. Принят: 222 голоса «за», 48 – «против», 18 – «воздержались».18 августа 1896 года ГГУ стал законом. Вступил в силу – 1 января 1900 года. Параллельно с ГГУ вступил в силу новый торговый кодекс Германии => дуализм в гражданском публичном праве.
В общей сложности ГГУ создавали 22 года, а ФГК 4 года.
Структура
Состоит из 2385 параграфов. 218 статей в Водном законе. Построен по пандектной системе. Характерно наличие общей части и особенной части (обязательственное право, вещное право, брачно-семейное право, наследственное право).
Вводный закон – правила о времени вступления в силу ГГУ, о применении иностранных законов в Германии и ГГУ за границей. Было установлено правило: старые имперские законы оставлены в силе, так как обратное не установлено в ГГУ. Существуют в законе изъятия и права-привилегии для германского дворянства.
1 книга – Общая часть – статус физических и юридических лиц, нормы о сделках, сроках давности, вещах, самозащите.
2 книга - обязательственное право: общине положения об обязанностях из договоров, подробное регулирование об обязанностях из недозволенных действий.
3 книга - вещное право: институты владения и собственности, служебности, формы залога.
4 книга - брачно-семейное право. Правила, условия вступления в брак. Личные и имущественные отношения супругов. Условия недействительности, оспоримости, расторжения брака, институт родительской власти, опека, попечительство, правовое положение детей.
5 книга - наследственное право: обязательственная доля, порядок наследования.
Форма и язык сложен для восприятия, считается, что ГГУ может быть освоен только специалистами. Характерная черта – отсутствие общих юридических определений. Имеется ряд норм социально-этической направленности.
Основания развода.
1. виновное прелюбодеяние.
2. злонамеренное оставление.
3. нарушение одним из супругов своих обязанностей, в том числе жестокое обращение => невозможность продолжения брака.
Брак не может быть расторгнут по взаимному согласию.
ГГУ не знало легальной власти мужа над женой, но и не провозглашало равенства между ними. Закреплялся принцип главенства мужа в общесемейных делах, но у жены было право не подчиниться , если это было злоупотреблением права с его стороны. Замужняя женщина имела имущественную дееспособность. Кроме того жена должна была заведовать семейным хозяйством. В пределах домашнего хозяйства ей предоставлено право вести дела от имени мужа. ГГУ установил режим общности имущества с правом мужа управлять и пользоваться им. В рамках данного институт существовал институт внесённого имущества– имущество жены, принадлежащее ей до брака, приобретенноё во время брака . находилось в управлении и пользовании мужа. Также существовал институт отдельного имущества – личное имущество жены, всё что получила по наследству, приобрела самостоятельным трудом. Не находилось в управлении и пользовании у мужа.
Несовершеннолетние дети находились под родительской властью (отца и матери). Обязанность заботиться о личности ребёнка равным образом возлагалась и на отца и на мать. Но наиболее значительна власть отца, так как отец может прибегать к соответствующим исправительным методам, которые налагались опекунским судом. Отец имел право пользоваться имуществом детей. Но институт отцовской власти ограничен: 1- властью матери, 2- введением опекунского суда.
Улучшено правовое положение незаконных детей. Отец обязан до 16 лет выплачивать определённую сумму для содержания своего незаконного ребёнка в соответствии с положением матери этого ребёнка.
Образование ГДР и ФРГ. Основной закон ФРГ 1949 г. Объединение Германии в 1989-1990 гг.
После поражения Германии во Второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945 г.) Германия была разделена на 4 оккупационные зоны: советскую на востоке, американскую, английскую и французскую на западе. Совместному управлению подлежала столица – Берлин. Общее управление сосредоточилось в созданном 5 июня 1945 г. Союзном контрольном совете, в который входили командующие вооруженными силами оккупационных держав. Решения в Совете должны были приниматься на основе консенсуса, каждый член совета имел право вето, которым и воспользовалась в это время Франция, когда возник вопрос о создании центральных немецких департаментов. В каждой зоне осуществлялось управление по типу военного губернаторства, на которое возлагались все вопросы восстановления гражданской жизни, проведения политики денацификации и демилитаризации, преследования военных преступников и др.
В условиях, когда становилось все более очевидным, что преодолеть разногласия по вопросу создания единого немецкого государства в обозримом будущем не представляется возможным, страны Запада все более склонялись к идее образования государственности на территории западных зон оккупации. Большое значение при этом имело развитие и ужесточение «холодной войны». Восстановленное западногерманское государство должно было стать бастионом западной цивилизации, противостоящим коммунистической зоне влияния. Уже июне в 1946 г. государственный секретарь США Джеймс Бирнс заявил о коренном изменении сущности военного присутствия союзников в западной Германии: из оккупационной и контрольной она все больше превращается в оборонительную против СССР. По инициативе Штатов оккупационные зоны стали объединяться. Сначала объединились зоны США и Англии, образовав «Бизонию», затем к ним присоединилась Франция, и получилась «Тризония».
Было принято решение создать специальный орган