Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
Гражданское общество - можно определить как совокупность негосударственных институтов, отношений и интересов. Главным действующим лицом гражданского общества является личность как носитель определенных потребностей и интересов.
Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, центром которого является человек, личность, гражданин.
Признаки гражданского общества:
1. Это открытая для общения с другими обществами социальная систем.
2. Это сложносконструированная и плюралистическая система.
3. Это саморазвивающаяся и самоуправляемая система.
Принципы гражданского общества:
1.экономическая свобода, рыночная экономика
2.легитимности и демократический характер власти
3.признание и защита естественных прав человека и гражданина
4.равенство перед законом и судом
5.наличие правового государства
6.невмешательство государства в частную жизнь.
Структура гражданского общества:
1. личность
2.семья
3.школа
4.церковь
5.собственности и предпринимательство
6.социальные группы, слои, классы
7.частная жизнь граждан и ее гарантии
8.институты демократии
9.общественные объединения
10.независимое правосудие
11.система воспитания и образования
12.свободные средства массовой информации
13. негосударственные социально-экономические отношения и др.
Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации: проблемы и перспективы.
На сегодняшний день идеи господства права в масштабе того или иного и приоритета защиты прав личности получили широкое распространение практически во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и государственного управления, нарушения буквы закона.
Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества.
Россия, преодолев тяжелейший период постсоветской реформации, является очень молодой преемницей основ правовой государственности.
Устоявшийся термин «гражданское общество» восходит к древнеримскому слову civitas, обозначавшему гражданскую общину римлян, сообщество римских граждан. Вплоть до конца XVIII в. отсутствовало четкое различение неполитического (гражданского) общества и политического государства. Идея правового государства, при этом, была актуальной и волновала умы передовых людей всегда. Сам же термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно - в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века в работах К.Т.Велькера, Р. фон Моля и др. Однако, споры вокруг правового государства ведутся с самого зарождения этой политико-юридической конструкции. При этом, не подлежит никакому сомнению, что теория правового государства занимает достойное место среди достижений человеческой цивилизации, потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол.
Правовое государство - это и определенная философско-правовая теория, и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека. Его общечеловеческая ценность определяет и современные установки, устремления и усилия по формированию и развитию начал правовой государственности в посттоталитарной России.
В исследование проблем правового государства определенный вклад внесли российские дореволюционные юристы - Гессен, Кистяковский, Палиенко. В СССР концепция правового государства не признавалась. Современная Конституция РФ провозглашает Россию правовым государством. Процесс становления правового государства занимает длительное историческое время, не вводится единовременным актом. Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма
Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.
Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.
Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.
В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.
В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов — это не самое главное.