Конституция как основной закон государства

Практические задания

Задача 1.

В тетради для семинарских занятий заполните по предложенной форме сравнительную таблицу общего определения и сущности, указанных понятий.

Понятие Определение понятия Сущность понятия
Право    
Государство    
Конституция    

Задача 2.

Между студентами юридического факультета возник спор. Студент Лисов утверждал, что Конституция как закон практически не применяется в реальных правоотношениях и не имеет большого значения для юридической практики. Студентка Зайцева наоборот утверждала, что Конституция государства это самый главный закон, который применяется во всех правоотношениях и обеспечивает законность.

Кто из студентов прав?

Изложите свою точку зрения по существу спора.

Задача 3.

Используя тексты конституций России, в тетради для семинарских занятий заполните по предложенной форме сравнительную таблицу элементов государственного строя, который закрепляли эти конституции.

Время принятия Конституции Форма правления Форма Государственного устройства Политический режим
Конституция РСФСР 1918 года      
Конституция РСФСР 1925 года      
Конституция РСФСР 1937 года      
Конституция РСФСР 1978 года      
Конституция РФ 1993 года      

Задача 4.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Означает ли данная норма, что любой международный договор обладает большей юридической силой чем Конституция РФ?

Задача 5.

Внимательно проанализируйте текст Конституции РФ, и внесите в таблицу номера всех бланкетных статей и названия федеральных конституционных законов, к которым они отсылают

Номер статьи (части статьи), где содержится бланкетная отсылка Наименование Федерального конституционного закона, к которому делается отсылка
   
   
   
   
   
   
   

Задача 6.

Мотивированно укажите, кто из перечисленных субъектов может вносить предложения о поправках в Конституцию РФ:

1. Законодательное собрание Забайкальского края

2. Президента РФ

3. Генеральный прокурор РФ

4. Группа депутатов ГД численностью 30 человек

5. Губернатор субъекта федерации

6. Народ

7. Съезд судей РФ

Задача 7.

Между студентами юридического факультета возник спор по поводу свойства прямого действия конституционных норм, закрепленного в ч. 1, ст. 15 Конституции РФ. Студентка Зайцева утверждала, что прямое действие Конституции фактически невозможно, так как ее нормы носят самый общий характер и в тексте конституции не закреплен детальный механизм ее применения. Студен Волков наоборот утверждал, что так как Конституция РФ обладает высшей юридической силой ее можно применять в любых правоотношениях.

Кто из студентов прав?

Изложите свою точку зрения по существу спора. (используйте Постановления Пленума ВС РФ)

Задача 8.

Фракция партии ЛДПР в Государственной Думе партии ЛДПР численностью 44 депутата выступила с предложением внести поправки в главу 2 Конституции РФ.

Может ли председатель Государственной Думы принять эту инициативу и начать работу над проектом?

Задача 9.

Сделайте сравнительную характеристику юридических свойств нижеуказанных правовых актов по предложенной форме.

Правовой акт Кто принимает Предмет регулирования Территория применения На кого действует Степень юридической силы
Конституция РФ          
Уголовный кодекс РФ          
Устав Забайкальского края          
Приговор суда          
Договор купли-продажи          

Задача 10.

Государственная Дума Федерального Собрания обратилась с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ. Государственная Дума в своем запросе исходит из того, что Конституция РФ не определяет, кто и каким образом осуществляет включение нового наименования субъекта РФ в ст. 65 Конституции РФ. В Конституционном Суде Представитель заявителя указал, что в ч. 2 ст. 137 Конституции не назван орган власти, который должен вносить изменения, и поэтому Президент РФ не может этого делать.

Прав ли заявитель? (дайте подробный ответ)

Разъясните порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции.

Задача 11.

Государственная Дума и Совет Федерации приняли закон о поправке в Конституции РФ. Председатель Совета Федерации направил принятый закон в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ с напоминанием, что закон нужно ратифицировать не позднее года со дня его принятия Советом Федерации? Однако в силу политической важности предлагаемой поправки 2/3 субъектов РФ – рассмотрели и одобрили закон в течении одного месяца.

Должен ли Совет Федерации ждать пока закон рассмотрят остальные субъекты до истечения годичного срока, либо наличие требуемого большинства одобривших субъектов РФ позволяет раньше подвести итоги?

Как следует поступить Совету Федерации в случае, если все субъекты РФ рассмотрели и одобрили закон о поправке ранее истечения годичного срока?

Задача 12.

В тетради для семинарских занятий заполните по предложенной форме сравнительную таблицу видов толкования Конституции РФ.

Вид толкования Субъекты толкования Способ оформления акта толкования
1. Официальное    
2. Неофициальное    
3. Научное    

Задача 13.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 11.12.1998 № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» было дано важное для практики назначения Председателя Правительства РФ разъяснение смысла конституционной нормы.

Ознакомьтесь с указанным актом официального толкования (дано в приложении настоящего пособия) и назовите, какие способы толкования применял Конституционный Суд РФ для разъяснения смысла нормы.

На основе этого Постановления дайте свое краткое толкование смысла ч. 4. ст. 111 Конституции РФ.

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральный конституционный закон от 30.12. 2008 № 6 ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной думы».

3. Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 № 5-ФКЗ «Об образовании в составе российской федерации нового субъекта российской федерации в результате объединения Читинской области и Агинского бурятского автономного округа».

4. ФЗ РФ от 04.03.98. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» // СЗ РФ. - 1998. - № 10. - Ст. 1146.

5. Указ Президента РФ от 09.01.1996 № 20 «О включении новых наименований субъектов РФ в ст. 65 Конституции РФ» // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 152.

6. Указ Президента РФ от 10.02.1996 № 173 «О включении нового наименования субъекта РФ в ст. 65 Конституции РФ» // СЗ РФ. - 1996. - № 7. - Ст. 676.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 «По делу о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ» // СЗ РФ. - 1995. - № 13. - Ст. 1207.

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 «По делу о толковании ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 3 ст. 108, ч. 3 ст. 117 и ч. 2 ст. 135 Конституции РФ» // СЗ РФ. - 1995. - № 16. - Ст. 1451.

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 № 15-П «По делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ» // СЗ РФ. - 1995. - № 49. - Ст. 4868.

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 «По делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции РФ» // СЗ РФ. - 1996. - № 18. - Ст. 2253.

11. Постановлении Конституционного суда РФ от 11.12.1998 № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1998. - № 52. - Ст.6447.

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - № 1.

13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2003. - № 12.

14. Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Утверждено Указом Президента РФ от 15.10.1993. № 1633 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 42. - Ст. 3995.

Тема 3.

Наши рекомендации