Каково постановление держать уразу в первые девять дней месяца зуль-хиджа
https://youtu.be/zoaxhYIlLWc
Вопрос: О том, что желательно держать уразу первые девять дней месяца зуль хиджа?
Ответ:
Зуль хиджа это месяц в котором совершается хадж, в нем день Арафата, в нем день тарвия, в нем день нахр (жертвоприношения) то что называется по-нашему «`идуль акбар» самый великий праздник, то есть «курбан байрам».
Так вот первые девять дней этого месяца зуль хиджы является желательным держать уразу, что касается десятого дня то десятый день уразу держать нельзя, потому что это день праздничный день.
Передаётся в хадисе со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими), что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах любит благодеяния, которые были совершены в эти десять дней больше, чем дела, совершённые в другие дни». Тогда люди спросили: «О посланник Аллаха, даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха?»Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Даже если этим делом будет джихад на пути Аллаха, за исключением того человека, который, выйдя на пути Аллаха, пожертвовал самим собой и своим имуществом».[Аль-Бухари, 969, Ат-Тирмизи, 757].
Сказал Ибну Хаджар: этот хадис взяли как довод на то, что желательно держать уразу в эти дни месяца зуль хиджа.
Прямого довода на держание поста в этом хадисе не указано, но сказано: «Аллах любит благодеяния, которые были совершены в эти десять дней больше, чем дела, совершённые в другие дни».
Но ученные все равно использовали этот хадис как довод на уразу потому что ураза является одним из видов благих дел, но получилась проблема то что десятый день человек не может держать уразу так как этот день является днем праздничным, а Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) указал на благость дел в первые десять дней месяца уразы. Но ответили на это другие обладатели знания то что первые десять уразы имеется ввиду в основном в большинстве, своем то есть если человек девять дней уразы продержит то он, можно сказать, продержал десять дней имеется ввиду большинство этих десяти дней он уразы продержал.
И так же затруднительным в этом вопросе является то что приходит у имама Муслима со слов Айшы о том что она сказала: «Я ни когда не видела что бы Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) держал уразу первые десять дней месяца зуль хиджы».
Сказал ан-Навави в ответ на это затруднение: Ее слова то что он (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) не держал уразу десять дней необходимо истолковать и разъяснить как то что возможно Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) не держал уразу, потому что болел или был в пути или по другим каким то причинам, или может быть Аиша просто не видела как он держит уразу в эти дни и не означает что он (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) действительно в эти дни уразу не держал, потому что известно что у Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) было множество жен так и он посещал каждую из этих жен в свой день то есть, возможно, то что он (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) держал уразу тогда когда не был у Айшы и поэтому она этого не видела, но это не означает что этого в действительности не было.
Сказал ибн Хаджар: Известно что Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) иногда оставлял совершение какого то дела не смотря на то что хотел его совершать и любил его совершение из страха то что это дело станет обязательным на его общине.
Как это приходит у Бухари и Муслима со слов Айшы то есть было такое что иногда Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) начинал постоянствовать в каком деле и это дело затем приходило относительно него постановление что это дело становилось обязательным для мусульман. И что бы такого не получалось Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), часто оставлял совершение некоторых благих дел совершение которых он любил и хотел для того что бы это не привело к тому что дальше это дело станет обязательным мусульманам.
Возможно, поэтому Он не держал уразу в эти первые десять дней месяца зуль хиджы, что касается остальных людей то постановление относительно них что ураза в эти дни является желательной.
[Примечание редактора стенограммы]:
Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Хвала Аллаху, который создал время и отдал превосходство определенному времени над другим, выделив некоторые месяца, дни и ночи, в которые увеличиваются благие дела. Награда в такие периоды времени увеличивается как милость от Аллаха для Его рабов, чтобы это было помощью им в увеличении совершения благих дел, стремлении к покорности и обновлению усердия”. См. “Лятаифуль-ма’ариф” 39.
Аль-Мунауи передал, что ат-Тыби сказал: “Благие деяния, как обязательные, Сунны и адаб, несмотря на свои различия в достоинствах, иногда имеют преимущество друг над другом. Ведь сколько таких деяний, над которыми остальные деяния имеют превосходство, становятся превосходящими остальные дела по причине определенного времени или места!” См. “Файдуль-Къадир” 5/584.
Также среди всех месяцев, Аллах выделил четыре, которые Он сделал священными. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (ат-Тауба 9: 36).
Что касается того, какие это именно лунные месяцы, то это сообщил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Время вернулось, приняв тот вид, который оно имело в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются запретными. Три из них: зуль-къа’да, зуль-хиджжа и мухаррам - следуют друг за другом, а четвертым является раджаб мудара, занимающий свое место между месяцами джумада санийа и ша’баном». аль-Бухари 3197.
Каждому мусульманину следует внимательно относиться к святости этих четырех месяцев, поскольку Аллах выделил их ввиду их особого значения и запретил совершать грехи из уважения к их святости, ибо грехи, совершенные в эти месяцы, считаются более тяжкими, чем в остальные месяцы, исходя из величия этого времени, которое Аллах сделал священным. Поэтому Всевышний Аллах говорит: «И не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (ат-Тауба 9: 36).
Всевышний Аллах также говорит: «О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца» (аль-Маида 5: 2).
Ибн ‘Аббас говорил: “Аллах выделил из двенадцати месяцев четыре, сделав их запретными, возвеличив их значение. И Он сделал так, что грехи в эти месяцы хуже, а благие деяния и награда выше!” Ибн Абу Хатим в “ат-Тафсир” № 10000.
И поистине, среди этих упомянутых времен года и месяцев, месяц Зуль-Хиджжа, десять первых дней которого являются величайшими днями года, о которых с соизволения Всевышнего Аллаха и пойдет речь.